Как часто вы позволяете себе ответить отказом? Мы боимся задеть человека, усугубить ситуацию, потерять своё место, и находим ещё десятки причин отказать себе в простом удовольствии - слове «нет».
Отказ от отказа может причинять дискомфорт не только нам, но и другим людям. Картина может быть довольно пугающей, особенно, если перед нами авторитетный человек.
Многие жестокие вещи, такие как лагеря смерти в 30-е и 40-е годы прошлого века, пришли в голову маленькой группе людей. Тем не менее, под их началом в крови погрязли тысячи тех, кто повиновался без задней мысли. Многие из них оправдывались на Нюрнбергском суде тем, что не имели выбора, ведь им приказывали делать эти страшные вещи.
В 1963-м году профессор Йельского университета Стэнли Милгрэм решил провести эксперимент.
Перед экспериментом
По объявлению в газете было набрано 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, физически и психически здоровых, среднего достатка. За участие в эксперименте предлагалось 4,5$.
Целью эксперимента назвали изучение влияния боли на память и мышление.
Для реалистичности людей попросили пройти жеребьёвку, чтобы распределить роли «ученика» и «учителя» в эксперименте.
Ход эксперимента
Как упоминалось выше, один из исследуемых был учителем, второй учеником. Ученика размещали в специальную закрытую комнату и подключали к генератору тока. Учитель же находился в другой комнате, где находился генератор и ряд выключателей с маркировкой от 15 до 450 вольт, имеющей пометку «Опасно для жизни».
Участникам давалось задание: учитель должен зачитать серии слов (например: машина, самолёт, скутер, пароход), ученику необходимо было запомнить эти ряды и при повторном зачитывании выбирать правильные ответы.
За каждую ошибку, ученик получал удар током, который посылал учитель. Чем больше ошибок, тем сильнее удар.
Важно, что помимо учителя и ученика, в эксперименте присутствовал третий участник - эксперт или экспериментатор. Он находился рядом с учителем и наблюдал за ходом эксперимента, внося детали в протокол.
Естественно, чем дальше заходил эксперимент, тем чаще ошибался ученик, и тем более сильные удары током он получал. В определённый момент от ударов начинали прорезаться стоны и крики.
Дойдя до отметки в 300 вольт, ученики переставали давать ответы, но эксперт рекомендовал расценивать отсутствие ответа как ошибку и продолжать эксперимент.
Вы наверняка задались вопросом, почему учителя просто не откажутся продолжать?
Я отвечу. Они пытались (почти все). Кому-то это даже удавалось.
Дело в том, что каждый раз, когда учитель начинал сомневаться в необходимости продолжать эксперимент, эксперт настаивал на том, что нужно, нет, абсолютно необходимо продолжать.
Столь уверенные заявления человека, явно разбирающегося в теме, позволяли на время забыть о беспокойстве. Но оно возвращалось, когда человек в комнате переставал подавать признаки жизни, люди начинали переживать за жизнь ученика и свою свободу, ведь это могло легко расцениваться как убийство или причинение вреда здоровью.
Однако, многие успокаивались после слов экспериментатора, что вся ответственность лежит на них, предоставляя соответствующую бумагу. Шоу продолжалось. До 450 вольт. В гробовой тишине.
Правда эксперимента
Когда учитель окончательно отказывался продолжать эксперимент под любым предлогом, или доходил до 450 вольт, ему предлагали заполнить анкету, в которой он описывал свои чувства на протяжении эксперимента.
Многие первым делом требовали увидеться с напарником. Какого же было их удивление, когда ученик выходил из комнаты в полном порядке...
Да. Ученика на самом деле не подключали к генератору. Жеребьёвка так же была подставной. В эксперименте был лишь один подопытный, остальные - актёры.
Настоящей целью эксперимента было выяснить, как далеко может зайти человек, осознающий последствие своих действий, но получающий указания от авторитетной персоны.
Прогнозы и результаты
За несколько дней до эксперимента, Милгрэмом было опрошено несколько студентов. Большинство из них предположило, что до последней кнопки дойдут 1-2%.
Милгрэм так же опросил 39-ть психологов и психотерапевтов. Большинство сошлись на том, что только 20% дойдут до порога в 225 вольт, а до конца дойдёт 1 из 1000.
Итог был шокирующим, но больше печальным.
Из 40 человек, лишь один остановился до 300 вольт, пятеро остановились на 300 В, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до 450 В.
Подумаем
Первое, что предположили учёные и общественность - всё дело в мужицкости! Да, многие утверждали, что дело в природной жестокости и агрессивности мужчин. Однако, позднее был проведён повторный эксперимент, в котором были задействованы исключительно женщины. Какой вы думаете итог? Верно, аналогичный.
Выходит, все люди садисты и жаждут чужих страданий? Может быть. Только многие в ходе эксперимента проявляли все признаки дискомфорта (краснели, потели, тряслись, иногда причиняли себе боль).
Таких экспериментов было проведено около десятка. На их основании было выведено две закономерности.
1) чем дальше ученик от учителя, тем дальше зайдёт эксперимент;
2) чем ближе эксперт к учителю, тем дальше зайдёт эксперимент.
С первым всё понятно, когда человек корчиться от боли у тебя на глазах, ты переступишь через себя и откажешься продолжать. А вот второе уже интересно. В большинстве случаев, как только эксперт покидал комнату, учитель прекращал эксперимент.
Вывод здесь один. Человек не способный вовремя сказать «нет», в прямом смысле опасен для себя и других. Учитесь говорить «нет», учитесь принимать отказы. Это сделает вас человечнее как минимум 65% населения Земли.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал, тут интересно для тех, кому интересно.