Иркутским областным судом было вынесено решение об отказе в обеспечении безопасности свидетелю по делу о бунте в ИТК-15 города Ангарска.
Максим Галяев содержался в СИЗО-1 после беспорядков в колонии строгого режима в апреле 2020 года. Во время бунта заключенные напали на сотрудника штрафного изолятора.
На территории колонии было подожжено несколько зданий.
Подробнее о бунте, причинах и его последствиях можно прочитать в статье
Галяев, являясь потерпевшим в деле о пытках, и по обвинению в другом уголовном деле, содержался в СИЗО-1. После его допроса по делу о бунте, он просил в суде обеспечение своей безопасности, так как поместившие его в «пресс-хату» сотрудники продолжали работать в своих должностях. Кроме того он боялся, что может пересечься с другими обвиняемыми, во время перевозки.
В суде, ему указали, что районный суд, где рассматривалось дело о пытках, в силах принять необходимые меры, и в ходатайстве отказали. Апелляционный суд отменил это решение, признав его незаконным и необоснованным, так как необходимой проверки проведено не было.
Во время допросов в суде заключенный заявлял, что его показания на предварительном следствии, не соответствуют действительности. Их из него просто выбивали сокамерники, действующие по указанию сотрудников СИЗО-1.
Галяев заявил, что его пытали и изнасиловали в камере, после чего на допросе он был в синяках. Его ходатайство было отправлено на новое судебное рассмотрение, и сделать это должен был тот же состав суда.
Со слов Максима Галяева, издевательства происходили в камере №128. Через эту камеру прошли многие из осуждённых, прибывших в СИЗО-1 после бунта. И уже не он один рассказал о пытках, которые в ней происходили.
Особенно изощренно действовали внутрикамерные «разработчики» по прозвищам Голик, Махмуд и Псих.
Галяев на допросе сообщил, что на его глазах пытали Игоря Колосова. Его связанного избивали, заставляя признаться, что это он дал указание поджечь промышленную зону колонии.
Колосов, по мнению обвинения, отвечал за сбор информации об осужденных содействующих администрации, и он непосредственно вел переговоры с сотрудниками колонии во время беспорядков.
Осужденного Руслана Лемова, после беспорядков в ИК-15, тоже поместили в камеру № 128 СИЗО-1, где его пытали, чтобы он признался в участии в бунте. У Лемова срок отбытия наказания истекал в октябре 2023 года, и он также проходил в деле о пытках.
Факты пыток в СИЗО-1 были известны с декабря 2020 года. По возбужденным уголовным делам были установлены 40 человек причастных к насилию над заключенными, 75 потерпевших и 90 очевидцев.
Начальник СИЗО-1 Игорь Мокеев был отстранен от должности по фактам сексуального насилия и незаконных действий в отношении заключенных.
В августе 2023 года Иркутский областной суд вынес приговор в отношении пятерых бывших сотрудников СИЗО-1: Максима Вольфа, Максима Данчинова, Алексея Мелентьева, Андрея Москвитина и Евгения Шадаева.
Они были признаны виновными по уголовному делу о превышении должностных полномочий. Подсудимым определили от 4 до 5 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Суд по делу бунта в ИТК-15 был начат в июле 2023 года. На нем один из подсудимых заявлял, что не понимает, в чем его обвиняют. Были просьбы вернуть дело на дополнительное расследование.
С конца августа судебные заседания проходили в СИЗО-1. Рассматривались ходатайства от подсудимых, была рассмотрена и альтернативная версия произошедшего в ИТК-15.
Были допрошены два засекреченных свидетеля. Один не смог ничего ответить на вопросы подсудимых. А другой откровенно рассказал, как готовился бунт.
Во время суда, в камере СИЗО-1 дежурной сменой был обнаружен без признаков жизни осужденный Тахиржон Бакиев, 1989 года рождения. Следствию предстояло дать заключение, имело ли место доведение до самоубийства.
Оказалось, что его пытали в ИТК-6 города Иркутска три года назад. Его изнасиловали шваброй, а затем держали под нарами. В СИЗО-1 он находился, так как проходил по делу о пытках, после которых остался инвалидом.
Первое дело было возбуждено в отношении экс-начальника ИТК-6 Алексея Агапова, бывшего заместителя начальника оперативного отдела Алексея Медникова и бывшего оперуполномоченного отдела Антона Ерохина.
Они были обвинены в превышении должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий.
В феврале 2023 года суд приговорил их к 5 годам колонии общего режима с лишением права занимать должности на государственной службе на 1 год 6 месяцев.
По второму делу, находящемуся еще в суде, о насильственных действиях сексуального характера, проходят шесть осужденных ИК-6. Процесс проходит в закрытом режиме, но на время оглашение приговора, сторона потерпевшего требует открыть судебное заседание.
Информация и иллюстрации из открытых источников