Федерико Морено Торроба (1891 – 1983 гг.) был одной из ведущих фигур испанской музыки XX века, композитором, наиболее известным своими зарзуэлями (zarzuelas) (испанскими опереттами) и гитарными произведениями, но также активным импресарио и дирижером, игравшим решающую роль в управлении культурой в качестве президента Всеобщего общества испанских авторов (Sociedad General de Autores de España) и директора Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Real Academia de Bellas Artes de San Fernando).
Федерико Морено Торроба прожил весьма долгую жизнь, охватившую несколько важнейших этапов развития музыки - поздний романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, сериализм, неоклассицизм и минимализм, а также несколько самых бурных десятилетий в истории человечества, характеризующихся беспрецедентным насилием и разрушениями в племенных, гражданских и мировых войнах, сопровождавшихся террором, воздушными и атомными бомбардировками.
При этом сам Торроба, по общему мнению, был приятным, мягким, добрым и щедрым человеком, преданным своей семье и обладающим очаровательным самокритичным чувством юмора. Гитарист Пепе Ромеро был близким другом композитора и утверждает, что "находиться рядом с ним было невероятно комфортно. Он не осуждал меня, и я никогда не нервничал, играя для него. Но он также был трудолюбив и серьезен. Он был "как отец, дед или дядя - или тот, кого вы хотели бы иметь ".
Будучи католиком и преданным испанской короне, Торроба, тем не менее, держался в стороне от политики и политических движений, никогда публично не заявляя о своей оппозиции или поддержке какого-либо правителя или режима, будь то конституционная монархия, республика или правая диктатура. На самом деле он ничего так не хотел, как покоя и свободы, чтобы сочинять музыку, переносить на бумагу неудержимый поток лирического вдохновения, который неустанно лился из него, будь то за клавиатурой или за столом для завтрака.
Он специализировался на сочинении приятных гитарных миниатюр и сарсуэлы - форм развлечения, которые требовали значительного ремесла, мастерства и, да, гения, но которые культурная элита презирала как уступающие симфонии и опере, в частности, немецкой музыке. Главным достижением Торробы было написание одних из самых популярных зарзуэлей всех времен. Он был последним из великих «зарсуэлерос», а его "Луиза Фернанда" (1932) входит в число самых успешных и знаменитых произведений в этом жанре.
Продолжение следует… Торроба - Мадрилец