Знаменитая героиня Ф. М. Достоевского из романа «Идиот» – персона загадочная. И поэтому в кино ее представляют по-разному.
Я насчитала 12 фильмов в мировом кинематографе, где фигурирует Настасья Филипповна. Начиная с немого кино и до наших дней, она предстает в кинолентах Италии, Франции, Великобритании, Дании, Эстонии, Японии, Индии. Иногда даже – в облике современной женщины. Самая неожиданная версия Настасьи Филипповны была в 1994 году у Анджей Вайда. В его фильме героиню Достоевского играл… актер-японец.
В нашем кино – две Настасьи Филипповны.
У Ивана Пырьева в фильме 1958 года ее сыграла Юлия Борисова.
А в многосерийной экранизации Владимира Бортко 2003 года – Лидия Вележева.
И вот подумать только: столько экранизаций, а ведь тайна этого образа не раскрыта.
И один из важных вопросов о героине Достоевского: кого на самом деле любила эта взбалмошная, своенравная, страстная и непредсказуемая красавица?
Многие считают Настасью Филипповну роковой женщиной, которая губит жизни. А внутри холодна, как лед. Потому что когда-то ее обесчестили и развратили. И подавили в ней способность любить.
Но так думают не все.
Недавно я прочитала в одном журнале интересную и неожиданную мысль.
Утверждалось, что на самом деле Настасья Филипповна любила… своего растлителя. Да, да, того самого негодяя, Афанасия Тоцкого.
Именно его Настасья Филипповна любила и ненавидела. Как, впрочем, и саму себя. Металась, мучилась. Упивалась своим позором. И своей позорной тайной.
Вот такой стокгольмский синдром по Достоевскому.
Между прочим, на эту версию наводит такое высказывание Настасьи Филипповны о Тоцком:
"А тут приедет вот этот: …опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет…".
В этой фразе Настасью Филипповну с головой выдает глагол «распалит», который выпадает из общего ряда. Ну, прямо, оговорка по Фрейду.
И кто знает, может, сумасбродные поступки этой героини, ее нежелание быть ни с Рогожиным, ни с Мышкиным, ни с кем-либо другим, как раз и объясняются этой постыдной, тщательно скрываемой страстью к своему растлителю?
Кстати, один из прототипов Настасьи Филипповны, дама полусвета, Любовь Кроль, именно в такой ситуации и пребывала долгое время, будучи тайно всю жизнь влюбленной в своего мимолетного соблазнителя, императора Николая 1.
Конечно, в экранизации Ивана Пырьева Настасья Филипповна прямолинейно представлена обиженной и оскорбленной добродетелью, изгаляющейся над теми, кто ее хочет приобрести как роскошную дорогую вещь.
А вот в версии Бортко, как мне кажется, Настасья Филипповна очень даже непростая.
Я не буду утверждать, что Лидия Вележева создала идеальный образ героини Достоевского. Нет, конечно. Но есть в ее Настасье Филипповне болезненный надлом, едва скрываемая истеричность и темная тайна. А это очень даже отвечает духу произведений Достоевского.
Да и Тоцкий в экранизации Бортко в исполнении импозантного и харизматичного Андрея Смирнова, хотя и фрагментарен, но настолько выразителен, что вполне может быть объектом тайных вожделений экзальтированной барышни.
А вы что думаете об этом, дорогие читатели?
Фото взяты из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.