Найти в Дзене

Вариации на тему законного брака (дохристианская Ирландия)

Науз (волшебный узел), который завязывали на крепость брака
Науз (волшебный узел), который завязывали на крепость брака

Кто из старшего поколения не помнит слова песни Вадима Байкова:

«У меня нет жены. Кто за это осудит?
У меня нет жены и наверно не будет.
Ходят в гости друзья, навещают подруги,
Бескорыстно любя и не метя в супруги»?

Ещё один пример тому, как во времени и пространстве меняются представления о допустимом и неправильном. Действительно, любой наш современник вполне хорошо себя чувствует, не обременяя себя семьёй, и спохватывается уже в зрелые годы. Если бы такое услышал ирландец железного века, сразу определил бы убеждённого холостяка в извращенцы или недоумки — обе эти категории сородичей статус теряли уже в ранней юности безо всякой надежды его восстановить.

Дело в том, что семья в те времена — не про ячейку общества, не про любовь-морковь и «долго и счастливо», а о том, как взять во владение пашню и завести коров, как с этим управляться и как прокормить семью. Женщина не работала в поле, не пахала, не сеяла, не жала. Мужчина не готовил, не шил, не прял, не ткал и не стирал. Это не значит, что мужчины этого не умели. Это значит, что в норме не делали — разве что в отъезжих полях или в набеге — не ходить же голодным и грязным, но прясть и ткать — вообще ни-ни. Командовать доярками, мастерицами, кухарками и устраивать ревизию в кладовой даже король не будет, потому что для мужчины это непотребство, как и для женщины — орудовать серпом, подоткнув подол, или верхом на лошадке перегонять телят на дальнее пастбище. Отсюда вывод: настоящему хозяину жизни непременно нужно женится, а уважающей себя женщине — выйти замуж, иначе хозяйкой дома ей не стать. Жизнь - верёвка с мудрёным узлом, а чтобы удержать её и всё насмерть не запутать, нужны двое, причём, дополняющих друг друга. Для брака - мужчина и женщина, и никак иначе.

Признанный обществом брак всегда заключается для того, чтобы вести хозяйство и приумножать достаток. Это ирландцы знали точно и никогда не путали святое с грешным. Брак назывался лОнамнас (lánamnas) — в противоположность разнообразным видам сожительства.

Брачный возраст был очень низкий даже по меркам античных времён: 14 лет для юноши, 12 — для девушки.

Поскольку полное совершеннолетие наступало только в 18 лет, родственники решали брачные вопросы за несовершеннолетних детей, правда, только с согласия жениха и невесты. Слово «нет» в ирландском не существует, но, благодаря, особенностям языковых конструкций, отказ невозможно принять за что-то иное. После 18 лет юноша был вправе свататься сам с позволения главы дэривине (семьи), и сорокалетний неполноправный член семьи — тоже только на таких условиях. Глава дэривине заводил жену, ни на кого не оглядываясь. От лица невесты в переговорах выступал защитник чести — глава семьи либо родной (единокровный) или двоюродный брат или дядя по отцу, но, опять таки, при отказе женщины выходить замуж за конкретного воздыхателя, брак не мог состояться, и неважно при этом, 12 лет невесте и ей блажь в голову стукнула или 60, и она руководствуется личным опытом и здравым смыслом. Чтобы не позориться, обычно сначала жених и невеста договаривались между собой, а уже потом в бой шла тяжёлая артиллерия в виде правоспособных родственников.

Итак, жених с невестой определились, и главы семей согласны. Теперь семья жениха должна внести два обязательных платежа. Один — фиксированный, выкуп чести, то есть цена чести невесты, составляющая половину цены чести главы её семьи. Второй — кобхя (сoibche), то есть выкуп самой невесты. Его назначает глава семьи невесты, но можно торговаться. Кобхя выплачивали в виде клина земли, который отчуждали на время жизни женщины в её пользу, дойных коров или нетелей и каких-либо товаров. В случае вдовства или развода по вине мужа, женщина жила на средства от этого имущества до нового замужества или до смерти, если так получилось или она больше не хотела с кем-то связывать жизнь на постоянной основе. Кобхя можно было получить только за один брак — первый, за разведённых и вдовых платили только выкуп чести.

Семья невесты наделяла новую семью несколькими дойными коровами, овцами, свиньёй, посудой, в том числе — большим котлом (в нём когда-то будут готовить еду для новой дэривине, а пока это ещё рано, будет пылиться в чулане свекрови), постельным бельём, зимней и летней одеждой для новоиспечённых супругов, и запасом полотна и сукна на первое время. Это привычное нам приданное. Только я заметила лазейку для взаимного зачёта? Действительно, закону были известны случаи, когда так делали, а потом не могли имущество поделить. Это было плохо и заканчивалось тяжбой, потому что в случае смерти женщины кобхя не возвращали, а приданное семья мужа должна была вернуть, если не само, то равноценное добро в том же количестве.

Когда материальную сторону вопроса в общих чертах утрясли, стороны обсуждали более сложные темы: сколько раз в неделю можно кормить мужа рыбой, сколько раз в неделю нужно звать его на ложе, сколько комплектов одежды, «домашних» и выходных, должно быть у пары, будет ли муж брать с собой жену в гости, сколько раз в месяц он может напиваться в хлам, как часто обязан делать жене подарки, как часто жена может навещать родственников, если выходит замуж «на вывоз», и как долго может продлиться её отлучка. Это обычные составляющие брачного договора, который заключали под поручительство родни (сумма кобхя и приданного по определению больше цены чести обычного человека) и при непосредственном участии брегона (законника).

Как только взаимные торги закончены, договор между женихом и защитником чести невесты заключён, выплаты завершены, жених и невеста завязывают узелки и клянутся, в чём обычно клянутся такие пары, потом можно устроить пир и всякие увеселения, и, наконец, молодая семья отправляется домой к новобрачному. И вот тут начиналось самое интересное.

Закон брегонов настоятельно советовал заключать браки именно между супругами равного достатка и предостерегал от неравных браков. Дело в том, что понятия о совместно нажитом имуществе в древней Ирландии не было. Всё, чем супруги владели до брака, так и принадлежало им. Всё, что семья произвела за год, делили по правилу: одна часть — владеющим землёй, одна часть — владельцам капитала, то есть скота и орудий труда, одна часть — тем, кто работал. Да, рядовые члены дэривине были на сдельной зарплате, и муж с женой тоже. Вклад в общее производство определялся по хитро вымудренной формуле, но права на доходы семьи у каждого из супругов зависели от изначальной доли в стартовом капитале — то есть, при расширении хозяйства оно было в коллективной долевой собственности, и лучше бы доля была сравнимой или равной! Тогда всё, что ущемляло интересы жены, оплачивалось. Например, задумав завести вторую жену, мужчина должен был заплатить первой жене цену чести, и так каждый раз, иначе не получится. Только в таком браке вдова могла сразу вывести часть имущества семьи из наследственной массы — остальное поделят дети и прочие родственники мужа. Это за вычетом той суммы в товарах, которые женщина принесла с приданным (её она получит в любом случае, это не обсуждается), и того, что заработала за последний, незавершённый, год своим трудом. Развод и наследственные дела — темы отдельные, и там такая Санта-Барбара, что получится очень "много букав", если обсуждать их здесь и сейчас.

Второй формой брака был неравный брак с богатым мужем. Тут всё было плохо, разорительно для женщины хотя бы потому, что состоятельный человек с самого начала норовил урезать кобхя до минимума, потому что имущество жены для него не имело решающего значения и он её семье и так одолжение делал. Право на долю от имущества семьи, помимо приданного, жена приобретала только спустя семь лет брака, а до этого обходилась содержанием, которое предоставлял муж. А ну как жадный оказался? В случае, если жена была первой, то есть главной, муж всё-равно должен был считаться с её мнением при заключении договоров, поручительстве и прочих решениях, которые могли быть разрушительными для домохозяйства, а вот второй и третий брак при живой жене были на усмотрение мужа, и спрашивать разрешения он был не обязан. Если женщина выходила замуж за уже женатого богача, её положение было незавидным. Во-первых, она не распоряжалась имуществом, во-вторых, попадала полностью под контроль первой жены и могла рассчитывать только на содержание. Но многие были и этому рады — если молодость, здоровье и красота были единственным достоянием, а в голове сидит убеждение, что в этом мире никто не живёт вечно, и ночная кукушка дневную однажды перекукует. Кстати, у первой жены были целых три дня для того, чтобы после свадьбы поквитаться с соперницей. Запрещено было только применять оружие и убивать, а вот физиономию расцарапать или по двору таскать за патлы — это пожалуйста. Но только три дня. Дальше нужно как-то усообразиться и жить мирно.

Неравный брак с богатой женой был унизителен для мужчины. Весь профит — 1/9 от зерна, мяса и товаров, которое произвело домохозяйство, 1/18 от сыров и молочных продуктов, и те — в случае развода по вине жены. Цена чести мужа, даже когда осиротеет, всё-равно половина папашиной, а договоры домохозяйство заключало под цену чести жены, то бишь, её поручителей. Муж выступал как представитель жены в каждой сделке, но жена при этом присутствовала и подтверждала, что в теме и не возражает. Жениться при богатой жене муж не мог, а завести любовницу — только с особого разрешения жены, иначе развода не избежать. Если жена завела любовника, развестись было легко, только дальше что? Уходил опозоренный муж с крайне скромным приданным, в основном едой, напитками и шмотками. Теперь понимаете, на что так обиделась Медв в «Похищении быка из Куальнге?» Каким таким образом мог изгой Айлиль уровняться по достатку с ней в браке третьего рода? Получилось, она, дочь короля, за пару десятков лет нажила одиннадцать детей, а голодырый муж — целое богатство? Так не бывает. И то, что у неё уже есть ребёнок от изгнанника, Фергуса МакРойга, её не смущает, потому что условия брачного договора нельзя пересмотреть, и Айлиль должен молчать в тряпочку, улыбаться и махать флажком, раз не потребовал, чтобы жена прогнала любовника. А он какие-то предъявы делает, имуществом меряется, скотина такая, да ещё и шутки шутит. Сыновей жалко: выгонишь этого козла — потеряют право на наследство. Пришлось срочно идти в Улад на заработки за племенным быком, чтобы самоутвердиться после такого унижения.

Кто же, зачем и когда женился при таких законах? Наследственные землевладельцы женили сыновей на девицах своего круга, чтобы завести полезные связи, и как можно раньше. Знатные юноши постоянно находили себе приключения, и хотя бы один живой отпрыск мужского пола гарантировал преемственность крови, тем более, и по матери у него хорошее происхождение, не худородный. Кухулин, один из центральных персонажей Уладского цикла саг, женился в шестнадцать, а первый заход на сватовство сделал в четырнадцать. Его невеста, по текстам судя, было года на три старше, то есть, уже пересидела в девках, но у неё был скупой, тщеславный и переборчивый отец. Богатые держатели общинной земли в быту копировали наследственных землевладельцев. Их дети тоже женились рано.

Люди среднего достатка шли на такой ответственный шаг только после того, как получали наследство и видели, что обстоятельства складываются удачно: при переделе участок гарантирован даже с учётом расходов на выкуп невесты. До этого мужчина обходился временными союзами (на год и один день) либо и вовсе заводил подружку. Это уже зрелый человек, ему под тридцать, и его интересует не девочка-колокольчик, а молодая женщина, которая умеет вести хозяйство. Скорее всего, ей за двадцать, и она уже родила пару детей, которые живут с их отцами. У неё есть приданное, она не боится работы, и ей тесно в доме отца — потому она и прошла через временный брак. Может, эта жена и не будет последней, но многожёнство — удел богатых, у боире одномоментно только одна супруга.

Бесприданниц брали в жёны по-настоящему богатые люди, которых совсем не интересовала материальная сторона вопроса. Обычно такому мужчине никто возражать не посмеет. Это человек зрелый, знающий цену жизни и считающий, что за свои труды и беспорочную репутацию заслужил немного земных радостей. Он вдов, разведен, либо уже женат, но жена ему надоела. Возраст невесты его не волнует, только её кондиции и прочие достоинства.

И, наконец, неимущие мужья богатых жён. Тут всё, как с женщинами-воинами: скорее всего, наша героиня - наследница человека, у которого нет сыновей. У неё слишком много имущества, чтобы так уж легко было найти холостого хозяина равного достатка, а смысла искать счастья с женатым богачом и терпеть фокусы его первой жены вовсе никакого. Зато у неё наверняка есть двоюродный брат, сын родного дяди, и дядя проел сыну плешь о том, что нужно снова собрать наследство деда в одни руки, и для этого потерпеть не стыдно, зато дети будут как в масле сыр кататься. Двоюродный брат — близкий человек, не обидит и не будет приворовывать, как Айлиль, муж Медв.

Из схемы улетучились дети. А дети и брак — параллельные миры: Ирландия даже в христианские времена долго ещё не знала майората и прочих прелестей европейского семейного права. Для того, чтобы завести детей, жениться было не обязательно, достаточно сойтись с какой-нибудь женщиной на некоторое время, а то и ещё проще: довольно, чтобы она на мужчину указала и привела свидетелей их свидания. Дети - члены рода отца, и ими распоряжается глава его дэривине. Как скажет, так и будет: станут растить или отнесут на кладбище перекрёсток или отправят по водам. Если гость провёл ночь с дочерью, женой или внучкой хозяина, и был зачат ребёнок, такой подарок тоже записывали на счёт хозяина, не гостя. Так что, брак по-ирландски в те времена — сугубо о хлебе насущном и о том, как нажить добра побольше, чтобы дом — полная чаша, всех занять делом и обеспечить заработком.