Существует множество причин почему Uriah Heep не добились того успеха, которого могли бы. По этой теме можно написать целую диссертацию. Я же пока оставлюсь на одной - употребление наркотических веществ, влиявших на творчество и работоспособность. Именно они стали причиной ухода выдающегося басиста Гэри Тэйна. Его приход уже в качестве зрелого музыканта, поигравшего в серьезной команде Keef Hartley Band стал большой удачей для группы. Вот, например, что говорил о Тэйне первый басист Uriah Heep Пол Ньютон:
Гэри был уникальным исполнителем. Я бы сказал, он был даже не басистом в ритм-секции, а соло-гитаристом на бас-гитаре. Его бас исполнял мелодию, а не ритм.
Тот состав Uriah Heep с Тэйном периода 72-74 многие считают лучшим в истории группы. Все же, первые три альбома, несмотря на интересный, зрелый материал, были ещё своего рода творческим поиском: каждый из них довольно сильно отличался от другого по звучанию. С приходом Керслэйка и Тэйна группа стала более цельной и нащупала единый стиль. Были выпущены знаменитые альбомы "Demons And Wizards" и "The Magician's Birthday". Идиллия долго не продлилась: изматывающий график, трения между музыкантами и растущая наркозависимость не способствовали здоровой рабочей атмосфере. Гэри Тэйна хватило ещё на два альбома после чего он был уволен в самом начале 1975 года, так как практически не мог выступать на сцене. В том же году музыканта основательно подорвавшего свое здоровье не станет...
На замену Тэйну взяли Джона Уэттона, годом ранее сыгравшего на культовом альбоме King Crimson "Red". Вероятно, он не являлся столь техничным басистом как Тэйн, но самое главное, Джон всегда проявлял себя как командный игрок и дипломат, что для Uriah Heep тогда было жизненно важно. И вот в составе Хенсли-Байрон-Уэттон-Бокс-Керслейк в 1975-м началась работа над альбомом "Return To Fantasy" - главным героем моей сегодняшней статьи.
"Возвращение в фантазию"... Сразу появляются ассоциации с "Демонами и Колдунами" или "Днем Рождения волшебника". Вновь что-то такое потустороннее, эзотерическое. Прекрасная обложка с балериной в огненном пламени, взмывающей куда-то вверх то ли под софиты прожекторов то ли под опаляющий солнечный свет. Возможно, она была вдохновлена балетом Стравинского "Жар-птица". На столь красочно оформленный альбом вошло 9 песен. На каждой из них остановлюсь чуть подробнее:
1) Return To Fantasy
Лучшая песня на альбоме, да и вообще одна из лучших у Uriah Heep. Узнаваемая мистическая атмосфера, распевки, единый, быстрый темп не сбавляющий обороты ни на секунду, ну и невероятно проникновенное исполнение Байрона. Полная образности и символизма лирика, которую правильно расшифровать сможет лишь сам автор. Не знаю кто писал текст, Байрон или Хенсли, но по стилю очень похоже на последнего. И ещё одна деталь, которую ранее не замечал, но отметил для себя при последнем переслушивании: в композиции почти не слышно гитары. То есть, она конечно есть, но задвинута куда-то на дальний план за Хаммонд и присутствует только для общей плотности звука. Гитарного соло тоже нет, ведущие партии здесь у баса и клавишных.
2) Shady Lady
Откровенно неудачная композиция на мой вкус. Какой-то недо ритм-н-блюз, слабое подражание группе Free. На такие мысли ещё наталкивает прямая речь в куплетах с этим байроновским возгласом: "I Said "What?" на манер "Фришной" "All Right Now".
3) Devil's Daughter
Снова далеко не лучшая мелодия, зато качественная ансамблевая работа. Интересно послушать инструментальную перекличку Бокса и Хенсли в середине трека.
4) Beautiful Dream
После двух несколько приземленных песен про отношения, здесь мы снова воспаряем куда-то в чертоги разума, навстречу снам и фантазиям. Поначалу размеренная и спокойная композиция перерастает в нечто зловещее и тревожное под невероятно высокий вокал Байрона (кажется, его еще и пропустили через студийные примочки) и синтезаторные трели. Впечатляет.
5) Prima Donna
Наравне с "Shady Lady" худшая вещь на альбоме. Очередной невзрачный рок-н-ролл, который "Хипы" пихали от альбома к альбому. С другой стороны, видимо, на такие простенькие, незамысловатые штуки был в то время спрос, раз эти рок-н-роллы нередко выходили синглами. Вот и "Прима Донну" выпустили первым синглом с альбома, а в записи композиции поучаствовал знаменитый хотя бы по King Crimson саксофонист Мел Коллинз.
6) Your Turn To Remember
А вот это классная блюзовая стилизация. Очень приятный мотив, спокойный, выдержанный темп, гитарное исполнение тоже на уровне. Довольно нетипичный номер для Uriah Heep, но сыграно здорово.
7) Showdown
Главный бенефис Мика Бокса (Или все же Хенсли?) на альбоме, которому наконец-то дали развернуться. Тут он запиливает длинное, пусть и несколько суетливое гитарное соло, да и в целом вся композиция строится на гитарном звуке.
P.S. Мне попеняли, что на самом деле здесь на гитаре только Хенсли, ну, стало быть, ему все лавры.
8) Why Did You Go
Конечно, были у Uriah Heep куда более трогательные и пронзительные баллады, вроде "Rain" или "The Easy Road". "Why Did You Go", скорее окутывает атмосферой тепла и уюта, нежели выводит на душевный катарсис. Слегка убаюкивающая мелодия и очень душевный бэк-вокал вторящий её основной линии на всем протяжении композиции. Здесь группа разнообразила звучание педальной слайд-гитарой, на которой играет известный сессионщик и мастер этого инструмента Брайан Джон Коул.
9) Year Of A Day
Отличная композиция, но вот как-то даже не знаю, что ещё про нее сказать. Красиво, духоподъемно и очередная демонстрация качественной ансамблевой игры.
Итого имеем один безусловный шедевр ("Return To Fantasy"), четыре очень хороших трека ("Beautiful Dream", "Your Turn To Remember", "Why Did You Go", "Year Of A Day"), два средних ("Anyone's Daughter", "Showdown") и два слабых ("Shady Lady", "Prima Donna").
В моем табели о рангах я бы поставил альбом выше предыдущего "Wonderworld", но ниже следующего "High And Mighty", про который тоже когда-то писал. "Return To Fantasy" достиг 7-го места в британских чартах что стало наивысшим достижением для группы в свое родной стране. Приход Джона Уэттона несколько оздоровил атмосферу в коллективе. Он стал своего рода буфером между Байроном и Хенсли, чьи отношения стремительно портились. К сожалению Уэттон ненадолго задержался в группе, а без него казалось, только-только залатанное здание снова зашатало как при землетрясении. Предстояли очередные потрясения и изменения.
Возвращаясь к обложке "Return To Fantasy" знаменитый балетмейстер Морис Бежар сказал, что "Жар-птица это феникс, восстающий из пепла". Вот так всякий раз восставали из пепла Uriah Heep, когда казалось оправиться от очередной потери в составе уже невозможно. Но всякий раз группа выискивала новые ресурсы и упрямо двигалась вперед.