Найти тему
Есть мнение

Как отказ от "традиционных" ценностей стал решающим фактором развития европейской цивилизации

Есть мнение, что мир таков, каким его создали европейцы. И это не мнение, а факт. В мировой истории сложилось так, что так называемый "Запад" оказался наиболее развитой и прогрессивной цивилизацией, нежели весь остальной мир. Европейская цивилизация смогла вырваться вперёд, несмотря на то, что страны Востока издревле опережали государства других регионов мира в экономическом и культурном развитии. Она превратилась в культурный и экономический центр мира. Европейцы создали современную науку и медицину, проложили путь к технической революции и взрывному росту населения. Европейцы открыли и заселили новые земли. Их политическими системами и институтами пользуются до сих пор все передовые страны мира. Не потому ли они и по сей день продолжают диктовать свои условия всему миру, навязывают всем народам планеты свои ценности.

Тема неожиданного подъема европейской цивилизации всегда интересовала ученых. Исследователей интересовал вопрос, почему не густонаселенная и богатая Азия, а Европа стала местом взрывного экономического роста. Почему страны Ближнего и Дальнего Востока не смогли добиться такого же развития? Как вышло, что из разрозненных варварских племен возникла цивилизация, которая дала миру пример мощного и непрерывного промышленного прогресса? Почему капитализм возник и успешно состоялся именно в Западной Европе?

Ученые сходятся во мнении, что этому способствовал целый ряд факторов (от наследия римского права и античной учёности до колониальной политики, а также климат, география и множество иных факторов). Профессор эволюционной биологии Джозеф Хенрик считает, что успех европейской цивилизации в первую очередь надо искать в психических отличиях "западного" человека от "обычного". Он считает, что в силу специфики исторического развития определенный народ начинает обладать национально-психологическими характеристиками, отличающими их от других народов. Речь же пойдет не о каком-нибудь культурологическом расизме, доказывающем и обосновывающем превосходство Западных стран и народов над остальными - ничего подобного ученый не доказывает. Его исследование, которое он проводит в книге "Самые странные в мире" ( в оригинале книга называется "The WEIRDest people in the world"), вполне нейтрально, корректно и научно. В своей книге он отслеживает культурную эволюцию родства, брака, религии и государства, демонстрируя воздействие друг на друга этих институтов и психики людей. Антрополог приходит к выводу, что европейская цивилизация уникальна среди мировых цивилизаций тем, что ставит личность, в отличие от коллектива, на центральное место. Европейцы сосредоточены на себе, а не на взаимоотношениях с другими людьми и устойчивых социальных ролях. Люди Запада меньше подстраиваются под окружающих людей при формировании своего мнения. Среди прочих психологических качеств он выделяет высокий уровень индивидуализма, склонность к аналитическому мышлению, высокую степень доверия к незнакомцам. Хенрик называет европейцев - "странными" людьми - WEIRD (английское слово weird может означать "странный", "причудливый", "нелепый", "таинственный" или даже "роковой"). В то же время WEIRD - это авторская аббревиатура: Western (западные), Educated (образованные), Industrialized (промышленно развитые), Rich (богатые) и Democratic (демократические).

-2

Почему общества WEIRD - являются "странным" явлением? Потому как по меркам всего остального человечества - оно очень странное.

Начать стоит с того, что из себя представляют "незападные общества". Это сообщества, в которых наблюдается сильное давление институтов, основанных на родстве. Обязательства и привилегии в таких обществах передаются из поколения в поколение. Каждый индивидуум такого сообщества понимает, что является звеном большой сети родственников, которая простирается в пространстве и назад во времени. Успех каждого отдельного человека зависит от безоговорочного подчинения авторитетам, умения руководить другими членами группы, четкого понимания того, кто входит в ваше сообщество, а кто нет, и продвижения собственного клана за счет других родственных групп. Все важные моменты жизни, вплоть до того, с кем вступать в брак, за человека решаются автоматически благодаря устойчивой и наследуемой системе социальных связей. В свою очередь, чтобы поддерживать такие связи, нужны регулярные обмены супругами, а это означает, что новые браки так или иначе будут заключаться между дальними родственниками. Родственные структуры поддерживаются такими традициями, как полигиния (многоженство), усыновление и повторный брак. В таких традиционных обществах позволяется, чтобы оставшийся в живых супруг брал в жены (мужья) сестру/брата умершей/го, чтобы собственность оставалась в семье, а дети имели достаточно ресурсов для взросления. Южные горные регионы России являются примерами традиционных родо-племенных обществ с коллективной ответственностью.

Такие "незападны сообщества", в отличие от западных, - нормальное явление. Здесь стоит обратиться к биологической природе человека. Человек от природы - суперобучающийся, суперприспосабливающийся организм, то есть достаточно сильный конформист. С точки зрения нейробиологии конформизм - это эволюционно стабильная, недорогая стратегия обучения: мы можем учиться на чужих ошибках и не рисковать, поэтому с точки зрения выживания лучшей стратегии не существует. Эволюция не приветствует индивидуальную самостоятельность, потому что "на длинной дистанции" опыт множества поколений, суммированный в готовом пакете культурных навыков, всегда выигрывает. Хенрик этот момент убедительно демонстрирует в своей книге "Секрет нашего успеха". Он показывает, что человек по своей биологической природе готов подчиняться мнению большинства. Главная задача огромного человеческого мозга - не сделать своего обладателя гением, а довести до максимума способности к социальному обучению, то есть к перенятию навыков у других особей своего вида. Потому весь комплекс институтов, основанных на родстве, обладает огромной силой, преодолеть которую человеку крайне сложно.

Что за таинственная аномалия случилась, благодаря которой западная цивилизация получила свободу?

Буквально в первой же главе Хенрик "странность" западной цивилизации связывает с таким элементом нашей культуры и социальной жизни, как религия. Он считает, что религия внесла неоценимый вклад, став той искрой, которая и зажгла пламя цивилизации Запада. Ранее племена в Европе жили группами, но ранняя Церковь, а потом и католическая, "взломали" традиционные семейные отношения, основанные на родстве, и создали в обществе новые степени свободы. Церковь включилась в установлении той формы сексуальной жизни своих подопечных, которая якобы "наиболее благоприятна богу", а на деле выгодна церкви. Церковь, ослабив структуры, основанные на родстве, сама заняла место рода. Поскольку была заинтересована в имуществе прихожан, чтобы те оставляли его ей после смерти. Собственность уходила от семьи и приходила к Церкви. А растущее богатство позволило Церкви завоевывать ещё больше сторонников и лучше обеспечить соблюдение своих установок, получая еще больше богатств. С помощью убеждений, ритуалов, угроз отлучения от Церкви она методично проводила свои решения в жизнь. Это создало мощный кумулятивный эффект, и всего за несколько веков Церковь добились беспрекословного исполнения своих установок, полностью взяв под свой контроль регистрацию брака и рождение детей. Хенрик назвал эту политику - Программой Брака и Семьи (Marriage and Family Program - MFP). Данная программа включала в себя:

1) запрет на браки с кровными родственниками. Этот запрет постепенно стал распространяться на весьма дальних родственников, вплоть до семиюродных;

2) запрет на браки не только с родственниками, но и со свойственниками, что исключило обычаи левирата (когда женщина выходит замуж за брата своего умершего мужа) и сорората (когда мужчина женится на сестре своей умершей жены) ;

3) запрет полигинных браков, в том числе взятие дополнительных жен и наложниц, а также сексуальное рабство и официальные публичные дома;

4) запрет на браки с нехристианами (если они не крестились);

5) создание нового типа духовного родства - института крестных родителей. Этот институт помогал формировать новые социальные связи для заботы о детях. Конечно, люди не могли жениться на своих духовных родственниках или заниматься с ними сексом;

6) усыновление детей не поощрялось. Матери должны были сами заботиться о своих детях; если они не могли этого сделать, их функции брали на себя Церковь или крестные родители;

7) Церковь требовала, чтобы чтобы и невеста, и жених давали публичное согласие на брак. Это отрицательно сказалось на практике заключения договорных браков, а впоследствии создало основу для "романтической любви";

-3

8) Церковь поощряла отселение каждой новой пары супругов от родителей, чтобы молодожены основывали независимое домашнее хозяйство - неолокальное место жительства. Церковь также поощряла использование традиционных брачных платежей (например, приданого) для обустройства нового домохозяйства;

9) Церковь поощряла индивидуальное владение имуществом (землей) и наследование по завещанию. Это означало, что люди могли самостоятельно решать(без оглядки на семью), что произойдет с их собственностью после их смерти.

Финальным этапом перехода к обществу WEIRD для Европы, по Хенрику, оказалось возникновение протестантизма. Правда, до него роль протестантского мировоззрения в становлении основ западной цивилизации рассматривалась и другими учёными. Немецкий социолог и философ Макс Вебер считал, что страны, исповедующие более правильную религию, опережают в своем развитии все прочие. Он рассматривал религиозное сознание как важнейший элемент духовного, культурного и экономического развития любого общества. "Религия неминуемо должна порождать как трудолюбие, так и бережливость, а эти свойства в свою очередь обязательно ведут к богатству" (Вебер “Протестанская этика и дух капитализма”).

Проанализировав кальвинизм и связанные с ним протестантские течения, Вебер пришёл к выводу, что именно протестантская трудовая этика, основанная на дисциплине, ответственности, разделении труда привела к формированию "духа капитализма". Именно кальвинизм стал моральным оправданием англо-саксонских пуритан, основавших американскую цивилизацию. Реформы Жана Кальвина способствовали развитию предпринимательства, трудовой протестантской этики и банковского дела. Принципы, сформированные "Женевским папой", перекочевали не только в различные религиозные структуры, но и в целый ряд общественно-политических теорий, например, либерализм.

Протестантизм стал духовной основой западной цивилизации. Главная ценность этой цивилизации, на которой основывались все остальные, - индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни. Это было прямо связано со становлением особого европейского типа личности, появившегося в эпоху Возрождения. Важнейшей самостоятельной ценностью Запада стала рациональность (М. Вебер).

Жан Кальвин разработал простые и ясные правила рабочей этики, которые активно проповедовались и насаждались среди  прихожан. Главный постулат: всё принадлежит Богу - работа, имущество, жизнь человека. В центре всего для верующего человека должен находиться Бог.  А  так как работа тоже принадлежит ему, то лень на работе - неуважение к Нему. Давать деньги в долг под проценты - это пример правильного управления, обратное же - расточительство.  Но правильно распоряжаясь временем и имуществом, богатея, не следует допускать излишества, расточительства.
Жан Кальвин разработал простые и ясные правила рабочей этики, которые активно проповедовались и насаждались среди прихожан. Главный постулат: всё принадлежит Богу - работа, имущество, жизнь человека. В центре всего для верующего человека должен находиться Бог. А так как работа тоже принадлежит ему, то лень на работе - неуважение к Нему. Давать деньги в долг под проценты - это пример правильного управления, обратное же - расточительство. Но правильно распоряжаясь временем и имуществом, богатея, не следует допускать излишества, расточительства.

Русские купцы- старообрядцы имели общие черты с западными протестантами.
Русские купцы- старообрядцы имели общие черты с западными протестантами.

Протестантизм действительно оказал положительное влияние на экономическое развитие соответствующих модернизирующихся социальных систем, но не столько через "протестантскую этику" (как это было предложено Максом Вебером), сколько через распространение грамотности. Так считает Джозеф Хенрик. Грамотность, как один из основных элементов культуры, является фундаментом для дальнейшего развития человека. Хенрик предполагает, что важным фактором оказался навык чтения, освоение которого меняет мозг человека. Навык чтения, как мы знаем, на Западе распространён шире, чем во многих других странах. Как известно, чтение и письмо издревле циркулировало только в католических монастырях, но служители Церкви никогда не ставили себе целью сделать грамотными всё население - это им было неинтересно. Протестанты всё изменили, заложив основы всеобщего школьного образования, которое активно развивалось именно в европейских странах с высоким уровнем простестантизма. "Самая западная религия" максимально индивидуализировала человека, снижая его зависимость от церкви и провозглашая знаменитый принцип sola scriptura ("только Писание"). Протестантизм занял особую позицию: между человеком и богом не должно быть посредников (в виде священников), а потому каждый человек должен толковать Библию сам. Для этого он должен уметь читать. Для этого надо учить людей читать. При этом, что интересно, протестантизм повышал грамотность особенно среди женщин. А, как известно, грамотные матери рожают меньше, но зато их немногочисленные дети живут дольше и лучше.

В конечном итоге идеалом для европейцев стала моногамная нуклеарная семья с неолокальным местом жительства. Конечно, существовали всевозможные отступления от этой модели (вроде расширенных семей, вынужденно сохранявшихся у крестьян), но общая тенденция была очевидна - во всяком случае, в Западной Европе. Европейская "нуклеарная" семья и поздние браки, в отличие от, например, азиатских традиций ранних браков и "расширенной" семьи, обеспечивали контроль за численностью населения. Что, в свою очередь, позволяло оптимально распределять ресурсы и выстраивать экономическую политику. Поздняя брачность и эмиграция дали возможность европейская цивилизация нащупала путь для роста населения на порядок. В результате именно в Европе создались предпосылки для преодоления "мальтузианской ловушки", при которой весь рост производства компенсируется ростом населения. Стоит отметить, что австралийский историк Эрик Джонс в своей книге "Европейское чудо" тоже придерживался подобного мнения, считая, что такое демографическое поведение обусловило более быстрое развитие капитализма в Западной Европе.

Женское священство в Протестантизме. Священство для протестантов — это не сан, а должность.
Женское священство в Протестантизме. Священство для протестантов — это не сан, а должность.

Таким образом христианство внесло полезный вклад, принеся миру цивилизацию. Это оно написали на знаменах: "Свобода! ". Оно способствовало внедрению гуманизма и либерализма. Люди начали строить новые сети взаимоотношений, в которых большую роль играл личный выбор. Это оно на руинах старых социальных структур создало новые типы сообществ - город, гильдия, орден, монастырь, университет (в конечном счете это привело к появлению всякого рода ООО). Политика церкви привела к тому, что люди отдалялись от семьи. Например, многие женщины могли никогда не выходят замуж, а вместо этого уходить в монастырь.

Функционирование новых сообществ провоцировало изменения в психики людей, уводя их все дальше от традиционных закрытых родовых сообществ и открывая путь к инновациям. Инновации способствовали прогрессу, а прогресс - богатству. Возник автокаталитический процесс, совершенствующий технологии, наращивающий богатство и меняющий психику человека. Всё это привело к появлению особой психологии людей Запада, которая легла в основу современного мира. В результате страны европейской культуры стали стремиться доминировать на планете, с переменным успехом навязывая людям иных культур свои безличные институты (такие, как выборные правительства, университеты и страховые компании). Иные сообщества начинали копировать или адаптировать в свою культуру западные практики, создавая новые варианты "страных" психических состояний человеческого мышления. Этот процесс, как считает Джозеф Хенрик, является Глобализацией.

Автор: Ольга

Ольга | Есть мнение | Дзен