Внутренние установки — это те убеждения, которые формируются в нас с детства и во взрослом возрасте под влиянием окружения и жизненного опыта.
Эти установки могут быть как положительными (поддерживающими, помогающими), так и негативными (критикующими, мешающими).
Это как очки с цветными линзами: каждая установка окрашивает все вокруг в определенный “цвет”.
Например, такие негативные установки-линзы как:
«Я недостаточно хорош»
«Я поломанный»
«Успех — это не для меня»
могут серьёзно тормозить наше развитие. Они ограничивают возможности, заставляют избегать нового, снижают уверенность в себе и могут приводить к состояниям тревоги и депрессии. Осознав и изменив эти установки, вы откроете для себя новые возможности и достигнете своих целей.
На внутренних установках основано то, к какому типу людей вы относитесь.
1. Одни — стремятся к развитию и готовы к изменениям, но у них не всегда получается, даже когда они предпринимают попытки, прикладывая усилия: читают, ходят на тренинги, ищут зоны роста в себе, стараются их прорабатывать, но всегда остается что-то мешающее, и бывает сложно понять, что это.
2. Другие — предпочитают устоявшийся порядок жизни и не видят в развитии ценности, для них комфортно оставаться на том уровне, на котором они находятся. И здесь может быть два варианта: либо им действительно комфортно, либо так сильны установки, что не позволяют проявиться и выделяться.
И этот «затык» в обоих случаях кроется в установках и правилах, которые мы уяснили или создали для себя в прошлом, но продолжаем применять до сих пор.
Это как если в момент угрозы отравления, когда кто-то распылил вредный аэрозоль, мы надеваем противогаз и он защищает нас, буквально помогает выжить. Однако проходит время, аэрозоль рассеивается, рядом нет того, кто его распылял, и нам больше не угрожает опасность, но мы продолжаем оставаться в противогазе. И теперь он больше мешает, чем помогает.
Мы не чувствуем аромата весны, цветов, дождя. Не ощущаем аромата свежих булочек, испеченных любящим человеком и создающим уют в нашем доме. Мы теряем, упускаем значительную часть восприятия красок жизни.
И таким противогазом являются убеждения и правила, которые мы установили для себя, «надели» на себя. Они создают фильтр, через который мы воспринимает окружающий мир, людей и самих себя. Чаще всего это происходит в детстве и юношестве под влиянием воспитания и окружения.
Эти фильтры работают, даже если мы их не осознаем, даже если не помним, когда мы их придумали. Они мешают нам двигаться вперед и развиваться в настоящем с фокусом на улучшение будущего.
Вот некоторые признаки того, что вы застряли в детских установках, которые были сформированы на страхах отвержения и покинутости:
- вам важна оценка со стороны, вы заботитесь о том, что скажут другие
- вы ждете любви от других и страдаете, если ее не получаете
- вы боитесь критики и делаете все, чтобы угодить и ее не получить, быть хорошим
- вы контролируете партнера
- вам сложно принимать решения, вы советуетесь со всеми близкими и боитесь сделать ошибку
- вы не говорите близким о своих потребностях, а ждете, когда они сами догадаются
Как формируются внутренние установки и какие последствия имеют во взрослом возрасте, рассмотрим в таблице
В 1 столбце описаны поведенческие проявления родителей по отношению к детям
- критика
- требовательность
- сравнения с другими
Во 2 столбце перечислены те убеждения о себе, которые формируются у ребенка в результате такого отношения взрослых.
В 3 и 4 столбцах описано, как такой детский опыт влияет на состояние и поведение ребенка, когда он стал взрослым.
Если родители часто критикуют и обвиняют ребенка:
Снова ты все испортил!
Вечно делаешь всё плохо!
Я плохой, поломанный
Я не достоин успеха
Я неудачник
У меня ничего не получится
Я бестолковая
Я заслуживаю наказания
Низкая самооценка
Ненависть к себе
Депрессия
Отсутствие ощущения самоценности
Стыд
Вина
Не может принимать добрые слова в свой адрес
Сложно выстраивать отношения
Самокритика
Самоповреждение
Проблемы с личными границами
Ориентация только на достижения и успехи, когда родители или учителя требуют от ребёнка всегда хороших оценок, идеального поведения и пр.:
Ты всегда должен быть лучшим!
Например, получил 4 в школе и слышишь от родителей: “А почему не 5?”
Ошибаться нельзя
Я всегда должна делать все правильно или вообще ничего не делать, чтобы не потерпеть неудачу, потому что неудача - это катастрофа, от меня все отвернуться или будут смеяться, если я допущу ошибку
Высокая тревожность
Страх несоответствия стандартам и правилам
Непонимание своих потребностей и желаний
Неумение отдыхать
Трудоголизм
Самокритика
Непринятие своего тела
Перфекционизм
Когда ребенка сравнивают с другими не в его пользу
Посмотри, как у Маши хорошо получается!
А вот Саша смог получить пятерку.
У тети Лены такая дочка умница.
Другие лучше меня
Я не достойна похвалы
Я во всем/всегда хуже других
Неуверенность в себе
Низкая мотивация
Апатия
Отсутствие инициативы
Терпит дискомфорт: нелюбимая работа, орущий начальник, плохие условия жизни
В таком состоянии невозможно расти, развиваться и быть счастливым. Вся энергия направлена на подавление невыносимых эмоций и стремление жить так, чтобы они не появлялись.
Столкновение с этими эмоциями возвращает нас в детство, когда мы были маленькими и беззащитными, нуждались в тепле и принятии от наших взрослых, но получали лишь отвержение. В такие моменты не до роста, нужно просто выжить.
Поэтому, если вы хотите развиваться и быть счастливым, важно работать над собой:
1. Сначала понять, какие устаревшие внутренние установки и убеждения вам мешаю
2. Затем заменить их на полезные
3. И научиться действовать, опираясь на новые установки и убеждения
Автор: Анна Костюкевич
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru