Любой водитель нашей страны может рассказать не один десяток историй своих романтических встреч с сотрудниками ГИБДД. Можно открыть отдельную рубрику, завести канал тем, кто мучается в творческом кризисе, тема – нескончаема, как жизнь и сотрудники ГИБДД. Но я пройдусь по верхам, я не автомобильный канал.
Каждый раз, когда перед твоей машиной возникает фигура с полосатым жезлом, у тебя перед глазами мгновенно пролетает… Нет, конечно, не вся прожитая жизнь. Её последние полчаса. Ты изучаешь «чёрные ящики» своего мозга, и ищешь ответ на вопрос: «В чём причина остановки? Ну и чё вам от меня нужно, г… ...ки?» Вместо многоточий здесь стоит не то, что вы подумали, а наоборот: «г... раждане сотрудни...ки?» и никак иначе!
Этот вопрос обычно идёт в почти обязательной связке с другим: «Да откуда ж вы здесь взялись?» И ещё один вопрос проскакивает в уме водителя: «Блин! Ну как же вы не воворемя!»
Знакомо? Вооот!
Да, по уровню умения организовать засады на дороге сотрудники ГИБДД вполне могли бы преподавать десантникам и силам специального назначения свои сакральные знания, передаваемые из поколения в поколение. Ведущим свою родословную от самого первого гаишника на дорогах страны. Всегда они выскакивают как чёртик из табакерки из очень непонятных мест, материализуются на обочине вопреки всем законам физики. А когда наблюдательные и заботливые водители начинают предупреждать встречное движения морганием фар, то «засада» мгновенно меняет локацию и телепортируется на запасные позиции. В игру «Найди гаишника» с увлечением играют на всех дорогах страны, это вам не танчики.
И умение вычленить из потока машин того водителя, которому максимально некогда, это что-то сверхъестественное. Из десяти-двадцати машин остановлена будет та, которая опаздывает на работу, в аэропорт, в роддом. Чем, кстати, пользуются и нечистоплотные на беседу водители: «Командир, да я так тороплюся…» – хотя за секунду до взмаха волшебной палочки самым срочным делом у такого водителя было «срочная» покупка подарка «любимой» тёще на день рождения в следующем квартале.
Я вот давно заметил (и нередко пользовался), что сотрудники ГИБДД очень не любят, когда жертва нарушитель начинает брыкаться. Наверное, план у них какой, или регламент, который определяет сколько времени максимум посетитель может ожидать в очереди нужно тратить на одного нарушителя. Как только ты начинаешь: «А где понятые? А разъясните мне моё нарушение? А можно ваши документы? А дайте я запишу. Сейчас, схожу за ручкой, вы только не расходитесь тут без меня» – то очень нередко на тебя машут рукой, езжай, мол, не мешай работать. Не задавай таких больших и длинных вопросов. И соскакиваешь даже при реальных нарушениях.
Я нарушаю регулярно, поэтому такие беседы веду систематически. Ну как «регулярно нарушаю»… Да, но у меня есть свой «кодекс Бусидо водителя-самурая». Есть правила, которые я не нарушаю никогда и ни при каких условиях. Красный свет. Никогда. Даже если ночью, в малюсенькой деревушке, при пустом светофоре и без камер – нет. Ремень пристёгнут всегда, пешеходный переход без вариантов. Встречка – никогда. Даже если дорожные службы, списывая остаток белой краски, нарисовали сплошную аж до Челябинска, а передо мной трактор, который едет за телегой, то я буду громко говорить всякие нехорошие слова, но ждать разрыва полосы. А вот скоростной режим … ну это прям моя тема. Тут я даже не пытаюсь «работать над собой», а просто оплачиваю «письма щастья», и считаю их налогом на дерзость.
Эта уверенность очень помогает в беседах с ГИБДД. Однажды меня хлопнули за встречку. Ночь, незнакомое место на трассе где-то за Тулой, разметки не видно, я попробовал объехать грузовик, увидел сплошную и дисциплинированно зарулил в полосу. Это всё созерцал экипаж ГИБДД, а вот я их не созерцал. Они же в засаде! Но они сказал, что я выехал на встречку, а потом увидел их…
– Первое. Я вас совсем не видел. Второе. Я по встречке не езжу. Вообще и никогда. Вы можете стоять всем численным составом ГИБДД, может вообще никого не быть, на мои действия это не повлияет. Никак. Да, грузовик я пробовал обогнать. Ночь, снег, разметки не видно. Как только я увидел фрагмент полосы, немедленно ушёл. Если вы настаиваете, то мы сейчас будем фотографировать разметку, запрашивать паспорт дороги, определять видимость. Я понимаю. Что все и всегда в беседах с вами ничего не нарушали, но в данном случае это именно так и есть.
Каким-то я эдаким тоном говорил, что сотрудник попросил напарника:
– Пробей.
Тот ответил:
– Уже. Скоростной режим, три штрафа, оплачены.
– Согласен. Скоростной режим – это ко мне. Встречка – не по адресу.
– Езжайте…
Второй случай со встречкой случился… Как раз тогда я и начал процедуру глумления на дорогах. Выскочил я на встречку, реально. А там была ситуация такая: либо ДТП (не по моей вине), либо моя встречка. То есть, Рафик как бы не уиноват. Хотя и виноват. Тут как посмотреть. Там и свидетели были, и статья про крайнюю необходимость где-то была написана о чём-то подобном. Но экипаж ГИБДД, который собирал дань на просторах Тамбовской области, все эти мелочи не интересовали. Машина на встречке? Партбилет Права на стол!
А на обочине трассы кроме меня и патрульной машины стояло ещё чуть ли не с десяток водителей, терпеливо ожидающих своей участи. Вот ещё что меня бесит! Что за поточный метод? Остановить пяток, а то и больше машин, и поочерёдно подходить не торопясь. А то и вообще не подходить. Если я четвёртый-пятый в очереди, я беру и тупо уезжаю. Иногда догоняют, но не всегда.
– Я остановился. Сотрудник ГИБДД ко мне не подошёл. Видимо, он ошибся, когда меня останавливал, или я ошибся, когда подумал, что останавливают меня. Поэтому продолжил движение.
– Я не ошибся, я именно вас остановил!
– А чего не подошли?
– Я другой машиной занимался!
– А мы вот именно это же в протокол запишем? Что вы занимались одной машиной, а остановили даже не вторую, а четвёртую. А можно я (пока ждать буду) к вам в дежурку позвоню. Чисто поинтересоваться, сколько машин за раз вы можете останавливать?
– Самый умный что ли?
Великий русский вопрос! Почему быть умным считается недостатком? Не понимаю…
– Среди здесь присутствующих – возможно. А вообще есть и поумнее. Разве плохо быть умным?
– … отсюда, умник!
– … и Вам не хворать!
Короче, забрали у меня права, сиди, жди. А я что-то разнервничался очень. Еле с аварии соскочил, а тут ещё эти. Причём на их же глазах всё было!!! Взбесился я, если слова не подбирать. Аж до скрежета зубовного.
Ах так! Подумалось мне с какой-то холодной яростью: ну тогда мы сейчас все будем наблюдать героическую гибель моего водительского удостоверения с безжалостным уничтожением всего сущего.
Экипаж оформлял какого-то водителя. Я подошёл, постучал в экипаж со стороны водителя, и не обращая внимания на сотрудников, спросил у мужика: «А которая из машин Ваша?» Мужик растерянно ткнул в свою.
– Спасибо, – сказал я, и пошёл к машине, демонстративно записывая номер. Потом сел в свою и перегнал её так, чтобы она стала вровень с патрульной. Взял блокнотик, ручку, телефоны с камерами появились попозже. И стал созерцать содержимое экипажа. Пристально. А когда за твоей, даже самой правильной и кристально честной работой, внимательно наблюдают – это нервирует. Вышел сотрудник:
– Машину уберите.
– Я разве нарушаю?
– Нарушаете.
– Что именно, позвольте полюбопытствовать?
– Я говорю – машину убери!
– Как же Вы безукоризненно вежливы! Это Вас так Ваш начальник учит с водителями на «ты» разговаривать? Уточню, при случае. Так что я нарушил?
– Препятствуете работе патрульного экипажа.
– О как! Не буду даже уточнять, чем же я мешаю «работе патрульного экипажа», кроме своего пристального внимания к его безукоризненной работе. Но, уверен, что статья в КоАП есть на этот счёт. И Вы мне, конечно, сейчас подскажете её номер? А впрочем, знаете ли, не стоит. Я отмотал тысячу километров без малого, я очень спешил до недавнего времени, мне чуть не раздолбали машину у вас же на глазах, на минуточку, а теперь вы изымаете у меня права? Поэтому я абсолютно никуда не тороплюсь, у меня резко поменялись планы, и ближайшие несколько часов я проведу совместно с вашим героическим экипажем. И стоять я всё это время буду здесь. В метре от Вашей машины. И внимательно записывать все номера всех остановленных Вами машин. А потом попрошу сверить этот список с номерами машин в Ваших протоколах. Сначала у Вашего руководства. Потом – в службе собственной безопасности. И мы все с пользой проведём время. ПДД нахождение машин на обочине рядом с патрульной машиной ГИБДД не регламентирует никак. А вообще – мне нас... всё равно. Даже если я что-то ещё нарушаю (в чём я сомневаюсь), то просто допишите это в протокол. Семь бед – один ответ. А теперь – можете продолжать, я терпеливо подожду своей очереди.
Входить в положение водителя в обмен на некоторое количество денежных знаков имея эдакое за бортом оказалось несподручно. Через пять минут вышел второй сотрудник, и возрастом, и званием постарше.
– Чего буянишь? – спросил он.
– Я? Да Боже упаси! Стою себе вежливо и внимательно, никого не трогаю, починяю примус, и вообще!
– Вот твои права, двигай отсюда.
Я не стал настаивать на обращении на «Вы», я тогда был помоложе. И просто уехал. С правами.
Иногда сотрудники ГИБДД весьма артистичны и исполняют красиво. Такое бывает, и даже если по итогам беседы ты материально потерял некоторую сумму, но настроение меж тем даже повысилось. Такое бывает.
Ехал я как-то в Питер. Ночью, естественно, в Питер лучше прибывать с утра. И выхватывает меня гаишник. По делу, моё стандартное – скоростной режим. Подходит к машине, а я вот как-то не успел выйти. Что-то заковырялся в бардачке в поиске документов, а сотрудник тут как тут, возле водительской двери. А я не люблю беседовать с гаишниками сидя в машине. Ну вот такой пунктик. Из уважения к собеседнику. Даже к такому. Я знаю, что это и можно, и многие даже рекомендуют делать так и именно так. Что отстегнув ремень и выйдя из машины вам нечем будет доказать, что вы ехали пристёгнутым, если гаишник решить вам «предъявить левое», и случаи такие нередки. Знаю. Но не хочу. Человек стоит, разговаривает с тобой, даже про всякие неприятности, будь любезен, окажи минимум уважения, подними свои ягодицы с сиденья, и разговаривай с ним на одном уровне. Но это – глубоко для моего личного пользования. Но тут я просто не успел. А возле двери как стойкий оловянный солдатик стоял сотрудник, и иронично улыбался:
– Доброй ночи. Лейтенант Такойтов, извините, что помешал Вашему полёту.
А хорошо начал! Я изобразил что-то сожалеющее и виноватое:
– Быстро ехал? – ну вот к чему эти бессмысленные и риторические вопросы, совершенно не требующие ответа. Мы оба знали, что «быстро». Лейтенант кивнул и сказал: «Угу!» Судя по амплитуде кивка (от максимально задранного вверх подбородка резко вниз чуть ли не до пояса) и по тому нажиму, с которым он сказал своё: «УГУ!» превышение выходило от 60 до 80 километров в час. Мой спидометр показывал примерно то же самое. Спорить было не о чем. Но и делать что-то нужно. Конечно, я могу сейчас запеть стандартную водительскую песню, как я неимоверно тороплюсь куда-то в два часа ночи на сверхважную встречу, и в цветах и красках расписать свою ужасТную жисть, попросить сочувствия и понимания, «войдите в моё положение», и прочее жалостливое, но… Вы это слышите с каждого водительского сиденья, а мне не хочется быть банальным. Мы же здесь взрослые люди, и я не хочу унижать ни себя, ни Вас, своими детскими отговорками, поэтому:
– Я могу попросить Вас предоставить мне возможность оплатить штраф на месте, во избежание бюрократических процедур и ненужной траты бланков?
– Ну давайте попробуем. Оптимизация расходов для всех участников дорожного движения – вопрос немаловажный, – лейтенант был неотразим. Текстами, улыбкой, лёгкостью общения.
Я достал купюру и вопросительно посмотрел на него: «Достаточно?» Лейтенант утвердительно кивнул головой. И не стал изображать клоунаду, поворачиваясь боком, да: «Положите в документы и незаметно передайте мне…» Как будто это поможет, если уж действительно будут палить на взятке. Спокойно и солидно гаишник взял купюру и положил в карман. Совершенно необходимо и в человеках разбираться, и посту своём знать откуда тебя видно, а где вполне и можно.
– Я правильно понимаю, что если я скажу дежурное: «Не нарушайте!» то вы искренне пообещаете, но забудете об этом за первым же поворотом? Ну судя по Вашему лицу и манере вождения.
Блин, красавчик! Я мимикой изобразил неопределённое. Мол: «Ну да… Вероятно… Мне не очень удобно об этом говорить… но вы же понимаете…»
– Ну тогда просто: Счастливой дороги! И да, через двадцать семь километров рекомендую вспомнить, что ПДД всё-таки регламентируют скоростной режим на дорогах страны. Будет ещё один пункт контроля, и лучше бы Вам не привлекать именно их к себе внимание.
Одной фразой объяснил всё!
– А вот спасибо Вам, товарищ лейтенант! Настроение подняли в дорожку. И Вам – удачи!
И каждый пошёл своею дорогой… Вернее, я поехал своею дорогой, и лейтенант на своей дороге остался стоять. Как стойкий оловянный солдатик.
Да, я всё знаю. Это – взятка, это статья, причём и ему, и мне. И я полностью «за», чтобы взятки на дорогах исчезли, как явление, полностью. Однако, иногда и хочется. Когда никто не видит, и никто не узнает. В такой ситуации почему-то особенно хочется. Нет, ну а когда ещё? Хорошие эмоции дорогого стоят, как по мне. А когда ты получаешь их в столь неожиданной ситуации, как остановка на дороге за явное нарушение, то это дорого вдвойне. Если бы рядом был какой-нибудь магазинчик, и он бы работал в ночное время, я непременно бы сходил за каким-нибудь хорошим коньячком.
Даже если бы этот лейтенант меня принял как полагается, и выписал бы заслуженное.
На дорогах случаются всякие истории. Бывают и вот такие...
Всем – удачи на дороге. Включая сотрудников ГИБДД.