Пользователи интернета, которые часто совершают покупки в онлайн-магазинах, сталкиваются с просьбой подтвердить, что они ознакомились с пользовательским соглашением и согласны на обработку своих персональных данных.
Однако на практике мало кто читает этот документ, поскольку он обычно представляет собой несколько страниц текста, заполненных непонятными терминами. Пользователи не хотят тратить время на его прочтение.
Юристы же считают, что пользовательское соглашение необходимо читать обязательно. В этом документе владелец сайта указывает, какие действия он планирует совершать с персональными данными клиента или просто посетителя.
Что собой представляет пользовательское соглашение?
Даже при детальном изучении законодательных норм, кодексов и законов не всегда можно точно определить, что подразумевается под «пользовательским соглашением». Некоторые юристы считают, что это документ, на основе которого строятся отношения между владельцем (администрацией) и пользователями определённого ресурса. В нём обязательно должны быть указаны права и обязанности каждой стороны.
У юристов нет единого мнения о правовой природе пользовательского соглашения. Они предполагают, что это может быть:
* непоименованный договор, который не имеет установленной формы и содержания, но соответствует законодательству. В нём могут быть признаки лицензионного соглашения или контракта на предоставление определённых услуг;
* договор присоединения, когда одна из сторон (администрация или владелец сайта) использует стандартные формы и шаблоны для изложения своих условий. Это основано на статье 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В самом соглашении можно прописать любые условия и данные. Администрация может указывать, как работать с сайтом, размещать заявки, оплачивать покупки, резервировать товары и так далее. Главное — соблюдать требования Федеральных законов «О защите прав потребителей» и «О защите персональных данных».
Подтвердить своё согласие с пользовательским соглашением можно двумя способами:
* выразить явное согласие, поставив галочку в соответствующем поле на экране, где вас просят подтвердить согласие. В большинстве случаев тут же даётся ссылка на само соглашение;
* подтвердить согласие действием, если на некоторых информационных сайтах не требуется регистрация. В этом случае, просто оставаясь на ресурсе, читая статьи и так далее, вы автоматически подтверждаете своё согласие с положениями пользовательского соглашения.
Активный пользователь интернета может в течение дня явно или неявно подтверждать, что ознакомился с сотнями пользовательских соглашений и обязуется их выполнять. Однако мало кто открывает сам текст документа.
Такая халатность может привести к значительным неприятностям. В 2020 году компания ProPrivacy провела необычный эксперимент, пригласив 100 человек согласиться с положениями пользовательского соглашения. Только один респондент проверил, о чём идёт речь. Все остальные согласились, не глядя. А компания ProPrivacy внесла в соглашение пункты, которые на практике невозможно выполнить. Это ещё раз подтверждает, что нельзя подписывать ни один документ, не прочитав его от начала до конца.
Когда соглашение читать необходимо?
Если вы будете читать все пользовательские соглашения на всех сайтах, вы можете не добраться до сути вопроса и не получить нужную информацию. Однако в некоторых ситуациях важно знать условия использования, например:
* Если вы ведёте свой канал, площадку или группу в социальных сетях, в соглашении могут быть указаны темы, которые запрещены для обсуждения. Если вы нарушите это правило, администрация соцсети может закрыть вашу группу.
* В играх могут быть определённые условия, касающиеся покупки уровней, бонусов, оружия и так далее. Если вы нарушите эти правила, ваш аккаунт могут заблокировать без предупреждения, если это предусмотрено в соглашении.
* Если вы используете ресурсы обучающего сайта, вам может потребоваться записаться хотя бы на один платный вебинар.
Иногда администрация сайта вносит изменения в соглашения без уведомления клиентов. В этом случае сайт может заблокировать ваш аккаунт за несоблюдение положений документа. В такой ситуации вы можете обратиться в суд с требованием о снятии блокировки или других действиях. Однако доказать факт наличия отношений между вами и сайтом может быть сложно.
Например, ответчик может отрицать, что вы являетесь клиентом ресурса, основываясь на том, что в вашем профиле не указаны все необходимые данные для однозначной идентификации.
Чтобы избежать проблем с администрацией сайта, важно внимательно читать пользовательские соглашения. Это поможет избежать споров, конфликтов и судебных разбирательств, а также сохранить хорошее настроение.
Если вы не прочитаете документ и согласитесь с его условиями, вы можете стать ответчиком по судебному иску. Решения по таким делам не всегда выносятся в пользу посетителя или клиента сайта. Судьи часто считают, что пользователь должен был предвидеть возможность наступления тех или иных событий при выражении согласия с текстом документа, даже если он кажется невыгодным.
Стоит отметить, что не только россияне не читают пользовательские соглашения. В США юристы предлагают обязать сайты в принудительном порядке выводить на экран основные положения документа. Пользователь должен знать, какие данные о нём нужны сайту, как они будут использоваться, а также информацию об утечках данных и их последствиях.
Американские юристы также отмечают, что собственники сайтов всё чаще включают в соглашения невыполнимые условия или оставляют за собой право использовать данные клиентов незаконными способами именно из-за того, что граждане не читают текст документа. Они уже смогли донести своё мнение до правительства страны.
Политика конфиденциальности: что нужно знать об этом документе?
**Разработка и внедрение политики конфиденциальности в пользовательское соглашение**
Интернет-ресурсы обязаны иметь не только пользовательское соглашение, но и политику конфиденциальности. В этом документе оператор персональных данных объясняет, для чего ему нужны сведения о клиентах и как он будет их использовать.
Формально политику конфиденциальности можно включить в пользовательское соглашение как отдельный раздел. Однако администраторы сайтов часто размещают её отдельно, чтобы подчеркнуть важность вопросов обработки персональных данных.
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006, оператор персональных данных обязан предоставить доступ к своей политике сбора, хранения, обработки и использования персональных данных всем желающим.
**Какие данные может собирать владелец сайта?**
Администрация или собственник сайта имеют право собирать определённые данные о своих клиентах или пользователях ресурса. Однако они должны соблюдать законодательные нормы. Например, в политике конфиденциальности необходимо чётко указать, какие данные пользователя и для каких целей будут использоваться.
Закон разрешает владельцам интернет-ресурсов запрашивать и получать следующие данные:
* Персональные данные, необходимые для оформления покупок, предоставления услуг и так далее. С этой же целью можно получать вспомогательные сведения технического характера.
* Дополнительные данные о клиентах (пользователях), например, для создания персонализированных рекламных сообщений.
* Анонимные данные технического характера, которые позволяют анализировать поведение клиентов на сайте и нужны для продвижения всего ресурса или его отдельных страниц.
* В некоторых случаях сайты и приложения могут работать с биометрическими данными клиентов. В таких случаях согласие пользователя запрашивается отдельно.
Важно понимать, что персональные данные клиентов могут требоваться не только владельцу сайта, но и его сотрудникам: аналитикам, работникам службы техподдержки и доставки и так далее. Эти данные также нужны рекламным агентам для формирования персональных предложений.
Если пользователь не хочет, чтобы сведения о нём стали доступны широкому кругу посторонних лиц, он вправе не давать согласие на обработку персональных данных или отозвать его. Не стоит сотрудничать с теми лицами, которые не объясняют точно, какие данные им нужны и с какой целью.
Чтобы понимать, что такое персональные данные, кто имеет право их собирать и обрабатывать, не обязательно быть юристом. Можно обратиться к комментариям ведущих специалистов в этой области на сайте Роскомнадзора. Это поможет избежать многих возможных негативных ситуаций.
Что в законе сказано о защите прав пользователей интернет-сайтов?
**Право граждан на обращение в суд**
Граждане имеют право обращаться в суд в следующих случаях:
1. Если владелец ресурса нарушает условия пользовательского соглашения.
2. Если пользовательское соглашение содержит требования, которые неприемлемы для пользователей. Например, если владелец требует подписаться на определённую рассылку.
3. Если владелец устанавливает принципы подсудности, выгодные только ему.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос с пользовательским соглашением, если сайт принадлежит иностранной компании или государству. В этом случае обращаться в суд следует по месту регистрации собственника, но в России уже были прецеденты, когда граждане предъявляли иски одной известной платформе в российский суд.
**Пример из практики**
Группа россиян обратилась в суд с иском против социальной сети, утверждая, что она нарушает их права, например, собирает данные о пользователях и блокирует аккаунты по своему усмотрению. Суд первой инстанции отказал в рассмотрении иска, основываясь на части 2 статьи 135 Гражданского кодекса РФ.
Городской суд Москвы также принял аналогичное решение, отметив, что социальная сеть не заключала с пользователями договоры на оказание каких-либо услуг, а пользовательское соглашение не может рассматриваться как подтверждение наличия взаимоотношений. Суды также указали на нарушение принципа подсудности, поскольку компания-владелец соцсети зарегистрирована за пределами России и не имеет здесь офисов.
Только Верховный суд внимательно изучил требования истцов и пришёл к выводу, что иск подлежит рассмотрению. Основанием для этого послужило то, что платформа занимается распространением рекламы в России, а иск является следствием договора, заключённого также на территории России. Кроме того, речь шла о сборе персональных данных россиян.
Согласно статье 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, иск, связанный с незаконным сбором данных о пользователях, может быть рассмотрен судом того города или района, где проживает истец. В Верховном суде изучили пользовательское соглашение платформы и на основании его положений сделали выводы о подсудности исков, после чего дело было возвращено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Однако не всегда пользователю сайта удаётся отстоять свою позицию даже в суде, если ресурс является российским. Например, на сайте может быть пользовательское положение, соответствующее требованиям закона, но пользователь считает, что документ должен содержать несколько иные пункты. Однако даже суд не может обязать собственника сайта подстраивать собственную политику работы под пожелания каждого отдельного человека.
Многие юристы считают, что пользовательское соглашение можно считать договором присоединения. Пользователь читает его, если его всё устраивает, присоединяется к документу. При наличии спорных моментов он может перейти на ресурс с более приемлемыми условиями.
В законе на этот счёт предусмотрено только одно требование: в пользовательском соглашении не должно быть положений откровенно дискриминационного характера, например, нельзя внести условие о том, что пользователями могут быть исключительно подростки, пенсионеры и так далее.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!