Найти тему
Мама, я стану врачом!

Наградой за победу в конкурсе было целевое место, но оно досталось другому абитуриенту

Оглавление
Фото freepik
Фото freepik

Начинаем публикацию историй от наших читателей о поступлении в вузы в 2024 году. Первая – о том, как новый механизм приема на целевое обучение оставил под чертой КЦП победителей конкурса, призом которого было гарантированное зачисление в престижный университет.

Бесполезный приз

В комментариях читательница поделилась историей поступления сына:

«В нашем городе каждый год для учеников 11-х классов проводится межрегиональный конкурс "Хочу стать дипломатом". Организует его МИД области. В конкурсе также участвуют выпускники из других регионов. Победители 3-го, заключительного, этапа получают направление от МИДа на целевое обучение в местный престижный вуз на переводческие и дипломатические специальности.
Сын всегда мечтал учиться в этом вузе на данном направлении. Но поступить на бюджет туда нереально, поэтому он решил участвовать в конкурсе, чтобы получить целевое. Готовился весь год. Прошел все этапы и ПОБЕДИЛ! Он стал одним из трех финалистов, которым вручили направление от МИДа.
Но с этого года изменилось положение с поступлением на целевое, причем, когда конкурс был в полном разгаре. И что мы имеем в итоге? На целевые места, куда раньше поступали только победители данного конкурса (мест всегда выделяется три), претендовали 18 человек! Сын в этом списке был 10-м. Я звонила декану нашего факультета, так как она хорошо знает сына. Но руки у нее были связаны, она не могла ничего сделать. Получается, что наш межрегиональный конкурс теперь - полная фигня!
Вуз нас в курс дела не ввел. Финал конкурса был 3 июля. Даже по местному телевидению показали. Есть и статьи в Интернет-источниках, где рассказано о победителях. Они оказались за бортом бюджетного поступления, и это абсурд. Зачем тогда проводился конкурс?»

Победителей можно было не обижать

К сожалению, организаторы конкурса «Хочу стать дипломатом!», как и множество других заказчиков, не отследили и не учли изменения законодательства о целевом обучении, хотя имели для этого и время, и ресурсы. И даже после выхода Постановления Правительства РФ от 27.04.2024 № 555 у них было несколько способов избежать неловкой ситуации и обеспечить поступление победителей в вуз.

Во-первых, организаторам конкурса следовало определиться с тем, кто станет заказчиком. Предложение на «призовое» целевое обучение по программе специалитета «Перевод и переводоведение. Лингвистическое обеспечение межгосударственных отношений» с квотой на три места сформировал Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова. А вот если бы заказчиком выступило представительство МИД России в Нижнем Новгороде и договоры предполагали впоследствии прохождение государственной службы, то результаты конкурса можно было бы использовать для отбора претендентов на заключение договоров.

Во-вторых, организаторы вполне могли бы поощрить победителей грантом на обучение из собственных средств. Тем более, что они допустили дискриминацию абитуриентов их других регионов: целевая квота финансируется из федерального бюджета, а конкурс «Хочу стать дипломатом!» проводится для школьников почему-то только из пяти субъектов РФ.

Есть еще один вариант на перспективу - добиться включения конкурса «Хочу стать дипломатом!» в перечень Минобрнауки. Тогда вуз получил бы право принимать его победителей без вступительных испытаний. Впрочем, и здесь гарантий быть не может: БВИ надо подтвердить результатом ЕГЭ не ниже 75 баллов.

Но организаторы конкурса заняли пассивную позицию. В результате заказчик заключил договоры не с теми, с кем было запланировано. Три целевых места достались абитуриентам с более высокими баллами ЕГЭ, чем у победителей конкурса «Хочу стать дипломатом!». Все законно и справедливо, но осадочек остался.