ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Политическая система СССР в 1930-е гг.
Обучающийся должен уметь:
· анализировать исторический текст и видео-материал;
· выявлять причинно-следственную связь между событиями;
· раскрывать основные понятия и этапы сталинской политики модернизации.
Обучающийся должен знать: основные понятия и этапы сталинской политики модернизации , сущность тоталитаризма, сталинская политическая система, индустриализация, коллективизация. Роль партии и идеологии в жизни страны. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Формирование культу личности И. В. Сталина. Массовые репрессии.
Обеспеченность занятия: проектор, доска, мел.
Цель: систематизация, углубление и закрепление теоретических знаний по теме.
Справочная литература:
1. Мединский В. Р. История. История России, 1914-1945 годы. 10 класс : базовый уровень : учебник / В. Р. Мединский, А. В. Торкунов. - Москва : Просвещение, 2023. 496 с. С. 229 - 240. // URL: https://djvu.online/file/5rRHw194JTk5V
2. История России 10 класс. В трёх частях. Учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией академика РАН А.В.Торкунова., М. «Просвещение» 2015-2019гг . Т. 1. - С. 142 - 148.
видео-урок: https://yandex.ru/video/preview/1354875548608621124
Лекция: "Сталинская политическая система: основные черты"
Диктатура партии большевиков коммунистов. Основа политического строя - диктатура.Партии большевиков и коммунистов. Партия единственная в советском союзе, а остальные партии запрещены. В партии состоят бедные рабочие, бедные крестьяне разделяющие идеи Ленина.
Партия многочисленная, к 1939 году в ней 7 млн человек. В основном это простые работяги которые читают газеты, интересуются политикой, ходят на собрания и платят взносы. У них есть партийные билеты и возможность сделать карьеру. В партии есть небольшое количество руководителей, их называют "секретари комитетов". Между ними идёт внутрипартийная борьба, часть поддерживает Сталина, другая Троцкого и других партийных лидеров. Комитеты партии есть повсюду, во всех городах, деревнях, армии, заводах. Это и есть настоящая власть. Советы депутатов только всё выполняют что скажет партия. Политика и экономика советского союза определяется на съезды партии, лидер партии – это лидер советского союза. Должность называется: "генеральный секретарь Центрального Комитета" товарищ Сталин.
Что такое Советский Союз?
Государство федеративного типа созданный по инициативе Ленина в декабре 1922 года. Туда вошли:
Российская Федерация, Украина, Беларусь, Грузия, Армения, Азербайджан. Закреплено Конституцией 1924 года.
+ Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан. Закреплено Конституцией 1936 года.
+ Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, 1940-й год, в начале Второй Мировой войны.
Сталин пришёл к власти в результате политических интриг, добился уничтожения всех своих противников, кто хотел быть лидером партии. А для закрепления своей власти организовал репрессии, в 1936-1938 гг.
Идеология сталинизма. Идеология изложена в «Кратком курсе истории ВКП (б)» (1938) Согласно А. Бакунину, идеологии сталинского авторитарного (тоталитарного) строя были присущи следующие признаки:
I. Идея. Суть – классовый принцип, который обосновывал диктатуру пролетариата, следовательно, закономерность политического насилия и необходимость военной дисциплины в обществе.
II. Цель. С 1924 г. идея построения социализма в одной стране как гарантия мировой революции. Средство – перегнать в экономическом развитии страны Запада. «Сталинская революция сверху».
III. Культ вождя. Окончательно – после разгрома оппозиции. Сталин как символ советского общества, полубог, вера в непогрешимость. Переименования городов.
IV. Образ врага. Враг – изгой коллектива. Для оправдания низкого уровня жизни и насилия – создание образа врага (бывшая элита, интеллигенция, партийная оппозиция) и проведение систематических репрессий против врагов народа.
Сталинские репрессии. Первоначально объектом репрессий являлись бывшие белогвардейцы, эсеры, представители элиты и их родственники. В конце 1920-х –начале 1930-х гг. создаётся самодостаточная репрессивная система НКВД, нацеленная на уничтожение как прямых противников сталинского режима, так и потенциальных. Причём чисткам подвергались не только простое население, но и все звенья партийного аппарата от Политбюро до первичных организаций. Репрессии рассматривались как обострение классовой борьбы. Отправными точками нового витка репрессий являлись показательные судебные процессы. Первые процессы прошли над промышленными специалистами и учёными-экономистами по обвинению во вредительстве.
7 ноября 1927 г.
Демонстрация троцкистов в Москве. Столкновения между троцкистами и сталинистами.
1928 – «Шахтинское дело». 1930 – дела «Промпартии» и «Трудовой крестьянской партии». 1932 – разгромлена организация М. Рютина «Союз марксистов –ленинцев», созданная для вооружённого свержения Сталина.
1934 – XVII съезд ВКП (б) – «Съезд победителей», совершивших индустриализацию и коллективизацию. Пятая часть на выборах - против кандидатуры Сталина в члены ЦК, предложение С. Кирову, главе Ленинградского комитета партии, стать генеральным.
1 декабря – убийство С. М. Кирова при загадочных обстоятельствах. Повод для репрессий. Постановление о чрезвычайных судах в отношении политических дел. УК 1926 г.
1936 –1938 гг. ряд показательных процессов над всеми бывшими лидерами оппозиции (Бухарин, Зиновьев, Каменев, Рыков и др.) в итоге обвиняемые под пытками дают самообличительные показания. Расстрел. Соответственные репрессии сторонников оппозиции в партии. Большинство делегатов XVII съезда. 1 млн. расстрелянных. НКВД стремились оправдать своё существование – репрессии против невинных и подозрительных людей. 1937 – процесс маршалов, обвинение в военном заговоре и шпионаже (Тухачевский, Егоров и др.). Репрессии половины комсостава РККА. Чистки в самом НКВД (расстрел Ягоды и Ежова, Берия 1939 г.). Ослабление репрессий и амнистия.
Итоги репрессий: Реакция населения – одобрение репрессий по отношению к руководству, в то же время - страх перед властью, боязнь за семью. 10 млн. заключённых ГУЛАГа играют большую роль в экономике. Реакция партийной бюрократии – страх и беспрекословное подчинение Сталину, вокруг которого – группа преданных учеников – «практиков» (Молотов, Хрущёв, Жданов и др.).
Вопросы и задания к занятию:
Задание №1.Ответьте письменно на вопросы в тетради :
1)Что из себя представляла политика репрессий ?
2)Какие маршалы СССР были арестованы и расстреляны в 1937 году?
3). С какого времени начинается партийное возвышение Сталина ?
Задание №2. Напишите небольшое эссе на тему « Сравнительный анализ сталинистского и демократического режимов».
Задание №3 Выполните задания видеоурока по теме
Творческое задание №4
Посмотрите фрагмент фильма "Покаяние" режиссера Тенгиза Абуладзе, СССР, 1984 г. https://vk.com/video29561303_456239292
Время: 1 :25: 20 - 1:27: 00
Чем герой фильма в своем монологе к художнику Сандро обосновывает необходимость проведения иррациональных (нелогичных) репрессий?
Творческое задание №5
спектакль "Крутой маршрут" законспектируйте рассказы репрессированных женщин https://yandex.ru/video/preview/2706800825353527677 Время: 17: 20 - 25:30
Профессионально-ориентированное задание для ПО, IT
Как происходили репрессии в среде ученых физиков ?