Ещë каких-то 10 лет назад без проблем можно было найти менеджера по продажам в любую компанию. А в 00-х это вообще считалось самой распространённой работой. Требования были высокими и к внешнему виду, и к речи, и к теоретическим знаниям. При этом на продажников в вузах не готовили. Всему приходилось учиться самостоятельно. Это потом появились разные тренинги и курсы.
Зарплаты были высокими. Зачастую оклад был минимальным, зато бонусы - ошеломительными. Желающих работать на таких зарплатах было достаточно. Потом начали случаться кризисы в экономике: 2008 г. , 2014 г. Работодатели начали хитрить. Ставили невыполнимые планы, чтобы не выплачивать премии, ввели систему штрафов. И потихоньку крутые продажники начали уходить в маркетинг, рекламу, на рынок недвижимости и т. д. Потому что с заработком стало хуже, а работа, на самом деле, выматывающая. В итоге менеджеров, действительно умеющих продавать товары или услуги, стало становиться всё меньше.
На смену им пришли сотрудники колл-центров, работающих по скриптам. Эффективность продаж упала в разы. Но вернуться к практике работы при найме менеджера по продажам стало невозможно. Потому что сменилось поколение.
Хорошим продажникам сейчас по 40-50 лет. Чтобы их заинтересовать работой, им необходимо предлагать высокий доход, хорошие условия работы, проявлять лояльность к их рабочему графику. И вообще не факт, что они на всë это соблазняться. Как правило, им есть чем заниматься и они способны себя реализовать на разных поприщах и не только в продажах. А всё почему? Потому что продажи - это навыки коммуникации, это взаимодействие с людьми, это умение понравится. Такие скиллы востребованы в любом деле. А потому перепрофилироваться не составляет труда.
Новое поколение - молодые люди 20-30 летнего возраста - уже совсем другие. У них огромные сложности в коммуникациях. Обратиться к незнакомцу, суметь что-то предложить, предварительно поняв, как лучше конкретному человеку преподнести товар или услугу, уметь выдержать отказ и ещё попробовать его преодолеть - всё это стало супернавыками, которыми не способна и не готова овладеть молодёжь.
Молодые люди не хотят зарабатывать. Им достаточно скромного оклада. Они не готовы впахивать ради больших денег. При этом они не хотят ни с кем взаимодействовать не то что лично, но даже по телефону. Верх активности - разослать письма или сообщения. Их не интересует портрет клиента, техники продаж, перспектива хороших бонусов. А рабочий стандартный 8-часовой день — это вообще нечто кошмарное. Все хотят свободный график, удаленку и вообще отсутствие каких-либо обязательств.
Продажи — это, в первую очередь, презентация. Уметь представить вниманию людей товар, услугу, идею — это уже не навык, как было раньше, а талант. Есть он у человека — он будет этим заниматься. Нет таланта — он даже не захочет мало-мальски научиться что-то презентовать. Талантов, как мы знаем, всегда сильно меньше. К чему это может всё привести? К вырождению мелкого и среднего предпринимательства. Без продажников бизнес не сможет существовать. Останутся крупные компании чуть ли не монополисты, которым ничего продавать не надо - у них и так купят. И останутся мелкие ИП, в которых сам предприниматель и будет продажником. Хорошо это или плохо судите сами. А по поводу занятости молодёжи ещё почитайте здесь.