Найти тему
Романтика жизни

В поисках счастья. Авиационные истории. Часть 2.

2. Погода есть всегда.

Четыре утра - будильник, нужно вставать, но как не хочется! Вылет в восемь – пока соберёшься, пока доберёшься, пока оформишься, пока встретишь второго и обговоришь полёт, пока проведёшь брифинг… В общем нужно вставать. Встаёшь ночью, а полёт будет оплачен по дневному тарифу – таковы хитрые условия фирмы. Холостяцкая жизнь скучна и однообразна. Жениться давно пора – после того как жена ушла к бизнесмену, забрав с собой сына, прошло шесть лет. Говорят, она счастлива, а вот ему жениться… – «на горизонте» никого, вся работа по дому на тебе, а ещё и на полёты нужно…» Эти мысли покинули Олега, как только он закрыл дверь квартиры и открыл дверь авто. До аэропорта тридцать с гаком, дорога успокаивала и давала надежду на новое в жизни. Оставил машину на площадке пред аэропортом, нырнул в зал, поднялся в диспетчерскую, получил планшет с полётным заданием. Несколько командиров со вторыми пилотами тихо переговаривались. Огляделся – своего «второго» пока не видно.

Углубился в прогноз погоды - по маршруту предстоит пересекать холодный фронт, который будет смещаться на встречу. Значит надо ждать ливни и грозы. Параметры погоды по минимуму пока лететь позволяли. В комнату вошёл высокий молодой парень с нашивками второго пилота – «это точно мой», - решил Олег.

- Вы Орлов? – подкрался «второй» сзади. Протянул руку. – Иван Ковров, ваш «второй». - Угадал - Орлов Олег Борисович. Садитесь, будем знакомится. В Сочи были рейсы? - Впервые. Сам напросился к Вам, хочется на курорт с верху поглядеть.

- Наш позывной S-560. Погода там не ахти, пока ниже минимума, «камни с неба». Пока соберёмся, пока долетим – надеюсь прояснится. Предлагаю - маршрут туда проведу я, обратно ты. «Внучка» тебе родная? - И «Дед» и «Внучка». А загрузка какая?

- Пока вижу 128 пассажиров и небольшой багаж. С центровкой справишься? - Без проблем.

- «Пульс» отдал»?

– Врачи одобрили. – Кивнул Иван.

- Идём к бортпроводникам. Брифинги проводили?

- Командир, вот сколько рейсов было – ни разу не удавалось.

- Тогда вникайте в погоду, в загрузку, в пассажиров, в высоты и вспоминайте как тренировался Цицерон. На коленки не пялься, глазки будут строить, смотри строго и зло, сразу предупреди, что командир курятину не ест. В 7.00 обещали подогнать «бидон» - заправку приму я, проконтролирую, чтобы потом «крыльями не махать». Вам, Иван Крылов, к милым девушкам, я к диспетчерам и на метео.

Параметры погоды не поменялись, но лететь позволяли и, Олег принял решение на вылет. Диспетчер АДП, в прошлом тоже летчик, придирчиво вычитал прогноз погоды и покачав головой, подписал задание.

Бортпроводники сидели за просмотром своих телефонов, разом, спрятав гаджеты, воззрились на Ивана. От обилия женского внимания Иван стушевался, заглянул в планшет.

- Кто впервые летит в Сочи? - Были по многу раз, - ответила за всех старшая бортпроводница.

- Я помощник командира Иван Сергеевич Ковров. По маршруту грозы, в Сочи шквалистый ветер с дождём, пока 128 пассажиров из них двое в бизнес-классе.

- Иван Сергеевич, а у вас какой «минимум»?

- Вы о чём?

- Мы с Орловым летим не в первой, с его «минимумом» наверняка разрешат и вылет, и сядем. Но если у вас слабее – вряд ли выпустят. - У меня вторая категория.

— Это 30 на 350. Не повезло, придётся куковать в аэропорту, пока гроза не сдвинется.

Иван смутился, снова уткнулся в планшет. В дверях показался Орлов.

- Закончили? - В принципе всё обсудили кроме моего «минимума».

- Я смотрел твои допуски, вторая категория — приличный допуск, – заметил Олег, взглянул на старшую бортпроводницу.

- Катя, хватит мне пилотов портить, я уже оформил разрешение на вылет. Сочинский аэропорт со всеми прибамбасами на все виды автоматики, диспетчера там почти все бывшие лётчики – и долетим, и сядем.

- Ясно капитан. Вопрос – вы ещё не женились? Девушки сразу повеселели. - Не женился, чего тебе не желаю…

Смех был «откатом» за Катино любопытство.

- Теперь - наиболее вредным бортпроводникам – доложите-ка капитану подробно, с картинками, порядок действий при разгерметизации борта.

- Ну сколько можно! Олег Борисович, Вы каждый раз тренируете на кислороде.

- А потому, Катя, что Капитан Орлов дважды попадал в разгерметизацию и дважды бортпроводники оплошали – пришлось командиру «скорую» по прилёту вызывать. Ну так Катя - докладывайте.

Теперь уже Ковров «отвёл душу» на девушках, попутно подсказывая затруднявшимся в ответах. Прочитали контрольные листы, проверили управление самолёта. Катя доложила о закрытии дверей и готовности. Олег проинформировал пассажиров о предстоящем полете, напомнил о гигиенических пакетах, просил пристегнуть привязные ремни.

- S-560 – «Домодедово-руление» – Здравствуйте. Стоянка 8, контроль выполнен, разрешите запуск.

- «Домодедово» – S-560, - Доброе утро. На вылет полоса 12, ветер 110 градусов, 5 метров, видимость 7 километров, нижний край не определен, QNH 1008, QFE 994, температура 21 градус, коэффициент сцепления 0,8. Разрешено согласно плану на Сочи, по курсу взлета набирайте 900 метров, связь с «Домодедово - Круг» - 125,25. "СКВОК" будет дополнительно. Запускайтесь.

- Запускаемся. Просьба, Ваня, если вдруг заметишь, что я в чём-то ошибся, пропустил доклад диспетчера или что-то странное в полёте – не стесняйся подсказывай. Все мы человеки.

- Понял командир. Спасибо за урок. – Для себя Иван отметил – От КВСа такое впервые слышу.

- S-560 на «предварительном». - «Домодедово» – работайте со «Стартом», 118.3 – До свидания.

- «Домодедово Старт» – S-560 - Добрый день. «Исполнительный - пока посидите».

Минут через десять Диспетчер ожил.

- «Домодедово Старт» - Полоса свободна. Взлёт разрешаю. После взлёта займите 900. Работайте по плану с «Кругом».

- «Домодедово-Круг» - S-560 – Контроль вторичный, разворот влево, курс 190 на Песчаный, набирайте 1800. Проход «Песчаного» – набирайте 2800. Работайте с «Контролем» 132.9. До свидания.

Заняли свой эшелон. Полёт принял привычные формы. Включили автопилот. Осмотрели «навигационный» дисплей. Не радовало – по маршруту дожди, грозовые засветки. Запросил диспетчера на изменение курса, чтобы облететь грозу. Отказ. Через 40 минут, попали в холодный фронт – началась такая болтанка, что Катя связалась с капитаном. - Капитан, у меня скоро гигиенические пакеты закончатся – мало того, что почти всех пассажиров тошнит – мои бортпроводницы в лёжку. Оба министра в бизнес-классе белее мела – еле дышат. В салоне запах как в туалете засратой пивнушки. Я одна не справлюсь. - Уже связываюсь с местным центром УВД. Связь хреновая, по сути, её нет. Без них ни курс, ни эшелон не поменять. – повернулся к Ивану.

- Управление справа.

- Управление справа принял, - отозвался Иван.

- Ты как сам? Справишься?

- А у меня есть выбор? Держусь капитан - в такую болтанку ещё не попадал.

Олег вновь попытался связаться с пунктом управления, но голос диспетчера тонул в треске от молниевых вспышек. Вышел из пилотской в салон – стоны и вопли неслись со всех сторон. Завидев капитана, полулежавшие в сидениях стюардессы, пошатываясь и хватаясь за стенки оборудования попытались подняться. Борис открыл ячейку с переносными кислородными масками, сунул в руки девушек – «дышите». Сам прошёл дальше в салон – там Катя собрала несколько пакетов с рвотными массами, укладывала их в спец упаковку.

- Давай этот мешок, отнесу, займись остальными. Сейчас твои девушки придут на помощь. Из-за грозы связи с диспетчерами нет. Вернусь в кабину, попытаюсь сменить эшелон.

- Олег Борисович – Богом молю, сделайте что-то. Я уже не могу, сейчас сама упаду. Борис придержал её за талию, слегка прижал.

- Держись Катерина – справишься – возьму замуж. Катя рассмеялась, махнула рукой. В проходе показались три другие бортпроводницы.

- Как ты их оживил?

- Вот сядем – расскажу. Я в кабину.

Вернулся в пилотскую.

- Капитан, этому фронту конца не видно, на экранах одни засветки. Олег занял своё кресло, переключил радиостанцию на частоту ВМДП(вспомогательный местный диспетчерский пункт). Это мало чему помогло – они слышали, но не понимали. - Ваня, доложи - в каком положении мы оказались?

- Могу, но кроме «хреновом» другого слова не подберу.

- Нет Ваня, это называется «Попадание воздушного судна в опасное метеорологическое явление». Это право выхода на аварийной частоте.

На запрос Олега ответил Капитан другого самолёта. Олег коротко сообщил свой курс, скорость и положение на борту, попросил связаться с ПУ УВД с просьбой срочно поменять им эшелон на 9 – 10 тысяч. Буквально через минуты три ему разрешили и предложили занять эшелон 8500.

Олег двинул РУДы на максимум, выскочили из облачности, болтанка прекратилась. В иллюминаторы брызнуло солнце, положение самолёта стабилизировалось.

- Катя, просьбу выполнил. – Как девчата, как пассажиры?

- Приходим в себя, капитан. За солнышко спасибо. Установил скорость, вновь включил автопилот, откинулся на спинку сидения.

- Капитан, а если очень хреново – можно-таки поменять эшелон без диспетчера УВД?

Олег перевёл взгляд с панели управления, взглянул на второго пилота.

- Ни за что и никогда. Тебе на будущее – если попал в сложную ситуацию - добивайся помощи диспетчеров, но никогда без разрешения не меняй ни курса, ни эшелона.

- Может кофе попросим?

- Нет Ваня. Видел бы бортпроводниц – такой вопрос не пришёл бы в голову. Обойдёмся. К тому же Катя опытная стюардесса, приведёт в порядок салон, сама продолжит.

Действительно, минут через пятнадцать, Катя попросилась войти. Не отнимая взгляда от приборов, ощутив запах кофе, Олег протянул руку за чашкой. Взглянул на Ивана - тот с улыбкой поднял большой палец вверх.

- Спасибо Олег Борисович за девчат. Буду знать, что иногда можно инструкцию нарушить не боясь наказания.

- Тебя не накажут, только капитана, а я отбрешусь. Катя наклонилась, чмокнула Олега в маковку, вышла.

Подошли к «зоне управления Сочи», запросили «Диспетчера похода». Тот быстро ответил и без просьбы экипажа передал метеоусловия – давление 735, сплошная облачность нижний край 60, дождь, ветер встречный 7, порывами до 10. Олег глянул на Ивана – тот на него. Садится в таких условиях? – в глазах Ивана появилась тревога.

- Вот зря ты Ваня напросился на этот рейс.

- Почему зря – как раз наберусь опыта…

- Ну это если выдержишь без подгузников. «Сочи подход» - S-560 - Условия посадки.

- «Сочи-подход» – Полоса 02, коэффициент 05, температура 18, давление 735, сплошная облачность, дождь, видимость 200, нижний край 30-50. Ветер порывами до 10, встречный. Посадка на решение экипажа. Шедший перед вами самолет прекратил заход и ушел на запасной.

- Принято, – коротко ответил диспетчеру.

- Ты знаешь Ваня, о чем сказал диспетчер? – Иван мотнул головой.

- О том, что у земли все так же - полная жопа и у «Air Baltic» перед нами заход стабилизировать не получилось. Предстоит сложная посадка. Запросил старшую бортпроводницу.

- Катя, готовь пассажиров к посадке – не скажу, что будет просто. Приготовь ещё пакеты, могут понадобиться.

- Командир, два часа назад пассажиров так вывернуло, что никто кушать не просил, только пить. Так что пакеты не понадобятся. Олег Борисович, вы уж поберегите нас.

- S-560 - «Сочи-подход» - Принято полоса 02, коэффициент 05, давление 734, ветер до 10, встречный. Видимость 200, нижний край 60. Скорость 650, занимаю 2000.

- Я понимаю, Капитан, у вас крутой «минимум», но всё же проще уйти на запасный, в Краснодар.

- Уйти проще, но, если не попробуешь - опыта не получишь. Если бы ветер не был «встречный», я бы, возможно, не стал садиться. При встречном – сядем.

- «Сочи-подход» – Удаление 90, работайте с «Кругом» 120,3. - «Сочи-Круг» - S-560 - Добрый день. Порадовать не могу. Полоса 02. Снижайтесь 1800. Заход 06 левый разрешаю, эшелон перехода 1500, снижение к четвёртому 500, контроль вторичный. Давление 734, ветер встречный порывами до 10, дождь, видимость 200-300, нижний край 40. Посадка на решение Командира.

- S-560 - Заход продолжаю. На четвёртом 500, давление 734, ветер встречный до 10, видимость до 300, нижний край 40. Решение – садимся.

- «Сочи круг» – Принято, продолжайте снижение, возможен сдвиг ветра, работайте со «Стартом» 119,3. До свидания.

- Ваня, хотел полетать над Сочи – смотри, слушай и запоминай - заход любых самолётов на аэродром в Сочи всегда по одной и той же схеме и запомни как «Отче наш» – снижаемся над горами «Красной поляны», потом разворот в сторону аэропорта и….пролетаем над ним, снижаемся над морем… разворачиваемся на 180 градусов и выходим на посадочный курс… потом закрылки… шасси…посадочная 290, садимся. Тут две полосы, всё зависит от ветра, сейчас на полосу 02. С другой стороны самолёт не сконфигурируешь для посадки. Садимся сугубо по приборам. При любых условиях и что бы тебе не показалось – ни дай Бог, коснуться штурвала и РУДов. Идём чуть ниже глиссады – не волнуйся. Но подсказки допускаются. Заход со стороны гор запрещён, запомни.

- У меня даже в мыслях такого нет! Тут Вы «первый после Бога», вам и решать.

Припав к приборам, Олег переговаривался с «Диспетчером посадки», менял скорость, коротко давал команды Ивану на работу с механизацией крыла. Стабилизировались. Выпустили шасси, снизились до «высоты принятия решения». Иван взглянул на руки командира, лежавшие на штурвале и чутко реагировавшие на каждое мимолетнее отклонение самолёта от курсовых данных. Лицо – такое выражение лица Иван видел впервые – плотно сжатые губы, над скулами играли желваки, лёгкая злая улыбка, глаза метались от прибора к прибору. Это была не тревога – это был профессиональный азарт.

Диспетчер запросил решение.

- «Сочи Круг» - S-560 – Давление 734, удаление 20, на курсе. Идёте ниже глиссады. Вероятен сдвиг ветра. Решение.

-S-560 – Глиссаду захватил. Шасси, фары выпущены, к посадке готовы.

– Добавил на английском. – «Continuing landing» (выполняю посадку).

Через несколько секунд увидели огни ВПП. Внезапно - как будто в хвост бульдозером ударили – самолёт понесло.

- Ну, бля, тебя не хватало!

- Добавил РУДы, выровнял тангаж, заход стабилизировался. Сбросил обороты, сбивая скорость, потянул штурвал на себя и… через мгновение колёса шасси зашуршали по полосе поднимая столбы водяной пыли.

Реверс ответил приятным гулом.

- S-560 – Посадка.

- «Диспетчер руления» – Поворот третий влево, по магистральной, стоянка 16.

- Стоянка 16 – принято. -

Ваня, возьми управление, - Олег снял наушники, сдвинул кресло назад, с закрытыми глазами прижался к подголовнику.

– Сели! - выдохнул он. Зарулили на стоянку, выключили двигатели.

– «Диспетчер руления» - S-560 - Просьба, зайдите пожалуйста на КП, посмотреть на вас хочется. Иван взглянул на сидевшего с закрытыми глазами Олега, слегка покашлял.

- Командир, нас приглашают в диспетчерскую - пойдём?

- Конечно пойдём, Ваня, – не открывая глаз, нарушил молчание Олег. – Там скажут «кто есть ху».

- Командир – я этого полёта, посадки до конца жизни не забуду. У меня поджилки тряслись. Теперь знаю, что такое метеоуровень «С», Нулевой».

- Самая большая человеческая глупость – боязнь. Когда боимся - проигрываем. Двигаем на КДП, Ваня.

Все диспетчера оставили свои столы, подошли к пилотам, по очереди жали руки.

- Капитан, - обратился старший диспетчер. - Я сам бывший пилот, но таких посадок у меня не было и вижу впервые. Сегодня все ушли на запасные, вы первые, кто сел. До конца думал, что как минимум, уйдёте на «второй». Когда услышал «Continuing landing», признаюсь честно, струхнул и уже дал команду аварийным средствам… Стоило так рисковать.?

- Я работал по своему минимуму «Третий-С», а иначе нахрена он утверждён в НПП.

- Вашу руку Капитан!

Пообщавшись с диспетчерами, вышли в зал. В креслах аэропорта вповалку лежали их пассажиры, один другого отпаивали водой. Зашли в комнату подготовки к полётам. Четыре борт проводницы поднялись с кресел, Катя повисла у Олега на шее, расцеловала в щёки. Иван смущённо стоял сзади. - Девчата, Ивана тоже целуйте, и он большой молодец!