Найти тему
Пишу, перевожу

Память Гарпии - Орфей и Эвридика в романе Ксении Таргулян

Оглавление

Роман заявлен как темное фэнтези, мистика и приключения, и, если с последним вполне можно согласиться, то насчет темного фэнтези я бы поспорила. Во-первых, элементов хоррора в тексте, несмотря на достаточно мрачный авторский мир, исчезающе мало, во-вторых, это именно что авторский мир, а никак не традиционное фэнтези, в антураже которого строится жанр темного фэнтези.

Память гарпии, Ксения Таргулян
Память гарпии, Ксения Таргулян

Картина мира

Автор взял и качественно переработал древнегреческую мифологию, положив в основу сюжет об Орфее и Эвридике. Несмотря на то, что отсылки к мифам очевидны и в именах персонажей, и в эпиграфах глав, царство мертвых тут весьма оригинально и отличается продуманной системой и механикой существования.

Память, составляющая основу человеческой личности, тут служит плотью и кровью мира, его строительным материалом и разменной монетой. Крупицы памяти - мнему - можно отдать, чтобы получить что-то взамен, но так, по крупицам, люди этого загробного мира теряют личность, пока полностью не растворяются в небытии.

Этот план авторской вселенной продуман детально, начиная с социального устройства загробного мира, образовавшихся там каст и сообществ и заканчивая специфическими для мира мертвых ругательствами. Но это не единственный план повествования, в котором разворачивается сюжет.

Структура сюжета

По факту в романе представлено три его ветви, тесно переплетенные, взаимосвязанные, рождающие в итоге единую картину происходящего. Основной план повествования разворачивается в загробном мире. Иногда, пользуясь своими способностями видящего, герой заглядывает в мир живых.

Нейросеть Кандинский
Нейросеть Кандинский

Третья ветка, относящаяся к прошлому обоих героев, объясняет причины сложившейся в итоге ситуации. Линии, прочерченные в Бытом - мире живых - пунктирны, даны короткими интерлюдиями и флешбэками, но необходимы для понимания полной картины случившегося.

Характеры

Наиболее полно представлены и раскрыты, конечно же, пара “Орфей” и “Эвридика”, только что умерший, но уже успевший по неосторожности растратить значительную часть своих воспоминаний психолог, и его возлюбленная, уже достаточно давно переместившаяся в этот мир мертвых и занявшая там необычную даже для этого мира позицию - ставшая гарпией, уникальным существом на службе местной Персефоны.

Одно из спорных мест романа как раз и заключается в том. что главный герой, презентованный как психолог, человек, который должен разбираться в людях и уметь манипулировать ими, ведет себя очень наивно, по-детски, что конфликтует с заявленным образом. Этот диссонанс особенно сильно ощущается в первых главах, пока читатель еще не знает механики загробного мира. После некоторую наивность героя уже проще списать на потерянную им мнему - воспоминания, а значит и умения, профессиональный навыки, отданные в качестве своеобразной десятины местной секте. Хотя, когда гарпия ближе к финалу говорит о невероятной харизматичности героя, его умении привлекать женщин, это снова вызывает недоумение, поскольку ничего подобного на страницах книги персонаж не демонстрирует даже во флешбэках, относящихся к его прошлому. Впрочем, это при желании тоже можно списать на ослепление влюбленной женщины, ибо, несмотря на вроде бы сложную систему конфликтов, это все же прежде всего любовный роман в лучшем своем смысле, и только потом уже - все остальное.

Конфликты

Глобальные

Нет, конечно, в мире живых осталась разветвленная сеть, подсаживающая людей на добываемый в мире мертвых наркотик, и, сам пострадавший от действий этой сети, герой пытается саботировать поставки дурмана. Но этот конфликт, хоть и глобальный, заявленный на первых же страницах и доведенный до логического завершения, прочерчен пунктиром и не играет ведущей роли в повествовании. Это не основной мотив борьбы героя, хотя и раскрывает некоторым образом мотивацию других его поступков как в прошлом, так и в настоящем.

Межличностные

Основная борьба во всех планах повествования разворачивается между психологом, влюбившимся в собственную пациентку, и пациенткой, в посмертии ставшей безжалостной гарпией. Подобное, впрочем, с некоторыми женщинами случается и при жизни, если их чувствам не отвечают, или они разочаровываются в своем избраннике. Именно такая драма и разворачивается на страницах книги, причем, как в плане повествования, относящемся к земному прошлому героев, так и в плане, описывающем их посмертие.

Нейросеть Кандинский
Нейросеть Кандинский

Автор грамотно держит интригу, нюансы отношений раскрываются постепенно. Психолог - в очередной раз ставя под сомнение собственную проф.пригодность - пытается возвратить гарпии память, не проводя особых различий между тем, на самом ли деле это память ее, или это лишь его собственные идеализированные воспоминания о ней. Отсюда и рождаются противоречия, приводящие в итоге к конфликтам.

Внутренние

Образ главного героя во многом уступает образу его возлюбленной. Он не так уж умен, проницателен и чуток, как следовало бы человеку его профессии. Как постепенно раскрывается в тексте, причины столь холодного, мнительного. зацикленного на себе и не умеющего доверять другим характера кроются в многочисленных детских травмах. Они преследовали героя при жизни, продолжают преследовать и в послесмертии в образе часов или двуглавого монстра.

Но не заметно, чтобы эти внутренние конфликты были как-то переработаны и преодолены героем-психологом. Сапожник без сапог тут не в состоянии помочь себе сам.

Как ни странно, наиболее интересно во внутреннем конфликте раскрывается гарпия, прошедшая к финалу череду предательств и предавшая сама, сумевшая переосмыслить и преодолеть собственные слабости, решившаяся в итоге на настоящий поступок.

Память Гарпии - читать на сайте Author.Today

-4