Найти тему
Не Случайные Записки

БЕСПОКОЙНАЯ ИТК-15

Официальный адрес: Иркутская область, г. Ангарск УФСИН/ГУФСИН по Иркутской области, 2-й промышленный массив, квартал 40, строение 2. Мужская исправительная колония строгого режима. Лимит наполнения: 1302 места, включая участок колонии-поселения на 46 мест.

ИТК-15 Фото из открытых источников
ИТК-15 Фото из открытых источников

СЛУЧАЙ С ПОБЕГОМ

Во время моей службы в 90-х годах, произошел побег из исправительной колонии №15 строгого режима, которая расположена в поселке Юго-Восточный Иркутской области. Два зека, в течение месяца, лежа в траве, наблюдали, как проводится досмотр машин, выезжающих из промышленной зоны.

Когда результаты наблюдения их удовлетворили, они приступили ко второй стадии подготовки побега.

Изготовленную из тряпья куклу, они подцепили к машине с готовой продукцией, и смотрели, заметят её солдаты внутренних войск или нет. Солдаты попались нерадивые и под машину заглядывать не стали. Кинолога с собакой тоже не было. Ну, раз не заметили, значит, дорога свободна, и не воспользоваться этим обстоятельством, было бы грешно.

Ушлые сидельцы сумели подцепиться таким же образом, каким цепляли куклу, и благополучно покинули опостылевшее заведение. Как работники оперативной части занимались профилактикой и предупреждением побегов, остается только догадываться. Нормальный оперативник, должен получить сигнал раньше, чем в голове у зека появится крамольная мысль о воле, но это видимо был не тот случай.

Прошла целая неделя с того момента, когда количество осужденных уменьшилось на две единицы. Четверо дежурных помощников начальника колонии исправно докладывали при пересмене, что весь контингент на месте. Но, что-то неладное все, же было заподозрено. И пайки лишние появились и шконки пустые были, как и рабочие места.

Тогда догадались принести картотеку и сверить по фотографиям личный состав. Вот тогда и начался кипишь! Траву выкосили по всей зоне и рядом с забором. Сотрудников перевели на усиленный вариант несения службы. Создали розыскные бригады, переслали ориентировки по всем районным отделам милиции.

Конечно, со временем беглецов обнаружили, поскольку кроме как воровством прокормиться им было нечем. Таких друзей – знакомых, чтобы обеспечили кровом, одеждой и документами у них не было. Прятались по дачным домикам, там же и промышляли по погребам. Официально побег не объявляли, поэтому и срок не накинули. Дежурных, правда, всех четверых уволили, кого по «собственному желанию», а кого по «состоянию здоровья».

ИТК-15 самая большая колония в регионе. В ней содержатся осужденные, ранее отбывавшие сроки. Среди них серийные убийцы, насильники, маньяки. Кроме того, это самая богатая и образцово-показательная колония с миллионными оборотами.

Производственная площадь занимает 100 тысяч квадратных метров. На ней заключенные шили спецодежду для госкорпораций, собирали секции модульных домов, делали мебель и промышленный инструмент.

Все «мужики» колонии были обеспечены работой. Чтобы у них лопнуло терпение, и они поднялись на бунт, надо было сильно постараться. Регулярно на волю поступали жалобы на необоснованное содержание в ШИЗО, избиения сотрудниками спецконтингента, издевательства.

9 апреля 2020 года по стране разлетелась информация, что в исправительной колонии №15 г. Ангарска осужденные устроили бунт. Писали даже о том, что зеки устроили погром и захватили город.

Пожар в колонии был виден из города. Фото из открытых источников
Пожар в колонии был виден из города. Фото из открытых источников

Не существует единого мнения о том, что произошло в колонии. То, что удалось узнать от очевидцев и участников событий, расходится с официальной версией случившегося. Слишком много было заинтересованных лиц, чтобы представить произошедшее в выгодном для них свете. Поэтому при восстановлении хроники событий, могут быть и расхождения.

Повод для слухов и беспокойства был. Территория ИТК-15 была оцеплена силовиками. Дорогу перекрыли, а весь транспорт направляли в объезд. ТАСС со ссылкой на анонимный источник сообщил, что в колонии в ночь с 9 на 10 апреля, произошло столкновение между заключенными и силовиками. Произошедшие события обсуждались по всей стране. Продолжались они на протяжении двух суток.

Пожар в колонии. Фото из открытых источников
Пожар в колонии. Фото из открытых источников

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В ночь на 10 апреля в штрафном изоляторе находился 32-летний Антон Обаленичев. Он отбывал уже пятый срок, за грабежи в составе группы. Из назначенных судом трех лет отсидел ровно половину.

Во время обыска камеры перед отбоем он стал вести себя вызывающе, отказался выполнять требования конвоя, порезал себе левую руку. По мнению медиков, раны имели устрашающий вид, но жизни и здоровью осужденного не угрожали. Ему оказали помощь, но потом, по его словам, избили.

Разбрызгивая кровь, Обаленичев напал на одного из инспекторов режимного отдела. Ему на помощь поспешил сокамерник, 40-летний экстремист Хумайд Хайдаев. Он отбывал 13-летний срок за подрыв автомобиля с полицейскими в Чечне.

Следом бунтовать начали еще несколько заключенных, находившихся в ШИЗО. Они нападали на конвоиров, вынуждая их покинуть изолятор, а потом стали бить камеры наблюдения.

Именно в этот момент в интернете появилось первое видео о бунте. Обаленичев, обнаженный по пояс, демонстрировал следы побоев на теле.

Предполагается, что массовая акция по кровопусканию, была спланирована заранее. Осужденные хотели, чтобы их протест получил широкую огласку на воле. Им нужна была возможность потребовать защиту, сообщить о нарушении их прав.

Возможно, «авторитеты» дали указание резать руки, для воздействия на начальство колонии. После этого осужденные начали громко стучать металлическими предметами, и другие восприняли это как призыв к действию. Толпа крушила все подряд, проникла в штрафной изолятор, разбив окна, освободили узников и устроили поджог.

ВЕРСИЯ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

У правозащитников есть материалы о том, как события развивались в колонии, в течение нескольких лет до этих событий. В 2018 году бывший осужденный Виктор Тирских, делал продуктовую передачу в ИТК-15. В процессе оформления передачи возник конфликт, сотрудники колонии задержали Тирских и по его словам, избили. Побои были сняты и задокументированы. Расследованием занимался следственный отдел по городу Ангарска. Дело о причинении телесных повреждений так и не было доведено до конца.

Позднее, Тирских опять попал в места лишения свободы и был направлен в ту же колонию, на действия сотрудников которой он жаловался. Ходатайства, которые предпринимались с воли, о переводе его, по соображениям безопасности, в другую колонию, игнорировались. Ситуация с Тирских, характеризует стиль работы сотрудников колонии, что и могло привести к массовым беспорядкам.

ВРЕМЕННОЕ ЗАТИШЬЕ

В ночь с 9 на 10 апреля, беспорядки были только в ШИЗО. В колонию прибыли поднятые по тревоге сотрудники, которые к двум часам ночи навели в изоляторе порядок. Спецсообщение в региональное управление ФСИН отправили сразу после сигнала тревоги. Одновременно администрация сообщила о происходящем в прокуратуру и Следственный комитет России.

В «красной» зоне предпочитают не выносить сор из избы и решать проблемы уговорами и договоренностями.

Уже к утру в ИТК-15 приехали комиссия ФСИН, надзирающий прокурор и следователь. Зачинщиков, 12 человек, отправили в СИЗО, а пострадавший инспектор был госпитализирован с черепно-мозговой травмой и ссадинами.

Позже стало известно, что арестанты успели разослать «маляву» по всем зонам Иркутской области с призывом начинать бунты. А через пару часов после начала конфликта в сети появился Telegram-канал «Бунт в колониях Иркутской области», который позже переименуют в «Бунт в Ангарске».

Утром 10 апреля осужденные отправились на работу, и весь день в ИТК-15 было тихо. В колонии работали следователи, комиссия областного ФСИН проверяла территорию и личные дела зачинщиков. Но, тем не менее, в столичных СМИ продолжали появляться сообщения о «продолжающихся беспорядках».

Пресс-службы всех ведомств выступили с заявлениями о том, что эта информация не соответствует действительности. Но они слишком поспешили. К окончанию рабочей смены беспорядки вспыхнули с новой силой. Часть осужденных, из числа нарушителей режима, отказались возвращаться в жилые корпуса и забаррикадировались в промышленной зоне. Их было около 200 человек.

РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ

Пожарный автомобиль на промзоне сожгли первым. Затем бунтовщики слили топливо из другой техники — грузовиков, погрузчиков, трактора и начали поджигать цеха и склады.

Заключенные растащили баллоны с пропаном, облили бензином и подожгли — а затем стали снимать взрывы и выкладывать записи в интернет. Осужденные устроили такой крупный пожар, что огонь был виден из всех районов Ангарска.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В это время шли переговоры, с бунтовщиками пытались договориться.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В массовых беспорядках принимали участие около 200 человек. Было повреждено 16 камер видеонаблюдения. Общежития, столовая, медицинская часть не пострадали. Разрушили и сожгли хозяйственный двор, где находились животные, тепличное хозяйство, производственные цеха, профессиональное училище, школу.

Для ликвидации беспорядков, была перекрыта федеральная трасса на въезде в Ангарск. Для подавления бунта, на территорию колонии вошел отряд местного спецназа ФСИН «Ураган». Бойцы стояли на плацу, а в промзону отправили дрон, доставленный следователями. Сделанные кадры, являлись основными доказательствами по делу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда прогремели первые взрывы, спецназ начал действовать. И с теми, кто оказался в промзоне, не церемонились, но сотрудники ФСИН использовали только дубинки и щиты. По существующему правилу, в бунтующую колонию с оружием не входят, во избежание его захвата осужденными.

От огня бунтовщики прятались в укромных местах, где их быстро обнаружили и повязали. Задержанных изолировали от остальных заключенных, а вскоре разбросали по другим зонам и СИЗО.

НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА

Уже утром 12 апреля в колонии был полный порядок. Заключенные ходили строем с песнями и добровольно давали следователям подробные показания. В ИТК-15 были возбуждены три уголовных дела. Два — по статье 321 УК РФ («Дезорганизация деятельности исправительного учреждения с применением насилия») и третье — по статье 212 УК РФ («Организация и участие в массовых беспорядках»).

Другие колонии Иркутской области отказались поддержать беспорядки в ИТК-15. «Малявы», переданные в Ангарск, содержат одинаковую фразу: «Мы в ваш блудняк вписываться не будем». Лидеры преступного мира в области и соседних регионах также были против массовых беспорядков. В то время они были им невыгодны.

РОЛЬ АВТОРИТЕТОВ В БЕСПОРЯДКАХ

20 апреля в СМИ прошло сообщение, что организатором бунта в колонии является вор в законе Тюрик. Владимир Тюрин, российский криминальный авторитет, лидер ОПГ Братска и «русской мафии» в Испании, известной, как «Братский круг». Был коронован по рекомендации вора в законе Япончика, входил в ближайшее окружение Деда Хасана. Имел значительное влияние в криминальном мире Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутской области и Испании. Официально авторитет хоть и отошел от криминальных дел, но в Иркутской области по-прежнему имел большое влияние.

Вор Тюрик с Марией Максаковой. Фото из открытых источников
Вор Тюрик с Марией Максаковой. Фото из открытых источников

Существует мнение, что заключенные ИТК-15, участвовавшие в массовых беспорядках, попали под влияние лидеров криминальной среды, которые ранее уже отбывали наказание в колониях Иркутской области. Одним из них как раз и являлся Тюрик.

Но надо учитывать, что Тюрик — вор очень высокого уровня, сумевший возглавить преступный мир Иркутской области, вытеснив мощное сообщество грузинских воров в законе. Его деловые партнеры долларовые миллиардеры, и любое внимание к его персоне было нежелательно, и он не скрывал свое недовольство произошедшим.

Тюрик довел до сведения полиции, что отношения к массовым беспорядкам в Ангарске не имеет и «никто из «бродяг» не будет препятствовать поиску виновных, загнавших зону в блуд». Бунт является крайней мерой противодействия администрации, это в принципе не воровской подход к решению проблем.

Как правило, до бунтов на зонах и тюрьмах стараются не доводить. Договариваются на стадии угроз, потому что все хорошо знают о последующем ужесточении режима. С другой стороны, ворам в законе помогать администрации усмирять заключенных, это ронять свой авторитет. Но в наше время и это не редкость. Например, Бриллианта (легендарный вор в законе Владимир Бабушкин) в конечном итоге задушили именно за отказ замять широкомасштабный бунт на Северном Урале.

«ГОЛОДОВКА» В СИЗО-1 ИРКУТСКА

Во время службы, у меня был случай, когда в 90-е, в СИЗО Иркутска была объявлена голодовка. Пищу принимали только женщины, несовершеннолетние и больные. Что только не делали, чтобы ее прекратить. Прогулок не было, «форточки» камер наглухо закрыты, духота в камерах была ужасная. Но арестанты держались стойко, добиваясь выполнения своих требований. Чтобы «снять» голодовку, в учреждение прибыл, областной прокурор Чайка. Ему устроили встречу со «смотрящим» СИЗО.

О чем они беседовали, никто не слышал. Только вид «авторитета» после этого, был явно не геройский. Затем я сопровождал «смотрящего» по всем камерам, давая возможность, побеседовать с сидельцами, через «форточку». Видно было, что ему явно неловко призывать «бродяг» принимать пищу. Голодовка после этого, прекратилась.

Чайка в ту пору, «набирал обороты» в карьерном росте. Но о его «похождениях» в Иркутской области, надо отдельную статью писать. Похождения прокурорских «сотрясали» правовое поле. Например, во второй половине 1994 года, Юрий Чайка, будучи областным прокурором, лично заверил жителей, что надо покупать бумаги «Хопер-Инвест», мол, он сам, так и сделал. Многие иркутяне тоже так сделали и остались ни с чем. В уголовном деле о мошенничестве «Хопра», рекламное заявление Чайки не фигурирует.

Прокурор Чайка. Фото из открытых источников
Прокурор Чайка. Фото из открытых источников

ПРЕДАТЕЛИ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ

Перед бунтом кто-то из сотрудников пронес сотовые телефоны с действующими SIM-картами. До поры их прятали, готовили специально для беспорядков. Оперативники, опять показали свой непрофессионализм, не обладая информацией. Даже 10 апреля, опера докладывали, что продолжения бунта не будет. Это и привело к необоснованному самоуспокоению.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В результате беспорядков пострадали 300 человек. При разборе пожара нашли труп осужденного с признаками насильственной смерти. С ним свели счеты, повесив, за сотрудничество с администрацией колонии.

Сотрудник колонии получил закрытую черепно-мозговую травму.

Главной причиной бунта признали конфликт между некоторыми осужденными и представителями руководства ИТК-15.

Сумма ущерба превысила полмиллиарда рублей. Оказались уничтоженными три здания, десятки станков, в том числе с программным управлением, швейный цех, несколько тысяч комплектов готовой рабочей одежды, несколько десятков модульных зданий, сотни погонных метров ткани, сотни кубометров древесины и пиломатериалов. Огонь уничтожил склад, на котором, один из предпринимателей хранил свой товар.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

ВЕРСИЯ ЗАЧИНЩИКОВ

Сами организаторы беспорядков и их защита утверждают, что причиной бунта стал беспредел, который творила охрана. Мол, за малейшее нарушение инспекторы избивали заключенных, унижали их человеческое достоинство. Защитник Хумайда Хайдаева адвокат Хусейн Галаев заявил, что уже после задержания его подзащитный был жестоко избит и несколько дней подвергался пыткам.

Во время допроса следователь Евгений Карчевский зафиксировал на теле Хайдаева побои и отразил их в протоколе. К тому же, по словам Галаева, до конца срока его подзащитному оставалось, полгода и оснований беспричинно устраивать бунт у него не было.

Побои на теле Хайдаева и Обалиничева зафиксированы, по ним назначалась судебно-медицинская экспертиза. Они сами утверждают, что синяки и ссадины появились до 9 апреля и именно издевательства стали причиной бунта.

Но сотрудники колонии утверждают, что все эти травмы зэки получили во время усмирения бунта в ШИЗО в ночь на 10 апреля, когда они оказывали ожесточенное сопротивление, и к ним пришлось применять силу.

ВЕРСИЯ О «ТЕНЕВОМ» РЕЖИССЕРЕ БЕСПОРЯДКОВ

Ни Хайдаев, ни Обалиничев на роль лидеров бунта не годятся. Они просто исполнители и достаточно авторитетные заключенные, но даже к «смотрящему» обратиться не имели возможности. С их стороны была отмечена возросшая, в последние недели, активность общения с волей, но с кем они общались, не установлено.

Возможно, что бунт готовился издалека, причем готовился человеком, плохо знакомым с жизнью за колючей проволокой. О том, что у произошедшего есть закулисный режиссер, говорят и официальные лица.

Есть информация о том, что это была провокация. Были проплачены «правозащитники», которые пытались раскачать ситуацию в СМИ. Были реальные угрозы в адрес начальника колонии и его семьи.

По словам министра юстиции РФ Чуйченко, причиной бунта могло стать назначение нового руководителя областного ФСИН: «Четыре года у ГУФСИН по Иркутской области не было начальника. Его назначили совсем недавно. Попытки нового руководства навести порядок, пресечь незаконные действия, фиксировать нарушения, по созданию комфортных условий для отдельного контингента, столкнулись с саботажем и шантажом со стороны осужденных».

Аналогичную версию высказывают и в руководстве ФСИН России: « У бунта в ИТК-15 был режиссер, недовольный появлением нового начальника».

В любом случае, пострадали люди и в основном невиновные, в произошедших беспорядках.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Была использована информация из открытых источников