Я уверена, многие хотели бы работать в Яндексе, Сбербанке, Росатоме или Сибуре, но порой кажется, что попасть туда почти невозможно.
Если вы пробовали устроиться в известную компанию, но не получилось, или боитесь отправлять туда своё резюме, обязательно дочитайте эту статью до конца - я дам вам конкретные шаги.
Я Елена Маршалова, профессиональный карьерный консультант, HR-руководитель с опытом работы в международных и топовых российских компаниях.
Здесь всё для вашей карьеры.
Шаг 1. Подумайте, в каких компаниях вы хотели бы работать
Я уверена, многие сходу назовут три, максимум пять известных компаний. Но три - это конечно очень маленькая выборка, и на старте нужна воронка шире.
Поэтому выпишите себе список из 15-20 компаний, про которые вы слышали, или насчёт которых у вас есть какие-то ожидания, или, может, это будут лидеры вашей сферы. То есть составьте лист желаний.
Если вы на этом этапе вы не понимаете, какие компании хорошие, то это первый звоночек. Самая большая ошибка - мыслить абстрактно или «как придется».
- Посмотрите рейтинги работодателей или лидеров вашей индустрии.
- Поищите конкурсы в вашей сфере. Например, в HR есть ряд уважаемых премий, и компании туда подают заявки, через эти заявки можно узнать, что происходит в этих компания. И если бы я например сейчас присматривала себе компанию, где я могу реализоваться в сфере управления талантами, я бы однозначно посмотрела, какие компании, что сделали и какие заявки подали именно в сфере управления талантами. Это отличный источник.
То есть уходите от желания просто работать в хорошей известной компании к цели “Хочу работать в компании такой-то и такой-то”.
Шаг 2. Поищите, где конкретно эти компании размещают свои вакансии
Я вас удивлю, но не всё сводится к hh.ru, хотя по разным опросам, 99% людей ищут работу только там.
У всех крупных компаний как минимум есть свои порталы. И также часто можно увидеть их вакансии в профильных группах в соц.сетях.
Если вы претендуете на руководящую позицию, то учитывайте, что зачастую такие компании обращаются в кадровые агентства или используют свои внутренние кадровые агентства, и те в свою очередь публикуют вакансии без указания названия компании. Но как правило дают некие характеристики, которые помогают вам прикинуть, вписывается ли эта компания в ваш лист желаний.
Шаг 3. Посмотрите вакансии вашего профиля
Не для того, чтобы откликаться, а чтобы понять реальные требования и реальные задачи.
Многие даже не отправляют свои резюме в такие компании, потому что страшно. Кажется, где компания, а где я со своим опытом.
Этот шаг нам нужен для того, чтобы здраво, объективно оценить свои силы.
Шаг 4. Посмотрите критически на своё резюме
Ответьте себе на 3 вопроса:
- На сколько процентов мой опыт в резюме соотносится с требованиями и задачами?
- Насколько четко я донес(ла) в резюме, что я успешно решал(а) эти задачи?
- Есть ли конкретные подтверждения и кейсы в моем резюме?
Важно помнить, что чем известнее и интереснее компания, тем больше желающих там работать. И конкуренция там выше, поэтому ваша задача выделяться.
При этом на самом деле примерно половина всех откликов - вообще не релевантные. То есть люди как рассуждают:
- О, Яндекс! Ну и что, что в вакансии написано “С опытом управления командой из 5 человек”. Я не управлял людьми, но отправлю свое резюме, пусть эйчары сами придумают, куда меня применить, может найдут должность попроще.
- Ну и что, что компания продуктовый маркетолог, а я был аккаунт-менеджером. Может что-то вычленят из моего резюме.
Реально люди часто считают, что это задача рекрутера - найти вам применение в компании. Но это не так.
Поэтому ваша задача сделать резюме релевантным, продающим, чтобы из него реально была видна ваша экспертиза, а не просто набор функционала, которым вы занимались.
У меня есть трехчасовой разбор резюме подписчиков. Я разобрала 20 реальных резюме разных сфер и должностей. Он точно поможет вам по-новому посмотреть на своё резюме.
Или мой урок по созданию сильного продающего резюме, где вы пошагово учитесь презентовать себя таким образом, чтобы уже из резюме вы стали интересным кандидатом и была понятна и видна ваша экспертиза и ваша ценность.
Если вы рассматриваете для себя смену работы сейчас или в будущем, сейчас лучшая возможность качественно и профессионально доработать резюме и облегчить себе этот путь. Резюме, как ни крути - это главный и часто единственный способ пробить эту безликую стену с работодателем, чтобы вас пригласили на собеседование. И грамотная презентация уже на этапе резюме напрямую влияет на итоговую цифру в оффере.
Шаг 5. Отклики
Вы можете использовать те каналы, которые нашли. В идеале задействовать ваш нетворкинг. Это не блат, а деловые связи и люди, кто может поделиться с вами контактами ответственных эйчаров. Или передать им ваше резюме.
В крупных компаниях часто есть реферальные программы для сотрудников - и это тоже отличная точка входа. И если хорошо поискать, то, возможно, среди ваших знакомых есть те, кто уже работает в одной из компаний вашего списка желаний и будет ради привести друга и получить бонус.
Шаг 6. Интервью
Когда дело дойдет до интервью важно помнить 3 вещи:
1) Во-первых, процесс найма обычно выстроен, и вас ждет серия интервью с HR, с нанимающим руководителем и зачастую с руководителем +1 уровня. И надо быть к этому готовыми. И как бы вам не нравилось общаться с HR, скорее всего этот этап у вас будет, и лучше всего сделать HR своим союзником.
Недавно у меня был клиент на руководящую позицию, я ему помогала подготовиться к интервью с HR-руководителем. Эта подготовка ему помогла уверенно держаться на интервью, и лучше себя раскрыть, и он понравился HR. Она призналась, что уже есть префинальный кандидат, но на ее взгляд мой клиент подходит на эту роль больше. И что она попробует согласовать интервью с собственником. И действительно смогла отстоять его, помогла дополнительно помогла подготовиться к интервью с собственником. То есть стала его союзником.
2) Из этого еще одно правило: надо быть уверенным, уметь выделяться. Да, конкуренция естественно, есть - вы конкурируете с такими же сильными кандидатами, и многое решает ваша уверенность в себе и в том, что вы этой работы действительно достойны.
3) В-третьих, в таких компаниях всегда большое внимание культуре и ценностям. И нанимают не только по уровню ваших профессиональных навыков, но и по софт-скиллам. И их тоже надо демонстрировать на интервью. У эйчара или руководителя нет задачи распознать в вас лидера, или догадаться насколько вы инициативный, если вы сами не рассказываете о своих инициативах. Поэтому помогайте интервьюерам, рассказывайте сами.
Я часто провожу тренировочные интервью с клиентами, и клиенты не рассказывают сами никакие кейсы и примеры, хотя я как консультант знаю, что они есть. А на вопрос “Почему?” отвечают: “Ну не было прямого вопроса, расскажите, чем гордитесь”.
Поэтому находите сами моменты в интервью, где будет удобно рассказывать ваши успешные кейсы.
Шаг 7. Очень важный
Крупные компании - это всегда не одно юридическое лицо и одна команда - это целая сеть филиалов, дивизионов, проектов. И часто они не пересекаются друг с другом. Поэтому, если вам не понравилось или вы не подошли в одну команду, это не повод считать, что Сбербанк не для вас, Яндекс не для вас. Если эта компания в вашем списке желаний, попробуйте другие вакансии в других командах.
У меня было как раз так, когда меня хотел нанять Росатом. Меня сначала пригласили познакомиться в один дивизион в одну команду. У меня было собеседование сразу с нанимающим руководителем, потому что меня порекомендовали. Я его прошла, пообщалась с руководителем +1, но мы не сошлись в стиле работы.
И так как при этом у них сложилось хорошее впечатление обо мне и о моих компетенциях, мне предложили пообщаться с руководителем другого дивизиона. С ней у нас уже с первых минут было полное совпадение, и в тот же день я получила предложение.
Потом мы с коллегами пересекались в работе, и у нас были хорошие дружеские отношения, хотя кому-то ситуация может показаться неловкой. Но для больших компаний это абсолютно нормально.
Итак, друзья, как видите, в крупных известных брендовых компаниях есть особенности, местами от вас требуется больше усилий. Но, на мой взгляд, игра стоит свеч.
Если вы дочитали эту статью до конца, поставьте, пожалуйста, лайк и напишите, что думаете по этому поводу. Это очень важно для меня и для алгоритмов, чтобы больше людей могли осознанно управлять своей карьерой.
Если вы работали или работаете в крупных компаниях, поделитесь вашими историями.
Кстати, в моём Телеграм-канале - кладезь полезных и бесплатных материалов по самым разным темам: от поиска работы и подготовки к интервью до повышения самооценки и личного бренда: https://t.me/lenacareer