Найти в Дзене
Записки киношницы

Этюд перевода классики на современный язык

После участия в мастерской «Кооператив "Писательский"» на Летней школе в июле этого года, мы с ребятами оттуда решили периодически созваниваться для написания этюдов. Сегодняшнее упражнение показалось мне интересным, поэтому я решила им поделиться. Нужно было выбрать кусок из классического произведения и перевести его на современный язык. Мне попался на глаза сборник Лескова. Решила взять часть третьей главы его рассказа «Левша» от слов «Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру…» до «а денег вы и без того у нас много взяли». Оригинал можно посмотреть тут. Писали около часа, потом читали, что у кого получилось. У меня вышло следующее. Позвали англичане императора Александра Павловича в свой последний павильон, где были у них со всего мира минералы и технологии собраны: от гигантского размера египетской вазы до наноблохи, которую без наноскопа и не заметить, лишь на коже ощутить. Поехал Александр со своим телохранителем казаком Платовым. Посмотрели вазы, всяких неж

После участия в мастерской «Кооператив "Писательский"» на Летней школе в июле этого года, мы с ребятами оттуда решили периодически созваниваться для написания этюдов.

Сегодняшнее упражнение показалось мне интересным, поэтому я решила им поделиться. Нужно было выбрать кусок из классического произведения и перевести его на современный язык.

Мне попался на глаза сборник Лескова. Решила взять часть третьей главы его рассказа «Левша» от слов «Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру…» до «а денег вы и без того у нас много взяли». Оригинал можно посмотреть тут.

Писали около часа, потом читали, что у кого получилось. У меня вышло следующее.

Позвали англичане императора Александра Павловича в свой последний павильон, где были у них со всего мира минералы и технологии собраны: от гигантского размера египетской вазы до наноблохи, которую без наноскопа и не заметить, лишь на коже ощутить.

Поехал Александр со своим телохранителем казаком Платовым. Посмотрели вазы, всяких неживых страшилищ, собрались на выход.

– Ура! Ничего шефа не зацепило, – подумал Платов.

Подошли они к последнему стенду, а там стоят инженеры в фирменных жилетах и комбинезонах, держат серебряный планшет, на котором ничего нет.

Александр удивился, что ему дают пустой планшет.

– Что это? – спрашивает, а английские инженеры отвечают:

– Это наш вам подарок.

– В чем подарок-то?

– Видите, – говорят, – соринка?

Александр посмотрел – видит, правда, лежит на поверхности маленькая крупинка.

Инженеры отвечают:

– Вы на палец плюньте и потом им на ладонь её посадите.

– Да, зачем она мне?

– Это, – говорят, – не соринка, а наноблоха.

– Живая?

– Нет, – отвечают, – не живая. Стальной робот в виде насекомого, а в внутри у него сложный механизм. Вы ключ-плату вставьте, поверните и активируйте, и начнет он танцевать.

Александр заинтересовался, спрашивает:

– А где плата?

А англичане говорят:

– Да, вот рядом.

– Почему тогда, – говорит Александр, – я ее не вижу?

– Потому, – отвечают, – что нужно через наноскоп смотреть.

Дали наноскоп, и Александр увидел, что рядом с блохой на планшете действительно плата лежит.

– Пожалуйста, – говорят, – возьмите робота на ладонь – у него в животе разъем, нужно в него плату вставить и семь раз повернуть, и тогда он активируется для танца…

С трудом Александр плату взял, еле ее двумя пальцами одной руки зажал, а пальцами другой – робота. Только ключ вставил, как почувствовал, что начинает блоха усиками водить, потом ножками перебирать, и наконец вдруг прыгнула и на лету закружилась в одну сторону, потом в другую по три поворота, и пустилась танцевать.

Александр сразу сказал англичанам миллион дать, в какой хотят валюте, – хотят серебром, хотят – бумажными рублями.

Англичане попросили серебром – якобы в бумажках не разбираются. А потом другая их хитрость вскрылась: робота подарили, а кофр на него не принесли. Без него ни блоху, ни плату хранить не выйдет, потому что потеряются и с пылью их так и выбросят.

А кофр на робота у них сделан из целого платинового ореха – и под блоху с платой в середине ложемент сделан. Этого они не подарили, потому что кофр, говорят, государственный, а у них по поводу бюджетных средств строго, даже на иностранного государя – тратить нельзя.

Платов начал закипать:

– Это ж разводилово! За подарок миллион получили и всё мало! Кофр, – говорит, – всегда с техникой идет!

Но Александр его одернул:

– Уймись, пожалуйста, не твое дело – ты в переговорах и политике не смыслишь. У них такие правила. – И спрашивает:

– А сколько этот кофр для робота стоит?

Англичане попросили за него еще пять тысяч.

Александр распорядился: «Заплатить», – и убрал робота в кофр в виде ореха и рядом с ним плату. А чтобы не потерять сам орех, засунул его в свой золотой портсигар, а последний велел положить в свой дорожный костяной нессесер, отделанный внутри перламутром.

Английских инженеров Александр поблагодарил и отпустил, сказав им: «Вы самые умелые в мире, и русские инженеры вам в подметки не годятся».

Иностранцы были этому очень рады, а Платов спорить с шефом не мог. Только взял наноскоп да, молча, себе в карман положил, потому что «он этому же комплекту, – говорит, – принадлежит, а денег вы и так много с нас поимели».

Не претендую на какую-то оригинальность и/или (упаси Боже) гениальность. Просто зарисовка. Но она навела меня на мысль, что если бы на ряду с короткими пересказами произведений школьной программы существовали тексты, практически совпадающие по объему с оригиналом, но написанные современным языком, то школьники возможно читали бы больше и охотнее.

А вы как думаете?