Найти тему

Молодёжь хочет работать, но не трудиться

Недавно я слушала интервью с одним из авторов научных исследований о ценностях молодёжи. Так вот учёная сказала о том, что молодёжь готова работать, но не готова трудиться. На мой взгляд, это очень тревожный звоночек. 

В чем разница между работой и трудом? Столетиями мыслители рассуждают об этом. У них труд - это нечто свободное, важное для человека. Человеку труд в удовольствие. А вот работа - от слова «раб». То есть через силу и по необходимости. 

Автор исследований в интервью не разъяснила, как современная молодежь понимает разницу между трудом и работой. Предположим, что так же, как и мыслители из прошлого. Тогда получается, что труд утратил свою ценность. 

Почему это плохо? Потому что ведёт к деградации. Труд в удовольствие - это идеальное времяпрепровождение: есть результат труда и моральное удовлетворение человека, в том числе и потрачена физическая энергия. Если же человек не хочет трудиться (а это мы наблюдаем повсеместно), то его время проходит в безделье. Результаты могут быть негативными: от депрессии до преступлений, ведь физической энергии нужен выход. И если еë не направлять в созидательное русло, она обязательно выльется во вред обществу и самому человеку. 

К труду надо приучать с детства. Если в те же советские времена это было самое собой разумеющимся, то теперь труд считается чем-то ненужным, а если он бесплатный, то ещё и постыдным. 

Многие люди соглашаются с тем, что надо детей привлекать к труду в школе. Например, заставлять мыть полы. Только это будет не труд, а как раз неоплачиваемая работа. Да и давайте подойдем объективно. Такую работу, как мытьё полов, подметание школьного двора или окапывание деревьев надо выполнять не в школьной форме, а в рабочей одежде. У нас нет шкафчиков для хранения личных вещей ученика, чтобы брать оттуда рабочую одежду. (Не стоит приводить в пример свой опыт "мы же делали в школьной форме и ничего". Потому что это было неправильно). Так что не подходят эти школьные варианты даже с бытовой точки зрения. А привлекать во внеурочное время тоже сложно, потому что многие дети сегодня загружены секциями и кружками. Поэтому на приучение к труду в школе нет смысла надеяться и не надо за это бороться. 

А вот популяризация волонтёрской деятельности важна и нужна. Там труд добровольный, созидательный и полезный. Школа может подталкивать к волонтёрству. Через это проявится воспитательная функция. 

Волонтёрство - это, как раз, труд, а не работа
Волонтёрство - это, как раз, труд, а не работа

Но, на мой взгляд, всё-таки любовь к труду должна идти из семьи. Примеры родных, разговоры о важности и нужности труда, нематериальное поощрение ребенка за любой полезный труд - всë это поможет изменить ситуацию. Любовь к труду современной молодёжи, может, и не привьём. Но надо постараться не упустить сегодняшних детей.