РЖД первыми в мире запустили в эксплуатацию пассажирский поезд с третьем уровнем автоматизации. «Ласточка» уже начала перевозить пассажиров по Московскому центральному кольцу. Узнать беспилотный поезд можно по надписи «Управляется автоматически».
Пока «Ласточка» не может обойтись без машиниста. Он находится в кабине и контролирует процесс, открывая и закрывая двери во время посадки и высадки пассажиров. Также он может вмешаться в управление поездом, если возникнет нештатная ситуация.
Это третий уровень автоматизации.
«Мы сегодня присутствуем при историческом событии. Сегодня мы начинаем беспилотное движение в железнодорожном транспорте. В России, в частности, но и в целом в мире», – сказал глава РЖД Олег Белозеров на церемонии запуска поезда.
«Поскольку беспилотные системы существуют, прежде всего, используются в замкнутых пространствах, метро – там, где небольшое количество факторов, которые влияют на движение поезда. А вот открытое, собственно, железнодорожное движение – это здесь, МЦК, и мы с вами первыми проехали на этом поезде», – добавил глава РЖД.
В компании планируют, что к 2026 году «Ласточка» сможет ходить уже без машиниста.
Ранее Белозеров сообщал, что полностью беспилотный поезд будет создан на базе электропоезда «Финист».
По словам Белозерова, существует проблема не только с созданием поезда, но и инфраструктурой.
«Должен быть обязательно устойчивый сигнал для управления [поездом] и многие другие элементы, которые еще дополнительно нужно будет внедрить в систему», – уточнил Белозеров сегодня.
В прошлом году также впервые в мировой практике РЖД отработали дистанционное управление двумя поездами в общем потоке на МЦК, напоминает RollingStock.
Тогда машинист-оператор, находившийся в центре управления в Андроновке, поочередно удаленно управлял поездами ЭС2Г-113 и ЭС2Г-136 через цифровой радиоканал 4G. Тесты проводились в конце марта 2023 года, поезда двигались в общем порядке с другими перевозящими пассажиров «Ласточками», однако в испытуемом подвижном составе двери на остановках не открывались.
Запуск беспилотной «Ласточки» вызвал неоднозначные комментарии под соответствующей новостью в нашем телеграм-канале:
- «А как же мечты тех, кто хочет быть машинистом электропоезда»,
- «Кроме МЦК полно более сложных и менее финансируемых направлений, на век тех, кто сейчас работает машинистом и только сейчас приходит на железную дорогу, еще хватит»,
- «Что-то страшновато»,
- «Автопилот – не пьющая сущность (в отличие от машинистов)»,
- «Ждем подобное в метро».