Найти в Дзене
Михаил Никольский

Тактическое ядерное оружие ВВС стран НАТО. Часть 6: Нидерланды и Бельгия

Оглавление

Нидерланды

Американское атомное оружие складировано на территории Нидерландов с начала 1960-х гг., хотя не исключено, что первые атомные боеприпасы американцы завезли в Голландию еще в середине 50-х.

Принципиальная договоренность о размещении в Нидерландах американского ядерного оружия министры обороны двух стран достигли в 1956 г., в 1959 – 1960 гг. эти договоренности оформили в виде нескольких межправительственных соглашений, регламентировавших хранение и применение боеприпасов. Первое такое соглашение датировано 6 мая 1959 г.: «Agreement between the Government of the Kingdom of the Netherlands and the Government of the United States of America for cooperation on the uses of atomic energy for mutual defense purposes».

Соглашение от февраля 1960 г. оговаривало складирование американских атомных бомб на авиабазе Фолкель. Первые бомбы доставили на авиабазу уже в апреле того же года. К осени 1961 г. на авиабазе находилось примерно 50 бомб В28. В качестве носителей А-бомб рассматривались истребители-бомбардировщики F-84F голландских ВВС.

ВВС Нидерландов во второй половине 50-х гг. получили от США 80 «Тандерстриков» модификаций F-84F и RF-84F. Вместе с самолетами было поставлено несколько десятков комплектов оборудования, необходимого для применения атомных бомб. Самолеты F-84F поступили на вооружение 311-й, 312-й, 313-й, 314-й и 315-й эскадрилий.

Первые голландские F-84F, еще с символикой ВВС США. Авиабаза Фолкель, 1955 г.
Первые голландские F-84F, еще с символикой ВВС США. Авиабаза Фолкель, 1955 г.

Первой на F-84F в 1955 – 1956 г. перевооружили 311-ю эскадрилью, дислоцированную на авиабазе Фолкель. Эскадрилья, по штату, располагала 25 самолетами «Тандерстрик». Летчики этой эскадрильи, единственной из пяти, приступили к отработке нанесения ударов свободнопадающими атомными бомбами. 311-я эскадрилья 11 июля 1960 г., первой в ВВС европейских стран НАТО, достигла состояния «атомной» боеготовности.

F-84F из 311-й эскадрильи, 1957 г.
F-84F из 311-й эскадрильи, 1957 г.
F-84F из 311-й эскадрильи, конец 50-х гг.
F-84F из 311-й эскадрильи, конец 50-х гг.
F-84F из 311-й эскадрильи, конец 50-х гг. На самолетах подвешено по два ПТБ, обычный тренировочный полет.
F-84F из 311-й эскадрильи, конец 50-х гг. На самолетах подвешено по два ПТБ, обычный тренировочный полет.
Взлет F-84F из 311-й эскадрильи, Фолкедль, начало 60-х. Предстоит полет по атомному профилю - на самолетах подвешено только по одному ПТБ, пилон под левой плоскостью крыла зарезервирован под бомбу Mk7.
Взлет F-84F из 311-й эскадрильи, Фолкедль, начало 60-х. Предстоит полет по атомному профилю - на самолетах подвешено только по одному ПТБ, пилон под левой плоскостью крыла зарезервирован под бомбу Mk7.

В 60-е – 70-е ядро голландских ВВС составляли самолеты F-104G. На вооружение поступило в общей сложности 138 «Старфайтеров». Самолеты эксплуатировались в пяти эскадрильях (не считая тренировочных частей): 306-й разведывательной, 311-й и 312-й истребительно-бомбардировочных, 322-й и 323-й истребителей-перехватчиков. Обе ударные эскадрильи дислоцировались на авиабазе Фолькель и отвечали за боевое применение складированных здесь атомных авиабомб. На вооружении 311-й и 312-й эскадрилий состояло 36 F-104G и четыре спарки TF-104G. На БД в 15-минутной готовности к вылету находилось не менее двух F-104G.

Стоянка авиабазы Фолгель, 1965 г.
Стоянка авиабазы Фолгель, 1965 г.
Стоянка авиабазы Фолгель, начало 70-х гг.
Стоянка авиабазы Фолгель, начало 70-х гг.
F-104G 311-й эскадрильи, 1968 г.
F-104G 311-й эскадрильи, 1968 г.
F-104G 311-й эскадрильи, 1981 г.
F-104G 311-й эскадрильи, 1981 г.
F-104G 311-й эскадрильи, 1982 г.
F-104G 311-й эскадрильи, 1982 г.
F-104G 311-й эскадрильи
F-104G 311-й эскадрильи

312-я эскадрилья, подобно 311-й, ранее летала на F-84F и также базировалась в Фолькеле, ядерный статус данной части в «до старфайтерный» период не подтвержден. В 1964 – 1965 г. 312-ю эскадрилью перевооружили на F-104G. В Голландии вообще не принято распространяться о наличии носителей атомного оружия в составе национальных ВВС, как на уровне официальных лиц, так и на уровне местных историков. Едва ли не первое полуофициальное заявление даже не о боевом дежурстве самолетов голландских ВВС с подвешенными атомными бомбами, но о самой возможности подвески американских бомб на голландские самолеты, сделал в 2010 г. ушедший в отставку министр обороны. Шум в местных СМИ поднялся несусветный. «Новость» эта уже успела отрастить длиннющую бороду, а борода поседела. Исключать атомный статус 312-й эскадрильи в период с 1960 по 1963 гг. не стоит: скорее «да», чем «нет».

F-104G из 311-й и 312-й эскадрилий, Фолкель, начало 80-х гг.
F-104G из 311-й и 312-й эскадрилий, Фолкель, начало 80-х гг.

Атомную эстафету от F-104G приняли в начале 80-х гг. F-16А все тех же 311-й и 312-й эскадрилий. 311-ю эскадрилью перевооружили на F-16 в 1982 г., 312-ю в 1985. Боевое дежурство несли самолеты обоих эскадрилий, а вот когда оно прекратилось и прекращалось ли вообще – вопрос.

F-16A 311-й эскадрильи, Фолкель, 1993 г.
F-16A 311-й эскадрильи, Фолкель, 1993 г.
В 80-е гг. правила полетов над Европой в очередной раз ужесточили. Отработку прорыва ПВО на малой высоте пришлось перенести в Канаду. Пара F-16 из 311-й эскадрильи над канадской провинцией Лабрадор, конец 90-х - начало 2000-х гг.
В 80-е гг. правила полетов над Европой в очередной раз ужесточили. Отработку прорыва ПВО на малой высоте пришлось перенести в Канаду. Пара F-16 из 311-й эскадрильи над канадской провинцией Лабрадор, конец 90-х - начало 2000-х гг.
Авиабаза Фолкель, начало 2020-х гг.
Авиабаза Фолкель, начало 2020-х гг.

311-я эскадрилья была расформирована в 2011 г. 312-я эскадрилья распрощалась с F-16 весной 2024 г., после чего 30 мая министерство обороны Нидерландов официально объявило о передаче с 1 июня 2024 г. атомных задач 313-й эскадрилье, вооруженной самолетами F-35A. Голландские F-35A, равно как некогда F-84F, первыми среди ВВС европейских стран НАТО приступят к выполнению задач ядерного сдерживания.

-17

Бельгия

-18

История самолетов-носителей атомного оружия в бельгийских ВВС представляет собой кальку с истории аналогичных машин голландских ВВС, с небольшими лишь отличиями.

В 1956 – 1957 гг. США передали бельгийским ВВС по программе военной помощи около 200 самолетов F-84F. «Тандерстрики» получили 2-е и 10-е авиакрылья. 2-е авиакрыло специализировалось на выполнении задач ПВО, 10-е отрабатывало нанесение ударов по наземным целям. Эта схему в последующем перенесли на F-104G и F-16: по два авиакрыла, одно – ПВО, второе – ударное; ПВОшники новую технику получали первыми.

Авария F-84F, 1956 г.
Авария F-84F, 1956 г.
F-84F из 10-го авиакрыла.
F-84F из 10-го авиакрыла.

10-е авиакрыло (23-я, 27-я и 31-я эскадрильи), ранее эксплуатировавшее F-84G, дислоцировалось на авиабазе Кляйне-Брогель; реконструкцию этой базы завершили в 1955 г. 27-ю эскадрилью расформировали в 1962 г., после чего авиакрыло перешло на двухэскадрильный штат с бельгийской спецификой. Самолеты с 1962 г. закреплялись не эскадрильями, но за авиакрылом, а в эскадрильях числился только личный состав. Колхоз в общем. Несознательный личный состав время от времени рисовал на отдельных машинах символику эскадрилий, однако сии попытки пресекались вышестоящим командованием.

С 1962 г. на авиабазе Кляйне-Брогель, цитата сайта авиабазы, «размещался американский отряд поддержки». Отряд поддерживал в исправном состоянии атомные бомбы, за применение которых отвечало 10-е авиакрыло в составе 23-й и 31-й эскадрилий. Уместно предположить аналогичную схему и для 311-й и 312-й эскадрилий ВВС Нидерландов, дислоцированных на авиабазе Фолькель.

В 1964 г., следом за ПВОшным 1-м авиакрылом, 10-е авиакрыло перевооружили на F-104G. Самолеты 10-го авиакрыла имели бортовые номера от FX-41 до FX-80. С 1965 г. на авиабазе Кляйне-Брогель боевое дежурство в 15-минутной готовности к взлету несли два – четыре F-104G. В течение первых трех лет эксплуатации у бельгийских «Старфайтеров» окрашивались только верхние поверхности крыла – в белый противоатомный цвет. В 1967 г. самолеты получили камуфляжную окраску, а в 1969 г. окончательно приоритет получила задач нанесения ударов по наземным целям обычным оружием, посильное участие в атомном апокалипсисе при этом не отменялось.

F-104G из 10-го авиакрыла, Кляйне-Брогель, снимок сделан до 1967 г.
F-104G из 10-го авиакрыла, Кляйне-Брогель, снимок сделан до 1967 г.
F-104G из 10-го авиакрыла снимок сделан до 1967 г. Верхние плоскости крыла окрашены в белый цвет.
F-104G из 10-го авиакрыла снимок сделан до 1967 г. Верхние плоскости крыла окрашены в белый цвет.
F-104G из 10-го авиакрыла 1976 г.
F-104G из 10-го авиакрыла 1976 г.

Статистика аварийности бельгийских «Старфайтеров» едва ли не превосходит германскую: из 112 (100 F-104G, 12 TF-104G) потеряно 40 (38 F-104G, две спарки), погиб 21 летчик.

В 1982 – 1983 гг. 10-е авиакрыло перевооружили на F-16A. Чем дальше, тем больше акцент делался на использовании обычных вооружений, при сохранении возможности нанесения ударов атомными бомбами. Боевое дежурство с подвешенными бомбами В61 бельгийские F-16, возможно, прекратили нести в начале 90-х гг.

С окончанием Холодной войны ВВС Бельгии, равно как и других стран НАТО, претерпели реформирование с оптимизацией. Количество авиакрыльев F-16 в 1996 г. сократили с двух до одного. В историю ушло 1-е авиакрыло, в 10-е авиакрыло передали 349-ю эскадрилью с сохранением ее основной задачи – ПВО. Следующий виток оптимизации пришелся на 2002 г., тогда ударные 23-ю и 31-ю эскадрильи слили в одну – 31-ю. Ныне в 10-е крыло входят 349-я эскадрилья (ПВО) и 31-я (ударная), место дислокации – авиабаза Кляйне-Брогель.

Самолеты F-16 31-й эскадрильи продолжат выполнять задачу ядерного сдерживание минимум до 2027 г., на который запланировано перевооружение эскадрильи самолетами F-35A.

-24

Часть 5 Германия: https://dzen.ru/a/Zrkgd8ZvJE2jFgJN

Часть 7 Италия: https://dzen.ru/a/ZsCtNgJt_lVUwUYH