Найти тему
Умная Коллекция

Майолика Строгановского училища

Майолика и фарфор Строгановки рубежа XIX и XX века не так давно вышли из тени искусствоведческого интереса, хотя коллекционеры давно и очень высоко ценят эти самобытные вещицы, хранящие отпечаток эпохи.

Когда вы слышите словосочетание «керамика училища», наверное, возникают ассоциации с чем-то ученическим и даже детским. Вероятно, поэтому мастерские Строгановки не получили обожания со стороны искусствоведов. Но это огромное заблуждение. Самые передовые и революционные тенденции витали в стенах главного художественного училища страны.

Керамика Строгановского училища была отмечена на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), где она получила множество наград, в том числе два Гран-при. Приглянулся жюри узнаваемый строгановский стиль, вариация русского стиля. Здесь он был по-особому осмыслен, сочленен с роскошью простоты, вариативностью глазурей, сказочностью и узорчатостью.

Предметы, выполненные в стенах Строгановки, восхищали. Общество гордилось ими. Равно как гордилось оно и достижениями Абрамцевского кружка, который на той же выставке произвел настоящий фурор. Но по мнению А.В. Филиппова «Строгановская мастерская через Абрамцево поняла декоративность майолики». Стала очевидной необходимость перемен внутри училища.

Блюдо, выполненное в мастерской Строгановского училища
Блюдо, выполненное в мастерской Строгановского училища

Технология кристаллических глазурей

Главным технологом и идеологом Строгановского училища был Г.В. Монахов. Он изобретал глазури и люстры, что быстро становились фирменными и выделяли произведения мастерских Строгановки на фоне конкурентов. Конкурентов, кстати, скоро и не стало вовсе.

В Россию в начале XX века приезжали французы, восхищались красотой и самобытностью изделий, привозили свои секретные разработки, нехотя делились, а чаще, конечно, не делились рецептами. Но Монахов обладал чутьем и упрямством, искал и находил рецепты, и превосходил европейские аналоги. Он разработал технологию кристаллических глазурей, прочнейшие металлизированные глазури высокого огня, глазури-кракле, восстановительные глазури.

-3

Керамике, рождавшейся в стенах Строгановских мастерских, присуще изящество и утонченность. Здесь не было тяжеловесности и грузности, часто сопровождавших изделия Абрамцевского кружка. Полуматовые поверхности с узорами, звенящий блеск, точеные профили делали произведения вожделенным лакомством для коллекционеров-современников.

-4