Василий счастливо жил в браке. С Верочкой они зарегистрировались в далеком 1997 году, правда, жили и до этого вместе.
Вася любил Веру со школы, как в 7 классе влюбился, так больше никого и не видел в своей жизни. Однолюбом оказался.
Вера отвечала взаимностью. Они всегда были вместе. После школы Василий получил профессию, закончил училище (тогда его еще в колледж не переименовали), вышел на работу, а Верочка поступила в институт, мечтала стать учителем. Они так и встречались, планировали пожениться.
- Вера, меня в армию забирают.
- Я дождусь тебя, любимый.
Но не дождалась. Через месяц, как его забрали, Верочка стала встречаться, с Гришей, приятелем Василия, через три вышла за него замуж, уже беременной. К моменту возвращения Василия из армии Вера растила сына, жила с мужем.
Мама Василия заикнулась про Веру, но Василий побледнел и сказал:
- Мама, не надо, я не могу и не хочу о ней говорить.
Мама вечером тихо говорила мужу:
- Ведь до сих пор ее любит, это прямо видно. Ох, что же она натворила.
- Как будет, так и будет. Васька сам решит все.
А Василий устроился на работу, стал зарабатывать, жил отдельно, в квартире бабушки, а сама бабушка уже жила у его родителей, болела. Через полгода сходил в гости к Верочке, и через два дня просто перевез ее с сыном и вещами к себе.
- Ну как так? – спросила мама. – Она же предала тебя.
- Мама, нам друг без друга плохо. Очень плохо, так пусть мы хотя бы какое-то время будем вместе и счастливы.
Вера и Василий мирно жили. Усыновлять маленького Павлика Василий не стал, хотя Вера и хотела, да и Гриша при встрече сказал, что не против, ведь Павлик Ваську за отца считает. Вскоре у Верочки и Василия и общий сын родился. Васька разницы между ними не делала, любил обоих.
Квартиру бабушкину они приватизировали на четверых, на детей и себя, и решили:
- Надо продавать и дом покупать.
- Вера, мне работу предложили на севере, поехали вместе, денег заработаем.
- Ты езжай, обоснуйся там, и я приеду к тебе. А пока продам квартиру, куплю дом.
Василий выписал доверенность и уехал. Вера приехала почти через год. Вместе они там работали и жили четыре года, даже чуть больше, а потом вернулись домой.
Мальчишки росли, супруги работали, были дружными, купили машину, продали, другую приобрели. Василий в дела покупок, семенные траты не особо вникал, отдавал всю зарплату Вере, она уже все планировала, распоряжалась. Дети выросли, выучились, работать пошли.
Тут и беда подошла, Верочка стала болеть, и ее не стало.
Василий горевал, а спустя 9 дней после похорон, прямо на поминальном обеде, Павлик заявил:
- Батя, наследую только я, мать на меня завещание составила.
- С чего это? Я имею право на супружескую долю, да и наследник я.
- Так вы с мамой в разводе уже давно. Она еще до покупки дома развелась с тобой, то есть больше 20 лет назад.
- Как же это так? Мы и дом, и имущество покупали, я ей как себе доверял, а она развелась. Я же в доме живу, прописан. Думал, что неважно на кого оформлено, мы же в браке, совместная собственность, а получается только ее?
— Вот так, дом и земля мои.
- Я так понимаю, что есть на старости лет остался ни с чем? Хотя работал, зарабатывал, все это отстроил. И постой, а как же так – я в 45 лет менял паспорт, но мне поставили штамп, что я в браке.
- А ты уже был в разводе.
Василий возмутился:
- Но я же не получал свидетельство о разводе, не оформлял его. А если не получал, значит, развод не состоялся, недействительный. Я обжалую это решение.
Пошел Василий в суд, получил решение о расторжении брака, обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы, но судом ему было отказано – лет-то сколько прошло, судом уже материалы дела уничтожены в связи с истечением срока хранения.
- Но я-то почему должен страдать от того, что материалы дела уничтожены?
- Мы не можем восстановить срок, так как нет материалов дела, и установить значимые обстоятельства уже нет возможности.
Тогда Василий обратился в суд с другим иском:
- Я развод не оформлял, решение и свидетельство не получал, то есть все это время по факту жил в браке. Выделите мне мою супружескую долю в наследственном имуществе после Верочки. Брак мой с Верой был зарегистрирован в 1997 году и с этого времени по дату смерти я проживал совместно с ней одной семьей, как муж и жена, вели совместное хозяйство, отношения в семье были хорошие. В указанный период времени мы совместно, как семья, делали крупные покупки - покупали бытовую технику, два автомобиля, вместе планировали семейный бюджет, всегда принимали совместные решения, касающиеся нашей семьи. Доподлинно о расторжении брака я узнал, получив решение в суде, после смерти жены. До этого момента я был уверен, что состою в браке.
С момента регистрации брака Вере была присвоена моя фамилия, которую она носила вплоть до своей смерти, что свидетельствует о том, что она скрывала от меня факт расторжения брака. Данный факт подтверждает и то обстоятельство, что Павел именно на поминках (после смерти Веры) заявил мне о расторжении брака, будучи уверенным в том, что я об этом не знаю.
При таких обстоятельствах, поскольку Вера купила спорный дом на совместные средства, использовав на покупку дома, в том числе принадлежащие мне денежные средства, полученные от продажи, принадлежавшей мне 1/4 доли квартиры, то 1/4 доля в праве на спорный дом и земельный участок принадлежит мне.
Павлик возражал на это:
- Мать на свои деньги купила дом и участок. Никаких средств Василий для покупки дома не предоставил. А она мне все завещала, я же там тоже с семьей живу. У Петьки, брата, квартира есть, ему бабка с дедом организовали жилье.
- А я-то с чего, вложив деньги в дом, должен оставаться на улице?
Суд выслушал свидетелей. Даже жена Павлика пришла, заявив, что жили свекор и свекровь одной семьей, что-то Павлик с мамой намудрили там.
В иске все же Василию было отказано:
Согласно п. 1 ст. 25 СК РФ брак, …. прекращается … при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу. … в момент приобретения права на спорный жилой дом барк истца и Веры был расторгнут решением суда. Следовательно… истец и Вера в период приобретения спорного жилого дома супругами не являлись и не могли стать субъектами права общей совместной собственности на имущество….
Суд также сказал, что если Василий был неосведомлен о расторжении брака - это не имеет значения, так как на дату покупки дома они уже были в разводе, так что дом приобретён вне брака, и Василий не имеет права на долю в нем.
- Но я же не знал о разводе!
- И что? Развод не отменен, а то, что вы позже получили решение суда – это не наша забота.
Василий обжаловал это решение, с Павликом не разговаривал, а тот пожимал плечами:
- Я же тебя не гоню, живешь и живи.
- Это подло. Ты знал о разводе и помалкивал.
- Знал и знал. Тебя никто не гонит, не выселяет. Комната своя есть. Мать посчитала, что так надежнее будет. А то женишься, и уйдет квартира к другой.
- Ну да, а завтра ты меня выкинешь, и останусь я на улице.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Решение от 30 января 2024 г. по делу № 2-269/2024, Октябрьский районный суд г. Новосибирска
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.