"В год Господа Нашего Одна Тысяча Четыреста Девяносто Второй,
Экспедиция, которую возглавлял Великий Первооткрыватель, Христофор Колумб,
покинула город Севилья ради Путешествий и Открытий.
Их Выбрали и Благословили Испания и Король.
Они должны Исследовать Океан,
Открыть Земли, Не Нанесенные На Карты,
И Основать Колонии, чтобы Прославилась Испания.
На Борту Корабля Пионеры и Солдаты
Плывут в поисках Новой Жизни, Нового Начала….
Нового Света!"
Вот такие слова мы наблюдаем, во время начала игры за Испанию, что можно считать каноном, так как все-таки Колумб открыл Новый Свет. Правда цель была не расплывчатая "ради путешествий и открытий", а чтобы найти кратчайший путь в Индию, который он (спойлер) не нашел, зато нашел еще не соединенные, и пока что не штаты, но очень даже Америки.
Sid Meier's Colonization встречает нас аж двумя заставками. Первая, в виде анимированной карты путешествий, показывается в самом начале игры, перед главным меню. Я с удовольствием пересмотрел ее снова. Вторая, уже со статичными картинками - после выбора свойств игры и своей фракции.
За "Колонизацией" я провел намного больше времени, чем за "Цивилизацией", потому что она мне нравилась сильнее своего исходника. С одной стороны, она была в чем-то сложнее, но с другой - проще и красивее; даже сейчас DOS-версия игры выглядит стильно и симпатично, как детская сказка, в которую хочется возвращаться еще и еще раз. В плане простоты, я объясню: Colonization не заставляет изучать длинное технологическое дерево, и строить гигантское количество городов чтобы потом совершать трудоемкий менеджмент, а боевые действия здесь не такие масштабные. Самое главное - Colonization позволяла совершать мою излюбленную тактику "изоляциониста": запереться на одиноком острове и никого к себе не пускать. Да, с одним городом выиграть игру все равно будет тяжело, но две-три колонии способны привести вас к победе, без сильных проблем. Ах, да, еще здесь не нужно строить бесконечные железные дороги, соединяя свои города, потому что история наша ограничивается периодом с 1492 по 1850-й год, когда паровозы еще только-только начинали появляться в Европе и США, к тому же, еще раз повторюсь: в игре нет процесса исследования, так что никаких танков-самолетов, которых будет сбивать копейщик Александра Македонского, мы не увидим.
Перед началом, здесь, как и в Civilization, мы вольны выбрать наш мир. Будет ли это настоящая Америка или мир, придуманный нами, решать игроку. Разумеется, я обычно создавал карту с огромным количеством архипелагов и хорошими природно-погодными условиями, чтобы сразу "осесть" на острове где будет много ресурсов, где мои колонисты смогут вдоволь пить ром, курить сигары и ходить в шубах (желательно белого цвета). Выбор сложности напоминает оный из Цивилизации, с разделением на архетипы того времени: открыватель, конкистадор, губернатор, наместник. Я обычно выбирал самый простой вариант, и не сказать, что очень легко оказывалось проходить игру (такой себе игрок из меня в то время), так что не отказался бы от сложности пониже, что-то вроде "больной индеец". Самое интересное начинается при выборе стороны.
Кто делит американский пирог?
А делят его следующий страны: Англия, Франция, Испания и Голландия. У каждой страны своя уникальная историческая справка, свой король, свое название европейского порта и уникальный бонус. Например, французов ведет на открытие Нового Света не Колумб, а Жак Картье, и порт у них называется Ля-Рошель. А что за бонусы у наших дорогих господ?
Англия
Что умеет англичанка? Конечно-же гадить лучше всех производить кресты. Предмет, который влияет на иммиграцию. Дело в том, что все начинают игру с двумя тружениками (пионером и солдатом), с помощью которых, мощную колониальную державу не построить, как ни крути, а уж мир индейцам и вовсе тяжко будет насадить. Поэтому, в нашем европейском порте периодически появляются иммигранты, которые хотят начать жизнь в Новом Свете, попутно избавившись от долгов/тюрьмы/виселицы. Чем больше крестов производит колония, тем быстрее эти бесплатные иммигранты появляются. Можно конечно ускорить их желание приехать к вам, но за деньги. Я уж не говорю о том, что существует вариант покупки нужного эксперта из прайс-листа, но это уже для состоятельных губернаторов.
Так что, по сути, у Англии есть солидный бонус по увеличению экспертов и просто колонистов в своих колониях, что ведет к увеличению прибыли и возможности быстрого освоения плодородных территорий. Другое дело, что в реальной истории, эти вот иммигранты, в итоге решили перестать кормить Англию, устроив Войну за Независимость. А как все хорошо начиналось.
Франция
Французы, как опытные дипломаты, лучше умеют договариваться с индейцами и торговать с ними. Присутствие этих европейцев в землях коренных американцев не так сильно раздражает последних, и трения возникают реже. Практически борцы за права индейцев получились.
У Франции есть еще один хороший бонус: на судне плывут опытные пионеры, которые как обычные пионеры, только лучше - быстрее выполняют работу на земле.
Голландия
Настоящие торгаши. Для них, цены на товары в Европе остаются более стабильными, позволяя им выгодно торговать и зарабатывать больше золота. Однако, самый главный бонус у голландцев не в этом, а в отменном торговом судне, в самом начале игры, которое более вместительно чем маленькая каравелла. Кто вообще снабжает такую масштабную экспедицию одним судном? Даже у Колумба, который по сусекам наскреб денег и влез долги, было три судна для знаменитой первой экспедиции.
В общем, голландцы получают огромный плюс к торговле и заработку, благодаря вместительному торговому судну. Такая посудина, в Европе, стоит две тысячи золотых, что в начале игры неподъемные деньги, особенно если вы проходите на максимальной сложности.
Испания
Люблю испанцев за честность, так как они, в отличие от других стран, не скрывают свою истинную цель путешествия в Европу: вывоз ресурсов и истребление коренных американцев, которые эти ресурсы мешают вывозить. Испанцы сходу получают солидный бонус нападения на индейцев, а на судне у них болтается аж солдат-ветеран: в начале игры он может легко разграбить несколько индейских деревень, а если скрестить его с конями, то получится драгун-ветеран, почти машина-убийца. Так что, если вы решили отыграть реальное открытие Нового Света, то берите Испанию.
После обнаружения земли и высадке на твердой поверхности, ваши моряки, страдающие от поноса и цинги, но все еще не сломленные тяжелой судьбой, скорее всего сразу встретят коренных жителей этого мира - индейцев. И далеко не всегда война с ними является ключевым решением, потому что эти ребята и трубку мира с вами раскурят, и даже спасут от голодной смерти. Кто же эти коренные американцы?
Последний из Ацтеков
Всего индейских племен восемь, но у них нет таких уникальных фишек, как у европейцев. Есть самые богатые индейские империи, есть кочевые племена, есть аграрные. Некоторые более воинственные, некоторые - менее. У каждого племени уникальный вождь, и есть различия по внешнему виду городов (но не у всех). Многие племена обладают столицей - городом, помеченным особым желтым знаком, после уничтожении которой вы получите некоторое количество золота, и уменьшение враждебности всех индейцев данного племени.
Так стоит ли быть враждебным к индейцам?
Далеко не факт. С самого начала, когда вы только-только основываете свою первую колонию возле индейских деревень, придется у них выкупать землю, чтобы иметь возможность посадить туда своего колониста. Можно сказать, что: "Земля принадлежит всем живым существам этого мира", и насильно захватить свой кусочек, но тогда не обижайтесь, если индейцы придут к вам собрать пару скальпов. Если у вас нет денег и желания силой отбирать территорию, то колония будет долго простаивать. В данном примере, индейцы очень мешают.
Как заноза в одном месте, коренные американцы станут для тех, кто развивает свои колонии. Дело в том, что чем больше вы расширяете зону своего влияния на новой земле, возле индейских поселений, тем более подозрительными они становятся, особенно если видят возле своих хижин постоянные марши ваших войск с артиллерией. Волнения отображаются символами восклицательного знака на домиках индейцев. Красные символы означают, что ваше присутствие достало хуже горькой редьки, и скоро на города будут предприниматься боевые вылазки. Городам и солдатам эти голозадые воины не слишком страшны, а вот пионерам - очень даже страшны. Если у какого-то из племени появится доступ к оружию, а тем более к коням, то они выставят быстрых и сильных индейских всадников, сражаться с которым придется всерьез.
Я, обычно, старался как можно быстрее уничтожить все поселения индейцев, пока они на меня не успели обидеться. В некоторых поселениях, после разграбления, находятся хорошие золотые вознаграждения. Жаль что тачку, груженную золотом, просто так не конвертируешь в валюту - придется или тащить на свой галеон (который чертовски дорог) или заключать сделку с королем за мзду. Обидно, что иногда золота в телеге может быть несколько тысяч, а иногда около сотни золотых... и тоже на телеге. Ну камон, такие гроши можно и в карманах унести. Тем более, что тачка с золотом уязвима для врагов, как голая женщина в мужской казарме.
Какие же плюсы у индейцев?
Прежде всего, коренные жители здешних земель могут дарить вам щедрые подарки в виде ресурсов, произрастающих на их территориях - мелочь, а приятно. Могут поделиться едой, если вы голодаете. Могут подарить члена своего племени, который захочет работать на благо цивилизованных европейцев: в чем-то этот юнит лучше обычного колониста (собирать хлопок, например), в чем-то хуже (производить предметы). При посещении вашим скаутом индейских хижин, местный вождь поделится с вами драгоценностями, или откроет кусочек карты. Для меня, самым ценным является возможность каждого индейского поселения превратить свободного колониста в профессионала. Профессии выбираются случайным образом, но почти всегда очень полезны и выгодны на ранней стадии игры, так как вам подойдет любой эксперт. Чаще всего, мне предлагали обучение до рыбака или фермера, что великолепно в плане роста колонии. Долгое время я не знал, что обычные поселения могут тренировать только одного колониста, а столицы - неограниченное количество раз. Дурацкая затея, если вы заглянете на огонек к индейцам, в момент вашей вражды. В таком случае, вашего колониста научат делать скальп на живом примере... его собственном, и он уже никогда не вернется в свою колонию.
Однако, самое ценное в индейцах это не только ценный мех или подарки, а то, что с ними можно торговать. Для этого нужно построить обоз или подвезти в их город, возле океана, свой корабль, груженный товарами. Они покупают далеко не все, и, как правило, дешево, зато не станут поднимать процент за сделки, как король, и торговать с индейцами можно даже во время Войны за Независимость, когда для вас перекрывают европейские порты.
Поэтому, если вы хотите прийти к успеху в долгосрочной перспективе, то с коренными американцами нужно дружить и засылать к ним миссионеров, которые будут курить с вождями трубки мира и танцевать смешные танцы, дабы всегда иметь хорошее расположение этого народа.
В крайнем случае, поможет Покахонтас.
Отцы
Да, Покахонтас тоже своего рода отец, а вернее - она относится к списку Отцов-основателей.
Отцы-основатели, в реальности, круг лиц, которые сыграли ключевую роль в американской государственности, особенно в битве за независимость. В игре же это аналог Чудес Света из Цивилизации, которые дарят игроку существенный бонус, навсегда. На скорость их появления влияют колокола свободы, а сам бонус делится на несколько типов: торговля, исследование, военный, политический, религиозный.
После основания колонии, игра вам предлагает одного Отца-основателя, из списка, которого вы будете "изучать". Слабо зная английский язык (а именно такая версия у меня была), я особо не вникал в то, какой бонус эти отцы дают. А очень зря. И, если какой-нибудь Питер Минут просто позволял занимать индейские земли без платы, то, например, Якоб Фуггер отменял все текущие бойкоты на товары, а Питер Стёйвесант позволял строить в колониях специальное здание, наподобие рынка, которое могло торговать с Европой, даже когда эта Европа оказывалась для вас перекрыта. Обсуждаемая нами ранее Покахонтас, влияла на отношения с индейцами и смягчала нашу напряженность.
Жаль что всего списка вам сразу не давали, а лишь какие-то варианты, случайно предложенные игрой. На мой взгляд, самые крутые отцы - это торговые и боевые, а религиозные самые слабые. Однако, так как вы не можете выбрать того, кого хотите, придется выбирать из предложенного игрой, идя на компромисс. И, возможно, не заполучив Джорджа Вашингтона, Война за Независимость упадет на хрупкие плечи Покахонтас, единственной девушки из отцов.
Демократия, начало
Вообще, сначала мы ведем достаточно мирное существование: развиваем колонию и исследуем сушу, на которой высадились. Исследовать все вокруг очень важно, так как вы не только разрабатываете ресурсы, знакомитесь с индейцами, но и открываете Затерянные Города. Скорее всего, руины эти остались от племени Майя или еще кого древнее. Иконки, в виде рожицы, дарят вам случайный бонус... или не дарят... или вообще способны "засосать" вашего исследователя. Штука, аналогична той что была в Цивилизации, только здесь нет страха появления отряда варваров. Если повезет, то вы найдете много золота в руинах (Эльдорадо), или вам подарят колониста, если не очень повезет - то откроется какой-то кусок карты черт знает где. Однако, есть один бонус, о существовании которого я не знал. Называется он Фонтан молодости, и сходу рождает вам восемь бесплатных иммигрантов, в европейских доках. За несколько лет игры в Колонизацию, я так ни разу не подобрал подобный бонус, но, по-моему, он самый сладкий из всех, так как позволит усилится уже в самом начале игры, и основать дополнительную (а может и две) колонии.
Когда исследования завершены, а с индейцами заключен худой мир, можно спокойно заниматься развитием. Мне всегда нравилась простота игровой механики: есть сырье, которое мы добываем, а есть конечные товары, производимые из сырья. Первичный ресурс тоже продавать можно, но он дешев, в то время как готовые товары (сигары, ром, ткань) очень дороги. На основе их продажи мы и набиваем свой капитал. Особняком стоит еда, которая нужна для поддержания популяции в колонии, и если еда заканчивается, то закончатся и ваши храбрые колонисты. Лошади и мушкеты тоже особый ресурс, так как нужны для разведчиков (или просто для колонистов, которых вы хотите быстренько переправить в другую колонию), и для воинов. В отличие от Цивилизации, где боевой юнит нужно произвести отдельно, здесь, экстренно оснастить мушкетами и отправить в бой можно любого колониста, из-за чего игра приобретает гибкость. Как только к колонии подступили воинственные индейцы, или вражеские государства, а в городе нет солдатов-ветеранов, то вы можете тут же снять с производства нескольких храбрых бойцов, готовых умереть за родную колонию, и повысить их до солдат. Только не стоит усердствовать, так как хороший мастер будет дороже не специализированного солдата, и вы рискуете положить в битве свой лучший актив, а новые колонисты не факт, что будут полезными - ведь к вам приезжают не только благородные доны, но и вполне себе наемные слуги и даже мелкие преступники. Если вы не Бритни Спирс, которая: "in love with a criminal", то любить мелких преступников вы вряд ли будете, потому что они получают солидный штраф ко всему, что делают руками. Только школа их способна вылечить, только свет знаний приведет их к успеху.
Из ресурсов отмечу серебро, как белое золото - очень дорогой к продаже товар. Руду, которая не дорога, но необходима для создания инструментов и мушкетов. Инструменты являются оружием для ваших пионеров, бесценным предметом для развития колоний. В отличие от колонистов из первой Цивилизации, здесь, пионеры при обработке земли (шахты, вырубка, мелиорация) теряют инструменты. Один пионер способен произвести пять действий по изменению местности, дальше он "превращается в тыкву" и будет требовать новые инструменты. В принципе, они не такие дорогие, но всегда приятнее производить все самому.
Слоган: "Я сам!" должен быть основным слоганом игры. Если в начале выгодно просто производить продукцию из первичных ресурсов и дорого продавать на рынке, развивая свою ресурсную базу, чтобы охват продаваемых товаров был максимальным, то вскоре ты понимаешь, что рынок имеет свои особенности. Если часто продавать дорогое серебро, то скоро рынок насытится и серебро перестанет быть таким дорогим, придется переключаться на что-то другое, или грабить. А кого вы прикажите грабить, если индейцы закончились? Кого-кого, своих коллег по европейскому бизнесу, конечно же. Вместе с вами американский пирог делят еще три фракции, и они так же торгуют и плавают в родные пенаты. И вот во время плавания, вражеский корабль можно "подбить" ради ресурсов. Проблема в том, что так вы нарветесь на объявление войны, и вас подобным образом тоже будут "чикать". Какой выход? Покупать каперы и брать каперскую лицензию! Каперы - те корабли, которые имеют нейтральный флаг, что позволяет им атаковать инкогнито. Враг никогда не узнает кто на него напал, а захваченный груз вражеской каравеллы можно сразу же направить в Европу для продажи, с невинным выражением лица и словами: "А кто это сделал?!". Панацея от ваших нападений есть, в виде фрегата, который превосходит капер по огневой мощи, и галеона, достаточно крепкого торгового судна. Хотя, на мой взгляд, каперы в игре несколько дисбалансны, поскольку у них огромная скорость (которая может стать еще выше благодаря нужному Отцу-основателю) и ты все равно не сможешь поймать все вражеские каперы - просто не хватит флота и денег на столь громадный флот. Как вариант - возить ценные грузы на фрегатах.
Но даже меняющийся рынок не является такой большой проблемой, как капризный король. Этот назойливый монарх регулярно повышает налоги на определенный товар (особенно тот, что вы чаще всего продаете в Европе). Если вы будете идти ему на встречу и целовать королевское колечко, то налоги могут дорасти и до 50% и до 60%, практически обесценивая весь ваш труд. Если же вы захотите устроить своему сюзерену "Бостонское чаепитие", устроив бойкот на поднятие налогов и выбросив товар в океан, то вы непременно поднимите боевой дух жителей своих колоний и желание отделиться от такого нахлебника, однако продавать бойкотируемый товар на рынках Европы не сможете уже никогда (ну, если вдруг не изучите определенного Отца-основателя, но это действует только единожды). Так что суть остается той же: со временем добиться полной независимости от торговли в Европе, чтобы вместо поцелуя королевского кольца, заставлять уже короля целовать вас чуть пониже спины.
А там и до объявления независимости недалеко.
Сильный и независимый
Когда большее количество граждан вашей колонии захотят подышать свободно, а процент колоколов свободы достигнет 50% и выше (чем скорее вы начнете производить колокола в городах, тем лучше), то все, можно писать монарху, что он свинья и вы хотите отделиться и жить отдельно. Тем более что вы уже давно съехали со своего родного дома.
В отличие от понимающих родителей, которые только рады когда их чадо живет своей жизни, жадный король не захочет отдавать такой жирный кусок своей империи, направив на ваше подавление свой королевский отряд. Кстати, сведения о количестве войск короля можно узнать в любой момент из соответствующего меню. И, скажу вам, отряды у короля - настоящие терминаторы. Континентальная армия на единичку мощнее, чем ветераны. Хорошо, что ваши ветераны тоже станут континентальными солдатами автоматически, после подписания декларации независимости. А вот самый мощный корабль, мановар, из вашего фрегата не трансформируется, к сожалению. И даже произвести его нельзя. Как я понял, в начале Войны за Независимость, вы получите несколько мановаров, но не понял, от чего это зависит.
Моя самая простая тактика, против бывшего короля, заключается в оборонной борьбе. Просто сидите в крепостях (которые нужно было обязательно построить в каждом поселении), и отбивайте атаки противника, периодически контратакуя артиллерией, ведь артиллерия - это единственный боевой наземный юнит, который бьет сильнее чем континентальная кавалерия (получает +2 в момент атаки). Здесь гигантское количество колоний скорее сыграет злую шутку, потому что континентальные войска будут высаживаться везде, а одинаково мощную защиту вы вряд установите в каждой колонии. Но не беда: потеряв колонии, потом можно будет их отбить. После уничтожения всех бойцов бывшего короля, игра заканчивается официальным объявлением независимости и вашей победой.
Если вы слишком медленны, чтобы набрать необходимый процент для независимости, то после 1850-го года игра заканчивается, тем не менее, позволяя вам продолжать, но без подсчета очков. Так вы должны осознавать, что стали ручным рабом короля на всю жизнь, а Америка никогда не будет великой.
Sid Meier's Colonization маленькое стратегическое чудо. Святая простота, которая одновременно сложна, позволяя, тем не менее, втянуться любому геймеру. Обожаю начинать партию, искать уютный остров, знакомиться с индейцами и медленно развиваться, исследуя новый мир - и каждый раз испытываю интерес. В 2008 году вышел ремейк Civilization IV: Colonization, на движке четвертой "Цивы", в который я незамедлительно перешёл и пережил много захватывающих часов. Ремейк получился отличным, на мой взгляд, полностью перенеся все прелести оригинала, но дополнив его современной графикой. Теперь больше ремейков игре и не нужно, разве только какую-нибудь Colonization 2, с углублением механик и расширением возможностей/товаров/политики. Как и Civilization, ее ответвление, Colonization, является видеоигрвой вехой, претендующей на гениальность. В конце концов, приятно отправляться на исследование нового континента, зная, что ты не заболеешь оспой и не будешь казнен разъяренными индейцами.