Найти тему
Записки на холстах

Очень художественный рынок

В настоящее время зарубежные аукционные дома очень выборочно подходят к работам российских авторов. Проходят «конкурс» в основном художники, родившиеся в Российской империи, и совсем хорошо, если они жили за рубежами России. Их работы оказываются, например, на аукционах европейской живописи XIX века.

Одним из таких «бесспорных» европейцев является Борис Григорьев (1886 (Москва) — 1939 (Франция, Кань-сюр-Мер), с одной из работ которого в России в 2000е годы произошла занятная история.

Автопортрет, "L’Etranger", 1916 г. Источник https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=269690
Автопортрет, "L’Etranger", 1916 г. Источник https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=269690

Не самое известное в России имя, оно, пожалуй, значительно известнее за рубежами своей Родины, т.к. эмигрировал художник еще в 1919 году и потом активно передвигался по свету, своевременно и благополучно убегая от войн и других катаклизмов. Чем-то он этим напоминает мне Шагала.

Много путешествовал, жил, в основном, во Франции.

Борис Григорьев был внебрачным ребенком управляющего Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка и шведской студентки (отец забрал Бориса в 4-летнем возрасте и официально усыновил).

После школы Борис по настоянию отца сначала учился в Московской практической академии коммерческих наук, но его коммерция явно не привлекала, поэтому он бросил это обучение и далее учился сначала в Строгановском художественно-промышленное училище в Москве, затем до 1913 года в качестве вольнослушателя занимался в петербургской Академии художеств.

В 1913 году он стал членом художественного объединения «Мир искусства». Его работами восхищались критики и публика, среди которой были, например, - Александр Блок и Всеволод Мейерхольд, работы раскупали, художник расписал потолок популярнейшего тогда кабаре «Бродячая собака».

К этому времени Григорьев уже объездил массу стран, благодаря родственникам матери. В результате родился шокирующий современников цикл «Интимность» —из жизни «закулисного» Парижа, состоящий из нескольких серий: «Женщины», «Парижские кафе», «История одной девушки».

Даже «нетрадиционный» Константин Сомов, сам автор эротических рисунков, отметил, что «Григорьев, замечательно талантливый, но сволочной, глупый, дешевый порнограф». Да, рисунки Григорьева совсем не похожи на сомовских маркиз и кавалеров. Ближе к современным «порнографам».

Многие критики и любители живописи отмечали некоторую легковесность работ Григорьева, и в 1918 году на выставке «Мира искусства» он представил 9 картин и 60 рисунков цикла «Расея», которые удивили и потрясли публику неприглядностью и злостью. Такого от него не ждали. Работы сравнивали с произведениями Достоевского, а Блок написал, что художник мыслит «глубоко и разрушительно».

«В цикле «Расея», в полном согласии с русской философской мыслью начала XXв., художник видит причины происходящих в России катаклизмов в национальном характере. Однофигурные живописные полотна представляют образы детей русской земли - крестьян всех возрастных категорий. Центральное полотно «Крестьянская земля» синтезирует размышления о времени разбушевавшихся стихий - времени опрокинутых икон. Лицо живущего в эту эпоху человека, в котором проявляется божественный Лик или проступают черты бесовской личины…» (Р. Н. Антипова Из портретного наследия Б. Григорьева: образ Е. К. Брешко-Брешковской «Псков» № 25-2006).

В 1921 году он напишет еще «Лики России» (привет Глазунову!).

Но самые известные в России его работы, это, пожалуй, - несколько гротескные, нестандартные портреты. Если вы видели портреты Максима Горького, Всеволода Мейерхольда и Федора Шаляпина, Николая Рериха и Сергея Рахманинова, то они наверняка запомнились необычностью решения и удивительно подхваченными яркими деталями, которые раскрывали персонажей или делали их образы обобщенными-собирательными. Хотя не всегда они нравились самим моделям)

После эмиграции в 1919 году художник много и успешно работал за рубежом, и преподавал, и занимался иллюстрацией - в основном именно этим в последнее десятилетие жизни. Его персональные выставки проходили по всему миру. Работы раскупались. Долгое время он жил материально благополучно.

Портрет Ф.И. Шаляпина, 1918 г.  Источник https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=269690
Портрет Ф.И. Шаляпина, 1918 г. Источник https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=269690

В 1930 году на Осеннем салоне в Париже Григорьев выставил монументальное полотно «Лики мира» - по замыслу художника что-то типа митинга с местом действия в Европе. Композиция 2,5 х 5 метров на семи деревянных створках в виде складня.

Полотно "Лики мира". Источник https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=269690
Полотно "Лики мира". Источник https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=269690

Эта работа, похоже, отражала его довольно мрачное мироощущение – «— гляжу… и до чего гадко все на свете, до чего же я все иначе представлял, пересоздавал, воображал». Он написал разнообразные лики и лица -– английский епископ, и православный митрополит, политики, «король» американской индустрии развлечений и Мейерхольд в матросской шапочке, поэт, музыкант, многих мы уже и узнать не можем, но в центре – «бабушка русской революции», одна из основателей партии эсеров Е.К. Брешко-Брешковская.

В литературе отмечалось, что художник хотел вернуться в Россию, в т.ч. с помощью Горького, но не случилось.

«Кланяюсь Родине моей в самые ноги и люблю её и ненавижу, за это и кланяюсь».

На родине первая выставка работ художника прошла только в 1989 году благодаря Дмитрию Лихачеву, который был поклонником творчества Бориса Григорьева.

В 2023 году в Петербурге в Музее Фаберже прошла выставка под названием «Борис Григорьев. Первый мастер на свете», так скромно он себя назвал сам.

На аукционах работы Григорьева стоят очень дорого. Например, авторская копия утерянного оригинала портрета поэта Николая Клюева в образе пастуха (1920) из цикла «Расея» в 2008 году на торгах Sotheby’s была продана за $3,723 млн.

Портрета поэта Николая Клюева в образе пастуха. Источник https://kulturologia.ru/blogs/140322/52805/
Портрета поэта Николая Клюева в образе пастуха. Источник https://kulturologia.ru/blogs/140322/52805/

Конечно, мошенники пройти мимо работ «дорогого» Григорьева никак не могли.

Грустно-любопытная криминальная история началась в 2009 году, когда петербургский коллекционер приобрел за 250 тысяч долларов картину Григорьева «В ресторане». Конечно, он обратился сначала к известному эксперту, которая подтвердила подлинность работы. Экспертом выступала авторитетный русский искусствовед-консультант одного из известных зарубежных аукционных домов, работавшая до 2003 года в Русском музее и специализировавшаяся на живописи первой половины 20-го века, в частности, написавшая вступительную статью к каталогу, в котором описана данная работа Григорьева. А еще она - автор оригинального, вроде бы даже запатентованного метода определения подделок живописных полотен.

 "Парижское кафе", 1913 г. Источник https://restoration.rusmuseum.ru/
"Парижское кафе", 1913 г. Источник https://restoration.rusmuseum.ru/

Позднее у покупателя возникли подозрения, что ему был продан не оригинал картины, а подделка либо копия. При проверке полотна экспертами Русского музея и Экспертного центра им. И.Э. Грабаря было установлено, что это — подделка. Высказывалось мнение, что это очень так себе ученическая подделка, которую видимо «доработали».

Подробнее о сравнении оригинала картины и ее подделки - https://restoration.rusmuseum.ru/rest-boris-grigoriev-copy-01.htm
Подробнее о сравнении оригинала картины и ее подделки - https://restoration.rusmuseum.ru/rest-boris-grigoriev-copy-01.htm

А сам оригинал оказался в запасниках Русского музея под названием «Парижское кафе». Хорошо хоть, оригинал там. В СМИ много писали о том, что «в начале 80−х годов в частных коллекциях в Москве были обнаружены рисунки Филонова и Маковского, которые, по документам, хранились в Русском музее. Тогда выяснилось, что в запасниках находятся искусно выполненные копии. Следствие нашло похитителей, среди которых были и сотрудники Русского музея».

На суде искусствовед заявила, что работу не видела ни в запаснике, ни в каталоге. Их там много. Ну, вот такой очень авторитетный и ответственный эксперт.

Но больше всего мне «понравилось» определение «самого гуманного») апелляционного суда. Некоторые яркие кусочки:

... о том, что данная картина является профессиональной подделкой работы Б.Григорьева «Парижское кафе» - «В ресторане» осведомлена [эксперт] не была ...

... [эксперт] не дававшая каких-либо официальных заключений, основанных на результатах искусствоведческого исследования, на предмет подлинности данного рисунка «В ресторане», руководствовалась собственным субъективным впечатлением от работы, ложным представлением об его происхождении, вызванном ассоциативной памятью …

... [эксперт] не лишала… покупателя возможности принять самостоятельное решение о покупке.

Может, эксперт и заблуждалась, известны случаи, когда сами эксперты признавали свои ошибки. Хотя по обстоятельствам, изложенным в определении суда, случай представляется совсем не таким простым; денежки- не малые - она не вернула.

По сути получается - покупатель сам виноват! И целый ряд судебных актов по этому делу очень похожи на индульгенцию и рекомендуемую возможную схему действий при защите недобросовестных экспертов. Кому же хочется первым разрушить карточный домик. Как известно, во всем мире мошенников в сфере искусства тьмы и тьмы.

Под занавес такое вот высказывание художника Бориса Григорьева:

«Люблю я только Россию – её же и ненавижу за людей, за климат, за звериное начало. Но запах её люблю, но искусство её, музыку и слово. И Вас в ней люблю! И больше всего ненавижу самого себя!» (из переписки с баронессой Марией Врангель).

-9