Сегодня я напишу о фильме "Тони Такитани" ("Tonî Takitani", 2005, Япония, драма, режиссёр Дзюн Итикава).
Как можно догадаться из названия, это фильм о жизни мужчины по имени Тони Такитани. Его жизнь показана в хронологической последовательности, с детства до примерно 40-50 лет. Отец мальчика, Сёсабуро Такитани, был джазовым музыкантом и "не годился на роль отца" (фраза из фильма), а мать умерла через несколько дней после родов. Тони рос замкнутым и одиноким ребёнком. Американское имя доставляло ему проблемы, потому что он родился в Японии вскоре после окончания Второй мировой войны. Это имя предложил его отцу один из его друзей-американцев с именем Тони. Ребёнок с детства любил рисовать и пошёл учиться на художника. Мальчику говорили, что в его рисунках людей не хватало эмоций, но зато у него хорошо получалось рисовать мелкие детали и механизмы. Поэтому Тони стал именно техническим иллюстратором. Во взрослом возрасте он по-прежнему оставался замкнутым и одиноким. Весь фильм снят в сильно приглушённых тонах, часть кадров сделана в цветовой гамме «сепия». Такой подбор цветов хорошо передаёт, что жизнь героя лишена яркости и радости. Музыкальное сопровождение тоже в тему.
Однажды герой влюбился в одну из клиенток, которая понравилась ему своим умением одеваться со вкусом. Эйко говорила, что почти всю зарплату тратит на одежду. Девушка была на 15 лет младше него, и у неё был ещё один поклонник. Тони сделал ей предложение и был готов покончить с собой в случае отказа, но она согласилась. Эйко оказалась отличной хозяйкой, но после путешествия в Европу её тяга постоянно покупать обновки лишь усугубилась. У девушки накопилось столько одежды и обуви, что пришлось выделить целую комнату для хранения вещей! Сама Эйко говорила, что её тяга скупать красивую одежду и обувь — как болезнь, наркомания. Она всё понимала, но ничего не могла с собой поделать. Эйко попробовала ради мужа неделю ничего не покупать (для этого ей пришлось не выходить из дома, а интернета тогда ещё не было), но жизнь стала казаться ей пустой и неинтересной. Эйко сорвалась и купила новую одежду, а потом решила сдать её обратно. В магазине согласились принять эти вещи, но во время управления автомобилем Эйко продолжала думать об одежде и разбилась…
После смерти жены Тони решил нанять приходящую секретаршу-помощницу с такими же ростом, весом и размером ног, как у Эйко, чтобы она носила вещи покойной жены. Девушке по имени Хизако эта просьба показалась странной, но она почувствовала к нему жалость, а ещё ей очень нужна была работа. Тони разрешил ей забрать с собой комплекты одежды на неделю и пальто. Сидя в комнате-гардеробе среди огромного количества красивых дорогих вещей, на которые у неё не было денег, Хизако расплакалась. Тони внезапно задумался о том, что без жены все эти вещи похожи на тени. Он передумал и сказал девушке по телефону, что помощница больше не нужна, а чемодан с одеждой разрешил оставить себе при условии, что она не скажет никому, как ей достались эти вещи. Тони сдал всю оставшуюся от Эйко одежду и обувь в комиссионный магазин.
Потом от рака умер его отец Сёсабуро. От него остался тромбон и гора пластинок. Тони сначала хранил их в гардеробной комнате жены, но потом это стало его угнетать, и он сдал их в магазин, где принимали подержанные пластинки.
В конце фильма Тони решил позвонить Хизако, но она не успела подойти к телефону… А второй раз, он, наверное, звонить не станет. Но это не точно, это лишь мои мысли вслух.
Такой вот грустный фильм о герое, жизнь которого была очень монотонна. Фильм оставил у меня ощущение, что, кроме любви к рисованию и чувств к жене его больше ничего в жизни не волновало.
Меня удивила радикальность в отношении героя к вещам умерших близких. Почему надо либо хранить всё, либо избавляться тоже сразу от всего. Почему нельзя было, к примеру, оставить одно платье и одну пластинку на память о жене и отце?
Я не читала рассказ Харуки Мураками «Тони Такия» до просмотра фильма. Ознакомилась с ним уже после просмотра, и то, только из-за того, что это рассказ, а не длинный роман. Я люблю читать, но скажу честно, после этого фильма у меня не возникло бы желания прочитать длинное произведение с таким сюжетом. В рассказе Тони не пытался связаться с Хизако, а личность его отца описана интереснее и ярче, чем в фильме.
У меня были личные мотивы, по которым я решила посмотреть этот фильм. Я сама очень неравнодушна к красивой (в моём понимании красоты) одежде и обуви, но умею себя контролировать, поэтому у меня нет целой комнаты с вещами. Но сами чувства героини при виде красивого платья мне очень понятны!
Интересные факты о фильме: главного героя Тони и его отца Сёсабуро сыграл один и тот же актёр Иссэй Огата, а Эйко и Хизако — Риэ Миядзава. (Кстати, в фильме "О смерти, о любви" всех женщин в жизни главного героя тоже играет одна и та же актриса.)
Мне сложно оценивать этот фильм, потому что в последнее время я чаще смотрела фильмы с более закрученными сюжетами, красивой картинкой и с бОльшим количеством героев, и "Тони Такитани" на их фоне кажется скучноватым. Но я признаю, что режиссёру удалось хорошо показать грустную жизнь Тони Такитани и проблему зависимости от покупок.
Оценка: 6 из 10.
Примечание: Я использовала в своём отзыве кадры с киносайтов, в них цвета почему-то ярче, чем в самом фильме. Похоже, это именно кадры со съёмочной площадки, в которых цвета реальные, а не приглушённые.