В прошлом обзоре с выставки-форума АРМИЯ-2024 я уже упомянул о набирающей силу тенденции разработки компактных тактических армейских машин, предельно функциональных, универсальных, мобильных и лёгких, максимально облегчённых, или, наоборот, максимально защищённых. Вот о новинках показанной на АРМИИ-2024 подобной техники я здесь и расскажу.
Лёгкий четырёхместный внедорожник «Улан» с утилитарным кузовом. Ходовая часть – от всем известной «Нивы», от неё же и 80-сильный двигатель и трансмиссия, что облегчает организацию серийного производства и снижает его себестоимость. Отсутствие дверей не только облегчает машину, но и позволяет быстро покинуть её в случае обстрела или атаки дрона. «Улан» может применяться в том числе для транспортировки раненых бойцов.
А это уже китайский прообраз «Улана». По концепции и характеристикам – фактически тоже самое. Но, судя по рычагу коробки передач, трансмиссия здесь автоматическая, что даёт машине безусловный плюс, особенно когда при рулёжке по бездорожью нет времени отвлекаться на выбор передаточной ступени. Но для нашего автопрома создание и организация выпуска полностью локализованной АКП – задача по-прежнему из числа непосильных.
Вот ещё одно китайское шасси – лёгкий и шустрый мотовездеход Desertcross, на который поставили опорно-пусковую установку «Джигит» из двух ЗРК с тепловизионным прицелом «Зарница». Полноприводная машина оснащена 2-цилиндровым бензиновым 87-сильным двигателем в паре с бесступенчатым вариатором. Она может использоваться для оперативной переброски расчёта ПЗКР для прикрытия объектов или подразделений.
Этот малыш предназначен тоже для оперативной переброски, но уже миномёта. Причём миномёта мощного, калибра 120 мм. Он установлен на компактном шасси «Квадрига», во-первых, роботизированном, во-вторых, с электрическим двигателем. Запас хода от штатных аккумуляторов – 25 км. Электродвигатель обеспечивает машине дополнительную скрытность: работает тихо и без значительного теплового фона, заметного для тепловизоров врага.
Если демонстрировавшийся на АРМИИ-2023 «Сармат-2» выглядел как багги с упрощённым кузовом без боковин, то новый «Сармат-3» полностью оделся в броню, защищающую экипаж из четырёх человек от огня стрелкового оружия. В конструкции «Сармата» используются ульяновские мосты. Семейство этих компактных бронемашин разработано Опытно-конструкторским бюро «ТЕХНИКА».
Дебютировавший в прошлом году защищённый пятиместный внедорожник «Кадет» от компании «ОборонАвто» с уазовской агрегатной базой и форсированным до 220 л.с. заволжским движком. За год, видимо, вследствие усиления бронирования, его снаряжённая масса выросла с 3 до почти 4 тонн, а полная масса – с 3,5 до почти 4,5 тонн. Тем не менее, максимальная скорость заявлена в 130 км/ч.
Компания «ОборонАвто» более известна бронированными внедорожниками «Буран», созданными на агрегатной базе ГАЗ «Садко». В частности, он «Садко» заимствованы силовой агрегат и ведущие мосты, но рессорная подвеска усилена за счёт применения пружин. Семейство «Буранов» растёт! На АРМИЯ-2024 показали новые модификации, включая шасси с двухрядной кабиной и грузовик с однорядной кабиной, по сути – здоровенный бронированный пикап грузоподъёмностью 2,4 тонны.
Одна из новых модификаций, «Бурам БМ», предстала и вовсе в виде бронетранспортёра с пулемётной башенкой, водружённой на бронированный кузов. Вход и выход для десантников обеспечивают две боковых двери и дверь с заднего торца кузова. Для водителя и переднего пассажира сделаны две отдельных передних двери. Судя по компоновке посадочных мест, «Буран БМ» рассчитан на перевозку водителя и девяти бойцов.
А вот вариант бронирования «Садко NEXT» от производителя известных армейских внедорожников «Тигр». Как видим, полноприводный грузовик получил защищённые от огня стрелкового оружия кабину и капот, из-за чего его снаряжённая масса выросла более чем на тонну. В кузове бронированный полноприводник может перевозить до 1,8 тонны груза и, что важно для армейских грузовиков, допускается буксировка прицепа массой до 2,65 тонны.
Интересно, что наследник вышеупомянутый «Тигра», защищённый внедорожник «Атлет», в этот раз показали в экспортной модификации (в его названии появилась буква «Э»). Главное её отличие – 6-диапазонная автоматическая гидромеханическая коробка передач одного из китайских производителей. В остальном – без изменений: отлично защищённый от обстрела и подрыва «Атлет Э» полной массой 9,3 тонны рассчитан на перевозку от 2 до 8 человек.
Дебютировавший на АРМИЯ-2023 утилитарный пикап-внедорожник АГ-34 на агрегатной базе всё того же «Садко», разработанный конструктором известных снегоболотоходов «Шерп» Алексеем Гарагашьяном, в этот раз предстал в модернизированном виде. Он получил регулируемую в двух плоскостях рулевую колонку и барабанные тормоза вместо дисковых. Сегодня этот пикап под названием «Фарис» освоен в производстве НПК «ЭНЕРГИЯ».
На стенде Российского университета спецназа им. В.В. Путина из Гудермеса оказались сразу два интересных компактных внедорожника. По сути – багги. Тот, что поменьше – «Чаборз М-4» снаряжённой массой 1200 кг и грузоподъёмностью 500 кг. То, что побольше – «Чаборз М-5» снаряжённой массой 2200 кг и грузоподъёмностью 800 кг. Оба – с полностью независимой подвеской, что обеспечивает высокую скорость на грунтовых дорогах. Интересно, что «Чаборз М-4» приспособили для перевозки миномёта.
Одна из самых заметных и ярких премьер выставки АРМИЯ-2024: новейший внедорожник двойного применения «Комбат». По сути – дальнейшее развитие показанной на прошлой АРМИИ «Стрелы», но с совершенно иным, более продуманным и элегантным кузовом, а главное – с завершённым интерьером. Разработчики надеются, что после запуска в серию «Комбат» сможет потеснить ульяновский «Патриот» и в армии, и на гражданке. Впрочем, этот автомобиль – тема для отдельного разговора, и я во всех подробностях о нём ещё расскажу.
В следующей части моего повествования о выставочной экспозиции форума "АРМИЯ-2024" я расскажу о новых тяжёлых армейских грузовиках, а также специальных и боевых колёсных машинах.
Константин Закурдаев