Свой второй юбилей празднует локомотив китайской экономики и главная инициатива председателя КНР Си Цзиньпина — проект «Один пояс и один путь». Сейчас порядок его реализации значительно изменился: от крупных концепций в Пекине перешли к более умеренным, но от того не менее важным. Одной из них стала так называемая «зеленая экономика», в которую инвесторы из Поднебесной вложили более десяти миллиардов долларов за последние двенадцать месяцев.
Одним из важнейших геоэкономических элементов в политике Китая сейчас становится Юго-Восточная Азия. Значение региона для Пекина сильно возросло в свете растущего напряжения и соперничества между мировыми державами - в том числе и на «зеленых» рынках.
Вашингтон уже начал постепенно «вытравливать» китайских производителей с территории Северной Америки: сначала в отношении солнечных панелей из Поднебесной было запущен масштабное антидемпинговое расследование, затем было повышение тарифов на китайские электромобили, а потом и на всю экологически чистую продукцию, аккумуляторы и различные минералы.
А как известно, куда США, туда и Европа: в Брюсселе заговорили о введении на китайские электрокары пошлины в размере сорока восьми процентов от стоимости - то есть фактически увеличить цену на товар вдвое. Аналогичные инициативы готовятся и в Канаде.
Китай под давлением американских коллег не теряется и активно перенаправляет экспорт в вышеупомянутые страны Юго-Восточной Азии. В первом квартале этого года продажи электроавтомобилей в регионе подскочили практически в два раза в сравнении с аналогичным периодом за 2023 год - более семидесяти процентов проданных машин пришлось на концерны из КНР.
Ввоз в Юго-Восточную Азию комплектующих для солнечных технологий также продолжает расти - прибавка составляет до двенадцати с половиной процентов ежегодно. Не стоит на месте и производство: во Вьетнаме и Малайзии успешно функционируют заводы по сборке солнечных батарей, а в Таиланде недавно открылось дочернее предприятие китайской фабрики электромобилей.
Китай, к слову, является еще и международным коллектором - практически восемьдесят процентов всего кредитного портфеля КНР направлено на поддержку государств, испытывающих финансовые затруднения. Только вот есть у этих проектов один существенный нюанс: далеко не каждая развивающаяся страна готова в кратчайшие сроки рассчитаться с Пекином и выплатить положенное число процентов. Поэтому крупные долговые проекты пока решено отложить на перспективу.