В России всё чаще стали рассматривать вопрос о привлечении в разные отрасли экономики трудовых мигрантов из тропических стран. При этом – мало внимания вопросу, какие экзотические болезни они могут привезти с собой? а список, мягко говоря, обширный и опасный.
Власти Свердловской области недавно анонсировали, что скоро могут прибыть мигранты из Индии и Пакистана. Кроме того, были сообщения о договоренностях властей России с властями Кении, которые могут мгновенно направить 10 тысяч человек. Известно о планах по строительству десятков деревень для африканцев, пилотные проекты будут реализовываться в Подмосковье и Тверской области.
Общественники, требующие как раз снижения миграционного потока, бьют тревогу. Гастарбайтеры из эндемических стран могут стать "поставщиками" различных болезней, настолько экзотических для России, как и сами потенциальные мигранты.
Например, лепра, она же проказа. В России болезнь считается официально побеждённой, но прекрасно себя чувствующей в Африке. Кроме того, на стадии инкубационного периода в Россию могут привезти и всяческие лихорадки – Эбола, Марбург, Ласса и широко распространённый в тех краях ВИЧ.
Нет гарантий, что часть иностранцев, даже зная о своём заболевании, необходимые документы не подделает.
"Говоря о миграции в контексте национальной безопасности, необязательно всё сводить к криминализации диаспор и привозной преступности, необходимо говорить и об эпидемиологических угрозах", – заметил доцент РАНХиГС, член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по Москве Михаил Бурда в беседе с "НГ".
Эксперты предлагают включить в обязательное тестирование проверку гастрабайтеров из дальнего зарубежья, например, на лепру. Но, существует мнение, что любые ужесточения приводят не более чем к дополнительному сбору денег с приезжих. А реальная проблема не решается никак.
Как заметил гражданский активист Алексей Егоркин, еще полтора десятка лет назад в России говорили о том, что мигранты привезут собой свои собственные болезни. Многие в своих родных местах к штаммам адаптировались, а в России выдали их с непривычной для нас силой. Взять ту же корь.
Эксперт отметил также, что мигранты, не имея полноты гражданских прав и обязанностей, просто не лечатся и становятся ходячими разносчиками заболеваний».
Историк, востоковед-африканист Анастасия Цеденбал также связывает ухудшение эпидобстановки в крупных городах с очень высоким миграционным потоком.
Она напомнила, что перед поездками в другие страны, в особенности Азии, Африки и Латинской Америки Русские люди изучают требования и рекомендации по прививкам и превентивной защите. Но, если в тех странах, где эти заболевания есть, с ними уже умеют эффективно бороться, то для России и русских врачей многие из них могут стать большой проблемой.
"Можно столкнуться с трудностями: в анализах могут не увидеть каких-то возбудителей, ведь в тропиках их масса и эволюционируют они довольно быстро, а антибиотиковая терапия не всегда может оказаться действенной", – пояснила Цеденбал.