Люфтваффе в виде ВВС ФРГ, были воссозданы в сентябре 1956 г. В кратчайший срок люфтваффе v 2.0 получили несколько сотен реактивных самолетов – 450 истребителей-бомбардировщиков F-84F, больше ста разведчиков RF-84F, около 400 истребителей F-86.
Костяк летного состава составили проверенные на фронтах II мировой войны кадры. Первым командующим ВВС ФРГ, Inspekteur der Luftwaffe, стал генерал Йозеф Каммхубер. Тот самый, организатор системы ночной ПВО Рейха - «Линии Каммхубера». Переучивание на реактивную технику, истребители F-84F, молодые германские летчики проходили в США на авиабазе Лак. Как молодые… Первая группа «курсантов» состояла из 15 человек, в том числе семерых асов: Эрнст-Дитер Бернхард (8 побед в воздушных боях II мировой войне), Фриц Вегнер (6), Фридрих Облесер (120), Гюнтер Ралль (275), Герд Теттеро (9), Эрих Хартман (352), Пауль Шодер (21). «Молодые» завершили обучение в августе 1957 г., поздравил их с освоением новой техники сам герр Мессершмитт, тот самый, специально ради такого случая посетивший авиабазу ВВС США.
В число переданных люфтваффе 450 F-84F входили несколько десятков носителей атомных бомб, ранее состоявших на вооружении европейских авиакрыльев ВВС США – свой статус эти машины сохранили и в люфтваффе.
Первыми F-84F в 1951 г. получили вновь сформированные тренировочная часть Waffenschule-30 и 31-я истребительно-бомбардировочная эскадра (JagdBomberGeschwader 31; JBG-31, код DA), дислоцированная в Бюхеле. За ней в 1958 – 1961 гг. последовали JBG-32 (Лехфельд, DB), JBG-33 (Бюхель, DC), JBG-34 (Мемминген, DD), JBG-35 (Хузум, DE) и JBG-36 (Рейн-Хопстен, DF).
Карьера F-84F складывалась не здорово. Самолеты банально устарели, как морально, так и физически. Аварийность держалась на чрезвычайно высоком уровне, за первые два года эксплуатации разбилось 44 машины. В 1961 г. F-84F начали массово выводить из эксплуатации.
В 1956 г. Германия объявила конкурс на многоцелевой самолет для замены F-84F и F-86 в ВВС, а также «Си Хоков» в морской авиации. Немцам было из чего выбирать: британские Саудерс-Рое SR.177 и Иглиш Электрик Р-1, получивший известность как «Лайтнинг», французские Зюд Ависьон SO-9050 «Трайдент III» и Дассо «Мираж III», американские Грумман F11F-1F, Конвейр F-102 и F-106, Нортроп N-156F (F-5А), Рипаблик F-105, Локхид F-104A. Список обширный, но ни один из представленных в нем самолетов не отвечал требованиям возрожденных люфтваффе. Выбирать приходилось платформу, на базе которой еще предстояло соорудить истребитель-бомбардировщик.
F-102, F-106 и F-105 экономные немцы отвергли по причине дороговизны. Будущее британских машин виделось неопределенным, ибо ВВС Великобритании не торопилось с заказами. ВВС Франции отвергли «Трайдент», отдав предпочтение «Миражу». Длинный список сократился до короткого: «Мираж», F11F-1F или F-104. Победил F-104, эту машину яростно отстаивали Камммхубер и его ближайший советник Вальтер Крупински тоже – тот самый, из Рейха, ас – 178 побед на Восточном фронте и 19 на Западном.
На слушаниях в бундестаге, проходивших осенью 1958 г. и посвященным подведению итогов конкурса Каммхубер отстаивал «Старфайтер»:
- Мы берем не кота в мешке. … «Старфайтер» - это серийно выпускаемый самолет, полностью готовое изделие.
Генерал-инспектор умолчал, что Вальтер Крупински облетал в США F-104A, а контракт заключался на приобретение F-104G, на треть более тяжелого, с иным двигателем и другим БРЭО.
Первые F-104, все спарки модели «F», поступили летом 1960 г. в WaSLw-10 (Waffenschule der Luftwaffe). Часть дислоцировалась на авиабазе Нёрфених, сюда перебазировали и 31-ю эскадру. Одноместные F-104G поступили на вооружение JBG-31 в 1961 г. Состояния боеготовности эскадра достигла в 1963 г.
Букву «G», Germany, в обозначении модификации «Старфайтера» немцы предпочитали расшифровывать как «Gustav». Один самолет с таким прозвищем в Германии уже был – Bf.109G.
Следом за 31-м гешвадером F-104G получили еще четыре истребительно-бомбардировочные эскадры: 32-я (Лехфельд), 33-я (Бюхель), 34-я (Мемминген) и 36-я (Рейн-Хопстен). «Старфайтеры» также эксплуатировались двумя эскадры истребителей-перехватчиков (JG-71, JG-74), двумя разведывательными эскадрами (AKG-51, AKG-52) и двумя ударными эскадрами морской авиации.
Каждая истребительно-бомбардировочная эскадра включала две эскадрильи (staffel). На вооружении эскадры по штату имелось 52 самолета: по 18 в «боевых» в каждой эскадрилье, шесть в резерве и десять на регламентно-ремонтных работах.
Задача поражения наземных целей свободнопадающими атомными бомбами ставилась только перед истребительно-бомбардировочными эскадрами. Считается, что носителями ядерного оружия являлось 250 германских F-104G, одна бомба В.43 подвешивалась под фюзеляжем самолета. Согласно плану НАТО, в каждой из пяти JBG на боевом дежурстве в 15-минутной готовности к боевому вылету должно было находиться шесть «Старфайтеров», круглосуточно, семь дней в неделю. По поступлению приказа следовали взлет, набор высоты, снижение с разгоном до скорости М=1,4, прорыв ПВО, сброс бомбы с боевого разворота и возвращение на базу, если повезет. А если повезло, то летчик выполнил бы второй полет по аналогичному профилю с аналогичной полезной нагрузкой.
Что-то пошло не так… «Старфайтер» своей репутацией предельно аварийного самолета обязан германским ВВС. В 1961 г. разбилось две машины, в 1962 г. – семь, причем четыре единовременно.
Торжества по случаю официального принятия на вооружение самолета F-104G запланировали провести на авиабазе Нёрфених 20 июня 1962 г. Гвоздем праздника обещало стать групповой пилотаж четверки двухместных F-104F – первой и как оказалось пока последней пилотажной возрожденных люфтваффе.
Люфтваффе создавались по образу и подобию ВВС США, а ВВС США на рубеже 50-60-х гг. переносили болезнь под названием «групповой пилотаж» в предельно острой форме. «Тандербёрдз», «Скайблейзер» и многие другие не столь известные. Была даже попытка создания пилотажной группы на С-130, эта группа выполнила несколько показов! Командование люфтваффе, как и командование ВВС США, кстати, к пилотажникам отнеслось, мягко говоря, без энтузиазма. Германская пилотажная группа, тоже как в США, появилась больше, как инициатива снизу, нежели как выполнение указания сверху. Состав группы был смешанным: два опытных летчика ВВС США (ведущий и соло-пилот), остальные пятеро – молодые обер-лейтенанты с небольшим налетом на «Старфайтере».
Летчики свежеобразованной неформальной пилотажной группы успели выполнить несколько полетов. Вечером 19 июня состоялась последняя во всех смыслах тренировка ромба «Старфайтеров».
Первые две фигуры «ромб» выполнил нормально, затем последовал проход над ВПП, после чего ведущий начал выполнять разворот на 180 град с высокой перегрузкой. Ведомый в вираже догнал ведущего. Обломки столкнувшихся машин поразили две другие спарки. На землю рухнули все четыре «Старфайтера», катапультироваться успели лишь два летчика (американец и немец) – экипаж хвостовой спарки.
Катастрофа получила огромный общественный резонанс. Торжества на авиабазе Нёрфених отменили, Каммхубер лишился должности главкома, а все дальнейшие попытки образовать в составе люфтваффе авиационную группу высшего пилотажа пресекались на корню. Пост инспектора люфтваффе занял Вернер Паницки, соратник Каммхубера в годы II мировой войны. Паницки, в отличие от своего старого друга и командира, к F-104 относился негативно:
- Выбор этой машины есть сугубо политическое решение.
Катастрофы 1961 и 1962 гг. можно было объяснить сложностями овладения новой техники, однако их количество из года в год лишь росло. В 1964 г. разбилось 12 самолетов, в 1965 г. – 28. К середине 1966 г. люфтваффе потеряли 61 «Старфайтер», еще 20 машин пришлось списать из-за аварий на земле; погибло 35 летчиков. Прозвище «Gustav» сменили новые – «Witwenmacher» (вдоводел), «Fliegender Sarg» (летающий гроб), «Erdnagel» (земляной гвоздь) и «Fallfighter» (падающий истребитель).
В 1966 г. разразился «Starfighter-Krise», отсчет которого принято вести от январской публикации «Die Starfighter-Affäre» в журнале «Шпигель».
Высокая аварийность сама по себе представляла собой повод для кризиса, однако катастрофами дело не ограничивалось. Самолет F-104G оказался не боеспособным. В 1966 г. был период, когда в 31-й эскадре осталось четыре ограниченно исправных самолета, в то время как на боевом дежурстве требовалось держать шесть машин и еще хотя бы десяток задействовать в повседневных полетах.
Полеты самолетов F-104G в декабре 1966 г., после очередного 67-го по счету разбившегося самолета, приостановили. В штабе люфтваффе образовали комиссию по изучению всех аспектов эксплуатации самолета F-104G. Параллельно пресса и юстиция ФРГ озаботились нюансами заключения контракта на поставку «Старфайтеров». Кризис превратился из военно-технического в политический и криминальный.
Криминальный сюжет получил развитие в 1975 г., когда министерство юстиции США возбудило иск к Францу-Йозефу Штраусу, занимавшему в 1956 – 1962 гг. пост министра обороны ФРГ. Статья в журнале «Шпигель» метила в Штрауса, залп получился. Иск же американских юристов обернулся пустым сотрясением воздуха. Обвинение Штрауса и президента «Дойче банка» в получении от фирмы «Локхид» 22 млн. долл. за продвижение истребителя F-104 в германские ВВС и авиалайнеров марки «Локхид» в компанию «Люфтганза» доказать не удалось. Что интересно, против фирмы «Локхид» иск почему-то не возбудили.
Кризис – кризисом, а боевое дежурство нести необходимо. Пришлось снимать с хранения F-84F. Самолеты перед возобновлением эксплуатации проходили ремонт и модернизацию на заводе фирмы «МВВ» (Messerschmitt-Bölkow-Blohm) с заменой четырех 12,7-мм пулеметов на две 30-мм пушки и американского двигателя J65 на британский «Сапфир», обладавший на 20% большей тягой. С новым двигателем «Тандерстрайк» преобразился. Модернизацию прошло примерно 250 F-84F. По германскому образцу модернизировали F-84G ВВС Бельгии, Италии и Нидерландов.
По одной эскадрилье обновленных F-84F добавили в каждую из четырех истребительно-бомбардировочных эскадр, а JBG-35 перевели на «Тандерстрайки» полностью. В 1967г., судя по отрывочной информации, F-854F несли атомное БД наряду с F-104G, а порой и вместо F-104G. «Тандерстрайки», все же не столько заменили, сколько разгрузили «Старфайтеры», частично освободив самолет-ракету от выполнения задач по нанесению ударов по наземным целям обычным оружием.
Все ограничения на эксплуатацию F-104G сняли в 1968 г. F-84F при всех приобретенных в ходе модернизации достоинствах сохранил врожденный недостаток – дозвуковую скорость. Выходить в точку сброса А-бомбы следовало на сверхзвуке, иначе – собьют.
Комиссия штаба люфтваффе вроде как разобралась с причинами высокой аварийности «Старфайтеров». Главной посчитали человеческий фактор. Действительно, уровень аварийности германских «Старфайтеров» превосходил уровень аварийности в ВВС Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Италии и других стран, где эксплуатировались F-104G.
Инженерно-технический состав германских ВВС оказался не готов к обслуживанию F-104G, по сложности бортового оборудования на голову превосходящего F-84F. Техники германских «Старфайтеров» прошли дополнительное обучение.
Летный состав люфтваффе осваивал «Старфайтер» на авиабазах Лак, шт. Аризона, и Холломэн, шт. Нью-Мексико, где погоды стоят солнечные. Для Северо-Западной Европы характерно не солнце, но облака. Летать в СМУ на больших скоростях и малых высотах летчики начинали уже в Германии и бились, конечно. В Германии преобладают сложные метеоусловия, а холмистый рельеф местности разительно отличается от топографии штатов Аризона и Нью-Мекско. Курс учебно-боевой подготовки пересмотрели с учетом особенностей климата и рельефа Европейского ТВД.
Технические претензии к «Старфайтеру» имелись – неудачная конструкция сопла двигателя, неадекватное катапультное кресло и ряд других. Дефекты устранили - не все и не сразу.
Кризис «Старфайтера» вроде как удалось преодолеть. «Тандерстрайки» постепенно начали возвращать на базу хранения, однако машина за короткий срок успела себя отлично зарекомендовать как самолет непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Под F-84F сформировали новую эскадру – JBG-38, атомные задачи перед ней не ставились. На вооружении JBG-38 самолеты F-84F оставались до 1975 г.
С возобновлением эксплуатации F-104G возобновились и катастрофы. В период с 1968 по 1972 гг. люфтваффе ежегодно теряли по 15 – 20 самолетов. В марте 1970 г. на разведчике RF-104G разбился Йоахим фон Хассель, сын президента Бундестага и министра обороны ФРГ в 1962 – 1966 гг. Кая-Уве фон Хасселя. Парой лет раньше, в августе 1966 г., журналисты сначала случайно подслушали, а потом опубликовали телефонный разговор командующего люфтваффе с министром обороны. Вернер Паницки в сердцах бросил министру: «Ваш сын на нем убьется».
В 2015 г. в Германии сняли драматический фильм «Starfighter – Sie wollten den Himmel erobern» («Старфайтер» - они хотели покорить небо»). 1962 г. авиабаза Нёрвених, F-104G, молодой германский Чкалов с полетом на F-104 под мостом, молодая возлюбленная молодого германского Чкалова… Катастрофа за катастрофа, в одной из которых гибнет главный герой. Безутешная вдова добивается истины, которую скрывают люфтваффе и «Люкхид». Кусочек реализма: в катастрофе гибнет сын министра обороны. В дело вступаюет тяжелая артиллерия из окружения министра. Хэппи-энд: люфтваффе и «Локхид» выплачивают утешительный приз в несколько миллионов долларов; ага, сейчас, раскошелились.
Кино, вообще-то, впору назвать плагиатом. В 90-е гг. фильм с похожим сюжетом сняли в США, только "главным героем" был F-16, а сын министра в сюжете отсутствовал. А так - все то же самое: любовь-морковь, катастрофа, поиски истины ("заставляете нас летать на дровах"), судебные иски и пр.
Паницки в августе 1966 г. добровольно подал в отставку. Пост инспектора люфтваффе занял очередной ветеран Рейха - Йоханнес Штейнхофф, 176 побед в воздушных боях II мировой войны.
Совпадение или нет, но в 1971 г. было принято решение о снятии F-104G с вооружения. Процесс, однако, растянулся очень надолго, потому что замены атомным «Старфайтером» не было – бундеснемцы получили «Фантомы», но в качестве носителей А-бомб эти самолеты в ФРГ не использовались. Дольше всего F-104G, до 1987 г., самолеты F-104G эксплуатировались в JBG-34.
За все время эксплуатации в ВВС ФРГ разбилось и было списано по разным оценкам от 244 до 292 из 917 «Старфайтеров», погибло 116 летчиков, включая восьмерых американцев. Справедливости ради необходимо отметить, что в Канаде аварийность «Старфайтера» в процентном отношении оказалось еще выше, чем в ФРГ: разбилось 110 из 238 CF-104. И еще одно замечание. В Германии бились исключительно истребители-бомбардировщики и разведчики, много летавшие на малых высотах. Две истребительные эскадры люфтваффе за все время эксплуатации потеряли всего два F-104G.
На смену Старфайтерам» как носителям тактического ядерного орудия в ВВС Германии пришли истребители-бомбардировщики «Торнадо».
На «Торнадо» в варианте ECR в 1981 – 1987 гг. перевооружили пять эскадр – 38-ю, 31-ю, 32-ю, 33-ю и 34-ю. Люфтваффе и морская авиация получили в общей сложности 357 самолетов «Торнадо» трех модификаций: IDS (InterDiction/Strike), машины с двойным управлением и ECR (Electronic Combat and Reconnaissance).
JBG-38 являлась учебно-тренировочной, на ее базе велась подготовка экипажей. 32-я эскадра предназначалась для нанесения ударов по наземным целям исключительно обычным оружием. Задачи ядерного сдерживания выполняли 31-я (Нёрфених), 33-я (Бюхель) и 34-я (Мемминген) истребительно-бомбардировочные эскадры, по две эскадрильи в каждой. Германские «Торнадо» сертифицировали для применения бомбы В61 в 1984 г.
С 2009 г. в люфтваффе осталось только одна эскадра, вооруженная носителями атомных бомб – 33-я. 34-я эскадра была в 2003 г. расформирована, 31-я эскадра в 2009 г. получила истребители-бомбардировщики EF-2000, в арсенал «Тайфуна» атомное оружие не входит.
В 2015 г. на вооружении строевых частей люфтвафффе состояло 85 самолетов «Торнадо», исправность парка составляла менее 50%. Не удивительно поэтому, что в политических кругах разгорелись дискуссии на тему «оно, ядерные носители, нам надо?» Спорящие стороны пришли к консенсусу: надо. Следующий виток споров, длившихся несколько лет, крутился вокруг выбора нового носителя свободнопадающих атомных бомб: EF-2000, F/A-18Е/F или F-35A. Ни один из этих самолетов не был сертифицирован для использования атомных бомб.
В 2018 г. предпочтительнее смотрелся «Еврофайтер». В консорциуме «Эрбас» на официальный запрос правительства Германии ответили, что доработать самолет в носитель бомбы В61 возможно не ранее 2025 г. Тогда такой срок сочли чрезмерным. В фавориты неожиданно выбился «Супер Хорнет». Заявление, сделанное министром обороны Германии Аннгегретой Крамп-Карренбауэр в марте 2020 г., шокировало даже видавших виды аналитиков: Германия намерена закупить 30 самолетов в качестве замены «Торнадо» в варианте носителя А-бомбы. Ага, сейчас. Окончательный выбор был сделан в конце 2022 г.: F-35A в количестве 35 машин с поставкой в 2026 – 2029 гг.
Углубляться в перипетии выбирательного процесса особого смысла нет – в нем больше политики, чем техники. «Торнадо» в количестве не менее трех десятков (на территории Германии складировано 20 бомб В61, итого – 20 самолетов для доставки бомб по назначению и десять резервных), таким образом, останутся на вооружении минимум до 2026 г.
Часть 4 Франция: https://dzen.ru/a/ZrjKKx0sg0gyw_hP
Часть 6 Нидерланды и Бельгия: https://dzen.ru/a/ZsCjqWEuzyOqsf7r