Более 40 фотографий.
Ratbike или Байк-крыса - это направление в кастомайзинге, когда мотоцикл собирают из всякого хлама, ну или хотя бы внешне украшают всяким мусором.
Можно, конечно, сказать, что это не стиль, а мусорка на колёсах, но тут скрыто несколько идейных пластов, и всё не так просто.
Начать можно с мысли, что ездить на мотоцикле хочется много кому, а вот позволить себе новый байк могут не все. Вот и собирают люди себе транспорт из подручных материалов. У нас это называется колхозинг. Тут главное, чтобы ехал - это уже хорошо!
Очень примечательна история Эмиля Лере (Emile Leray). В 1993 году он ехал на своем 'Citroen 2CV' в Марокко через пустыню, так как основную трассу перекрыли из-за военных действий. На одном из ухабов машина подскочила чуть выше обычного и ухнула вниз с громким металлическим скрежетом. Оказалось, что из-за усталости металла сломан нижний рычаг подвески и передняя часть рамы, а также загнулась передняя ось. По приблизительным расчетам до ближайшей деревушки было около 20 миль по пустыне. Эмиль не был уверен, что дойдёт пешком....и решил собрать из остатков автомобиля мотоцикл!
«Отпилив ножовкой поперечные передний и задний лонжероны, — вспоминает Эмиль, — я получил основу рамы мотоцикла. Мотор с коробкой передач водрузил в центре. Нужно было оставить место для АКБ, бензобака, поклажи и рулевого управления». Но самое поразительное в этом аппарате — привод. В пустыне нет ни цепей, ни лишних шестеренок. И Эмиль решил прижать левый тормозной барабан к заднему колесу мотоцикла , чтобы тот вращал его за счет трения. Единственный недостаток такой схемы — обратное вращение колеса, поэтому, чтобы мотоцикл ехал вперед, в коробке придется включить задний ход. (Примечание: эту схему с тормозным барабаном я не понял, может кто в комментариях объяснит...)
Цель этого аппарата — доставить седока до цивилизации. Здесь нет тормозов, скорость в пределах 20 км/ч, нет глушителя, подножек. Устойчивостью двухколесный "верблюд" не отличался, часто заваливался набок, а во время первого старта и вовсе описал сальто, чуть не придавив своего погонщика 200-ми кг чугуна и стали.
С собой в обратный путь Эмиль взял немного — полтора литра воды, инструмент, постель, карты, компас и палатку, сшитую из матраца и полотенца. До темноты он добрался до дороги и устроился на ночлег. Разбудил его полицейский патруль, который в эту дикую историю не поверил. В итоге чудо-мотоцикл был отправлен на штрафстоянку за несоответствие документам транспортного средства. Позже Эмиль Лере выкупил свой байк и увёз домой во Францию.
Вернёмся к нашим "крысам".
В 80-е годы становится популярна тематика постапокалипсиса. Кино пропагандирует преимущества мотоциклов при передвижении по осколкам цивилизации. И появляется целое направление кастомайзинга - Мотоцикл для выживания. По сути тот же колхозинг из подручных материалов, но теперь осознанный и целенаправленный. Люди стали фантазировать на тему, как бы мог выглядеть мотоцикл будущего... Мрачного будущего.
Железная зверушка может быть страшной, но она должна ездить, быть функциональной. Постепенно сформировались целые сообщества любителей этого стиля. Да, "рэтбайк" превратился в стиль. Девиз - чем страшнее, тем лучше!
В какой-то момент в движению по созданию "крысобайков" потекло бабло. Люди устали от выхолощенных ярких блестящих чопперов с красивой аэрографией, а выделиться хотелось. Стали появляться очень дорогие кастом-проекты с искусственным старением деталей, специально заржавленным металлом, покрытым сверху толстым слоем лака. Особый смак, взять люксовый мотоцикл и превратить его в грязную помойку.
Нередко при создании рэтбайка используют детали скелетов или кукол. Выглядит жутко.
Недавно в Екатеринбурге проходила выставка кастом-байков на фестивале "Движение". Там присутствовал проект из Харлея в стиле ratbike. Дорого-богато.
Нравится ли мне это направление кастомайзинга? Я к нему никак не отношусь - существует и существует. Но факт, что оно популярно. А вы что думаете, можно ли назвать "крысы" стильными?
Другие статьи на канале:
Мотостихи
Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме. Там вы сможете стать участником проекта "Интервью с мотоциклистом".
Поддержать развитие канала: