Иногда на дорогах происходят необычные дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Например, если пострадавший не оформил страховку или человек, который стал причиной аварии, не был вписан в страховой полис. В таких случаях тоже можно получить компенсацию.
Бывает, что после ДТП возникают непредвиденные ситуации. Например, повреждённый автомобиль нужно утилизировать, и его нельзя осмотреть. Но даже в таких случаях, если есть подтверждение страхового случая и определена сумма ущерба, это не является основанием для отказа в выплате компенсации.
Потерпевший не застрахован
Верховный Суд подчеркнул, что отсутствие полиса у пострадавшего не может быть причиной отказа в выплате возмещения. В таких случаях человек может обратиться в страховую компанию виновника аварии, у которого есть полис ОСАГО.
Выплату по страховке можно получить даже если виновник не вписан в полис. Это подтвердил Верховный Суд в определении от 30 марта 2021 года по делу № 18-КГ21-9-К4. Например, если автомобиль принадлежит жене, а за рулём был муж.
Согласно статье 14 закона «Об ОСАГО», страховая компания имеет право предъявить регрессное требование к виновнику аварии. Однако сначала она должна произвести выплату компенсации пострадавшему.
Нет возможности осмотреть повреждения
Получить деньги по ОСАГО можно даже без осмотра автомобиля. То есть, если автомобиль был утилизирован или отремонтирован, это не является основанием для отказа в выплате.
В пункте 11 статьи 12 закона «Об ОСАГО» указано, что для получения страхового возмещения необходимо представить пострадавший в ДТП автомобиль страховой компании для осмотра и проведения независимой технической экспертизы.
На первый взгляд может показаться, что если страховщик не увидит автомобиль или если автомобиль был отремонтирован, то получить деньги будет невозможно. Однако это не так.
Например, в деле № 5-КГ21-102-К2 Верховный Суд принял постановление, согласно которому в случае невозможности провести экспертизу расчёт ущерба производится по документам (актам осмотра, фотографиям и материалам об аварии).
Исключением может быть ситуация, когда в результате утилизации или ремонта повреждённого автомобиля невозможно подтвердить сам факт наступления страхового случая и размер нанесённого ущерба. В таком случае страховые выплаты могут быть не выплачены.
Что делать, если произошло бесконтактное дорожно-транспортное происшествие
В случае бесконтактного ДТП, когда один автомобиль «подрезает» другой, создавая опасную ситуацию, а водитель второго автомобиля, пытаясь избежать столкновения, врезается в препятствие, можно рассчитывать на страховую выплату.
Эксперты считают, что хотя в законодательстве нет термина «бесконтактное ДТП», его можно рассматривать как экстренное торможение, в результате которого автомобиль получил повреждения, или как попытку уйти от столкновения с другим транспортом, которая привела к наезду на объект.
Для получения страхового возмещения в такой ситуации необходимо доказать, что причиной аварии было поведение другого водителя и существует причинно-следственная связь между его действиями и нанесением ущерба вашему автомобилю. Согласно определению Верховного Суда, в обзоре от 22 июня 2016 года, следует обращаться к страховой компании виновника, которая обязана выплатить компенсацию.
Какие меры следует предпринять для получения страховой компенсации в случае бесконтактного ДТП?
После аварии потерпевший автомобилист должен незамедлительно связаться со страховщиком виновника и уведомить его о ДТП, месте, где оно произошло, марках машин и количестве пострадавших. Не позднее чем через 5 дней после аварии водитель должен предоставить страховой компании следующие документы:
* заявление о выплате страховой компенсации;
* копию своего паспорта, паспорта автомобиля и свидетельства о регистрации;
* отчёт эксперта, если владелец автомобиля проводил независимую экспертизу;
* банковские реквизиты для перечисления вознаграждения;
* копию протокола, постановления или определения об отказе в возбуждении уголовного дела.
В течение 5 дней с момента получения документов автомобиль должен быть предоставлен страховой компании для осмотра. В срок, не превышающий 5 дней, страховщик обязан осмотреть машину и установить стоимость расходов на ремонт или величину компенсации.
Если потерпевшего не удовлетворяют результаты оценки ущерба, то назначается независимая экспертиза. Конкретное время её проведения согласовывается с потерпевшей стороной.
В срок до 20 дней с момента получения заявления от потерпевшего, осмотра автомобиля или проведения независимой экспертизы страховая компания должна предложить водителю станцию технического обслуживания для выполнения ремонтных работ. Если автомобилиста устраивает выбор станции, то страховщик оплачивает ремонтные работы.
Ремонт должен быть выполнен в течение 30 дней с момента доставки автомобиля на станцию.
Если итогом ДТП стало существенное повреждение машины и она не подлежит восстановлению, а также при превышении затрат суммы в 400 тысяч рублей или невозможности осуществить ремонт за 30 дней, потерпевшему выплачивается денежное возмещение.
Ремонт или деньги
В соответствии с пунктом 16.1 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховая выплата по ОСАГО может быть произведена как в денежной форме, так и в виде организации ремонта повреждённого автомобиля.
Зачастую страховые компании выбирают наиболее выгодный для себя вариант. Например, новые автомобили они предпочитают ремонтировать, а в случае старых автомобилей, замена деталей на которых может обойтись дорого, выплачивают страховое возмещение.
Однако в последнее время Верховный Суд стремится противодействовать такой практике. Он указывает, что страховые компании не должны стремиться к получению выгоды для себя (например, дело № 18-КГ21-7-К4). Если законодательство предусматривает, что владелец автомобиля имеет право на возмещение, то страховые компании не могут навязывать ему ремонт.
В пункте 16.1 статьи 12 Закона «Об ОСАГО» перечислены случаи, когда владелец автомобиля может требовать денежную компенсацию вместо ремонта:
* если восстановление автомобиля невозможно;
* если в результате ДТП погиб потерпевший;
* если потерпевший получил серьёзные травмы и желает получить денежную компенсацию;
* если стоимость ремонта превышает максимальный размер страховой выплаты;
* если такая договорённость была достигнута изначально.
Если погиб кто-то из близких
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», компенсация за смерть близкого человека в результате аварии выплачивается:
* лицам, находившимся на иждивении погибшего, в соответствии со статьёй 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации (нетрудоспособные лица или лица, которым погибший выплачивал содержание);
* в случае отсутствия таких лиц — деньги могут получить второй супруг, родители, дети или лица, на иждивении которых находился погибший.
Для получения компенсации в размере 475 тысяч рублей необходимо подать заявление страховщику. Страховщик будет ожидать ещё 15 дней на случай, если поступят другие заявления, а затем в течение 5 дней выплатит причитающуюся сумму. Если будет подано несколько заявлений одновременно, специалисты будут выяснять, кто имеет приоритетное право на выплату. Подача заявления является обязательным условием для получения этого вида компенсации. Страховые компании не будут самостоятельно искать лиц, которым должны быть выплачены средства.
Иногда случается так, что компенсация была перечислена человеку из «второй очереди», а затем появляется претендент из «первой» — гражданин, который по закону должен получить выплату. Он может предъявить требование о перераспределении выплаченных средств от лица, уже получившего компенсацию (пункт 8 статьи 12 закона «Об ОСАГО»).
Что делать, если авария произошла в другой стране
Если дорожно-транспортное происшествие произошло за границей, а автомобиль виновника был застрахован в России по полису «Зелёная карта», компенсацию будет выплачивать российская страховая компания. Такое решение было принято Верховным судом в 2021 году по делу № 305-ЭС21-3003.
Потерпевший сам может выбрать, кому предъявлять требование о компенсации: страховой компании или лицу, причинившему ущерб. Если компенсацию выплачивает человек, нанесший ущерб, он, как страхователь, впоследствии может обратиться к страховщику с просьбой возместить ущерб в его пользу.
Это новый подход для российской практики. Ранее ущерб возмещался в соответствии с законодательством страны, где произошла авария.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!