Решетников - поэт советского детства. Это его визитная карточка - хрестоматийная картина "Опять двойка". Любимейшая тема, однако, не была у художника единственной. Были портреты, картины о покорителях Севера, о Войне. И карикатуры.
И картина, которая основательно забыта критикой, практически неизвестная публике (хранится в запаснике Третьяковки), технически - действительно картина. Триптих. Но по жанру - карикатура. Судите сами:
Можно было бы подумать, что художник - убеждённый реалист, не признающий никаких других "стилей", высмеял коллег? "Бульдозерную выставку"? Но нет, картина написана в 1958 году. До исторической выставки (исторической потому что глава государства не постеснялся произнести вслух, ЧТО он думает об этом "искусстве) ещё четыре года!
Так что смеёмся над происходящим "у них". До нас ещё не дошло.
Картину в новом вкусе может нарисовать и обезьяна. И несложно найти того, кто воспоёт за скромный гонорар. И хозяин обезьяны способен выучить несколько умных слов, чтобы назвать это творчество подопечного каким-нибудь "...измом". И интеллектуалы сделают вид, что в этом что-то есть.
А гляньте-ка на художника справа! Как ни старается нарисовать не лучше обезьяны, ему почему-то не перепадает...
А почему только обезьяна? Попробуем поручить ослу!
Неважно, кто именно заляпает холст, важно убедить толстосумов, что искусство - лучшее вложение. Оно с годами будет только дорожать!
Но в конце-то концов... почему ослу готовы платить, а художнику - нет?! Попробуем нарисовать по-ослиному...
И если абстракционизм родился, как считается, в 1913 году, то прогресс за 45 лет несомненен: художники научились-таки рисовать по-обезьяньи!
А то, что с такой выставки в ужасе сбежали титаны Возрождения... неважно. О них и на родине стараются не вспоминать.
Наброски, не вошедшие в окончательный вариант, стали карикатурами для "Крокодила":
Но похоже, новое поколение художников не поняло насмешки. Сочли это прямым руководством к действию: попробуем рисовать, как на продвинутом Западе - и нас примут в цивилизацию!
Попробовали. Вспоминают выставку, разнесённую Хрущёвым, как живым бульдозером, до сих пор. А заодно и брежневский, буквальный бульдозер 1974 года.
Готова ещё раз выслушать, что понимаю в живописи, "как свинья в апельсинах" - мне это уже сообщили. Но что поделаешь? "С умным спорить глупо, с глупым - бесполезно".
А в данном конкретном случае я целиком на стороне... бульдозера.