Найти в Дзене
Лена про карьеру

ТОП-10 мифов о работе в известных компаниях

Оглавление

- Ну куда мне до Сбера!

- Отправил резюме в Яндекс, но даже не рассчитываю, что меня пригласят.

Как карьерный консультант я очень часто слышу подобные мнения, ведь многие мечтают о карьере в известной компании, такой как Яндекс, Сбербанк, Сибур, где есть отличная культура и хорошо платят.

В этой статье я хочу развенчать 10 мифов и страхов, которые есть вокруг этих компаний, и дать вам более реалистичный взгляд, насколько реально попасть в такие компании без протекции и какую карьеру вы можете там построить.

Я Лена Маршалова, сама построила успешную карьеру как раз в таких лидирующих компаниях, а теперь помогаю вам получить работу мечты.

Итак, 10 самых популярных мифов

1. Без блата хорошую работу не найти, и в такие известные компании берут только через связи

На самом деле, это максимально далеко от правды. Я сама последние 5 лет работаю и успешно строю карьеру в одной из самых известных компаний России, практически все мои друзья работают в брендовых компаниях, мои клиенты после работы со мной получают предложения от таких компаний.

Я сама работаю в HR и сама строю эту систему привлечения талантливых кандидатов.

Могу с уверенностью сказать: как раз крупные компании стремятся к прозрачности в процессе найма, активно ищут классных профессионалов кандидатов, задействуют все различные каналы - от хэдхантера до социальных сетей и нетворкинга.

Конечно, в любой компании, будь она известная или нет, попадают и братья/сватья, но в крупных компаниях их как раз так мало, что это не значимое число. И как раз в таких компаниях с высокими требованиями, даже дети и родственники работают наравне с другими и даже лучше.

Чаще всего, если вы пробуете, и у вас не получается получить работу в хорошей компании, то вы что-то делаете не так: у вас есть ошибки в резюме, вы недостаточно хорошо себя презентуете и раскрываете свою ценность на интервью, ищете не в тех местах.

2. В топовых компаниях все зарабатывают миллионы

Как раз в крупных компаниях зарплатные вилки очень хорошо выверены. У компаний есть большой доступ к аналитической информации по рынку, есть HR, кто на регулярной основе это мониторит, сверяет с рынком, разрабатывает грейды должностей в зависимости от уровня позиции, выполняемых задач, уровня ответственности.

И в таких компаниях зарплата, как правило, по медиане рынка. То есть это даже немного ниже, чем человек может найти в менее известной компании, но такие компании могут себе такое позволить: во-первых у них много кандидатов и они могут выбирать, а во-вторых не все меряется деньгами и для многих культура, гарантии, социальный пакет, возможности роста намного важнее и ценнее, чем дополнительные 20 тысяч к зарплате.

Кроме того, в таких компания практически для всех должностей есть установленные KPI, причем эти KPI оцифрованы, амбициозны. Поэтому совокупно можно очень хорошо зарабатывать, но при условии, что вы не просто ходите на работу, а еще и показываете отличный результат и получаете бонусы.

3. Там ты винтик большой системы

Здесь я отчасти согласна, и на себе испытала, что порой, когда ты хочешь что-то изменить, что-то внедрить, система очень сложно меняется. И иногда у меня было так, что идея, которую, кажется, можно внедрить за пару месяцев, встречалась с бюрократической машиной и это затягивалось на полгода - год.

С другой стороны, я уже говорила про KPI, и в большинстве компаний очень внимательно смотрят на вклад конкретного человека. Компании внедряют специальные инструменты поддержки идей. Я сама запускала целый ряд проектов, чтобы молодые сотрудники не боялись предлагать изменения, и мы спонсировали эти изменения.

Поэтому тут всё зависит от человека. Если вы инициативный, пробивной, хотите реально что-то поменять, то в таких компаниях для этого намного больше ресурсов, чем в небольших малоизвестных компаниях.

Кстати, в своем Телеграм-канале Лена про карьеру я недавно поделилась, как сама выросла меньше чем за два года с позиции менеджера до директора по развитию сотрудников в международной сети отелей, а потом еще стала Человеком года в Росатоме среди 250 000 сотрудников.
Поэтому если хотите больше реальных историй и примеров из моей практики, обязательно подпишитесь на Телеграм-канал. Ссылку оставлю после статьи.

4. Нужно быть самым идеальным кандидатом - закончить престижный вуз, иметь награды

Да, конечно, в хороших компаниях всегда большая конкуренция и такие компании готовы выбирать. Поэтому нужно вложиться в свое резюме, подготовиться к интервью, а не просто рассылать переписанную должностную инструкцию.

Да, крупные компании ценят сравнимый сопоставимый опыт. Но это тоже не обязательно. Требования земные, и у меня огромное количество клиентов, кто целился именно в брендовую компанию и туда попадали, хотя на старте нашей работы у них была большая неуверенность в себе.

5. Повышают в этих компаниях только приближенных

Это заблуждение может возникать из-за отдельных случаев или историй. Однако многие топовые компании придерживаются принципов прозрачности, и как раз там карьерное продвижение часто сопровождается четкими критериями оценки и регулярными обзорами производительности.

Абсолютно во всех таких компаниях есть выверенные системы ежегодной оценки, анализ результатов, оценки потенциала. Есть программы кадрового резерва, есть планы преемственности. И если вы работаете в крупной компании и хотите расти, то стоит разобраться в правилах игры, в критериях, что для этого нужно.

И важная штука - это ваша видимость и ваш личный бренд внутри компании. Решения принимает не один ваш начальник, а как правило в решении участвуют руководители, HR-партнеры.

А они про вас вообще что-то знают? Знают, что вы делаете? Как вы работаете?
В крупных компаниях очень важно быть видимым на уровне выше своего отдела - через ваши задачи, ваши результаты, кросс-функциональные проекты.

Я на эту тему даже проводила отдельный мастер-класс - это большая встреча, где я делилась конкретными инструментами по развитию нетворкинга и повышению личного бренда.

Изображение от lookstudio на Freepick.com
Изображение от lookstudio на Freepick.com

6. Работа в топовой компании автоматически обеспечивает профессиональное удовлетворение

Многие полагают, что попадут в Яндекс или в Росатом, и будет им счастье и профессиональное удовлетворение. Но я видела десятки людей, кто был разочарован культурой или работой в конкретном подразделении, с конкретным начальником и выгорел.

Поэтому сначала стоит самому себе ответить, а для чего вам работа в известной компании, какие у вас ожидания, какие у вас ценности. И прелесть крупной компании, в том, что если в конкретном подразделении вам не понравилось, но компания и ценности близки, можно ротироваться и переходить внутри, получать новый опыт.

7. Работа в крупной компании гарантирует стабильность на всю жизнь

Я знаю массу людей, кто работает в Росатоме или в Яндексе десятилетиями. Для некоторых это единственное место работы. И конечно многих эта стабильность как раз привлекает.

В то же время, мы видим сейчас примеры, как известные стабильные брендовые компании массово сокращают штат, уходят с рынка, трансформируются. Поэтому это конечно не гарантия.

Да и в целом подход работать на одном месте всю жизнь уже сильно устарел. Это может быть справедливо для небольших городов, моногородов, но в крупных компаниях наоборот: если вы 14 лет работали в одной компании - это скорее вам минус как профессионалу и специалисту. И если вы потом решите искать работу, вам будет сложнее.

8. Из-за высоких требований и темпов все очень перерабатывают

Для кого-то может быть правдой, для кого-то нет. Здесь нет связи с брендом компании, все тоже зависит от руководителя и задач.

В моей карьере были периоды, когда я работала допоздна, потому что запускала сложные большие проекты и это всегда был аврал и куча работы. Но я и отлично выросла благодаря этим проектам и в карьере, и в деньгах, и в ценности.

Были периоды, когда я в 18:00 переключалась на семью, особенно когда родилась первая дочка - у меня уже выстроился совершенно иной баланс работа-семья.

Но я уверена, что даже год-два интенсивной работы в классной компании дают огромный буст для карьеры и огромный опыт.
У всех, кого я встречала, кто добился классной карьеры, кто стал большим начальником или уважаемым экспертом, были периоды, когда карьера была на первом месте и были переработки.

Поэтому если вы идете в топовую компанию за карьерой, то скорее всего к такому периоду тоже нужно быть готовыми.

9. Нужно обладать только высокими техническими навыками

В действительности, такие компании прежде всего смотрят на мягкие навыки, такие как коммуникабельность, способность к командной работе и адаптивность, умение брать ответственность, инициативность.

Любые технические навыки можно наработать очень быстро, подтянуть за полгода. А вот научить человека строить уважительные отношения или работать на результат, если этого нет, очень сложно.

Это всё отчасти можно считать уже на собеседовании. Поэтому в следующий раз, прежде чем ругаться на рекрутеров, которые вам задают вопросы о ваших достижениях или ваших профессиональных планах, о том, чем вы гордитесь, подумайте, для чего они это спрашивают и что хотят о вас узнать. И проработайте вашу самопрезентацию. Или приходите ко мне на тренировочное собеседования, я вам в этом помогу.

Источник изображения Freepik.com
Источник изображения Freepik.com

10. Большие компании всегда предлагают лучшие условия работы, чем малые и средние предприятия

Я, конечно, за то, чтобы работать, а если вы только начинаете карьеру, то стартовать карьеру лучше в классных известных компаниях. Они более прозрачны, более предсказуемы, в нише совершенно точно выше общий уровень культуры и адекватности сотрудников и руководств, что важно. В таких компаниях всегда меньше начальников-самодуров.

Но это не значит, что это лучший вариант конкретно для вас. У всех разные ценности, приоритеты, ожидания от работы. Кому-то интересен конкретный узкий опыт, кому-то гибкость, кому-то нравится это ощущение небольшой тесной компании, где все друг друга хорошо знают.

Поэтому опирайтесь на себя и свои интересы.

Итак, если до этого вы отрицали топовые компании из-за своих страхов и домыслов, я надеюсь, эта статья помогла вам иначе и более объективно взглянуть на свои перспективы роста.

Если вы дочитали её до конца, поставьте лайк и подпишитесь на канал.

А о том, как получать удовольствие от своей работы и сделать ее ярче и интереснее, я много рассказываю на своём Телеграм-канале: https://t.me/lenacareer