К 1982 году у 24-летнего Майкла Джексона было уже, как говорится, всё пучком. Отсутствие нормального детства компенсировалось колоссальным опытом работы в шоу-бизнесе, а конкретно — в популярной семейной группе JECKSON 5. В 1979 году контракт Майкла с его отцом закончился, и юноша пустился в самостоятельное плаванье. Выпущенный в том же году сольник «Off The Wall» стал «платиновым», 4 сингла попали в Top 10 (два — на 1-е место), а руки Джексона приятно холодила статуэтка «Грэмми» за «лучший вокал в жанре R’n’B».
Поэтому, когда он заявил своему продюсеру Куинси Джонсу, что запишет ещё более успешный альбом, тот только посмеялся над его амбициями. Но Майкл настаивал: «Я хочу записать альбом, где каждая композиция будет хитовой. Ну, как в «Щелкунчике» Чайковского». Как выяснилось, дерзкий юноша не шутил.
Работа над альбомом шла нешуточная, и 3-х месяцев, отпущенных компанией CBS, явно не хватало. Майклу так не понравилось первоначальное сведение альбома, что он заявил — либо компания даст время на его перемикширование, либо пластинка не выйдет вообще. Компания уступила, и вместо августа альбом появился на прилавках лишь 30 ноября 1982 года. Назывался он «Thriller», и с его выходом началось что-то невообразимое.
План компании — продать 2 млн. экземпляров — был перевыполнен в 20 раз сразу после релиза, а к 1985 году «Триллер» уже попал в «Книгу рекордов Гиннеса», как самый продаваемый альбом в истории поп-музыки. Пластинка 37 недель не покидала вершины хит-парада США, а 7 из 9 треков вошли в первую десятку. О главном хите «Триллера» и пойдёт мой дальнейший рассказ.
Сегодня-то мы уже знаем, что песня «Billie Jean» — это самый успешный сингл Майкла Джексона за всю его карьеру. Но тогда — во время записи «Триллера» — это предчувствовали далеко не все. Продюсер Куинси Джонс сначала и вовсе заявил, что песня «слабая», потом — что вступление к ней длинное, затем — что название у ней неправильное. Но Майкл был кремень и критике продюсера не поддался.
Майкл Джексон:
«Я предчувствовал, что она станет популярной. Я растворился в этой песне. Однажды в перерыве между записями я ехал с Нельсоном Хайсом, работавшим со мной в то время, по скоростному шоссе. В голове моей звучала «Билли Джин», и я думал только о ней. Мы съехали с шоссе, когда нас догнал парень на мотоцикле и сказал: — У вас горит машина. …Даже пока нам оказывали помощь, и мы искали иной способ добраться до места назначения, про себя я продолжал сочинять, вот как я был поглощен «Билли Джин»».
Чтобы доказать всем, что «Billie Jean» — это хит, Майкл морочился над песней, как никогда. Знаменитую басовую партию записывали 3 недели, а всего у песни был 91 вариант сведения!
Тема песни была близка многим поп-звёздам, ибо речь в нём шла о психованной фанатке. Считают, что прообразом была одна поклонница Майкла, которая сначала утверждала, что он отец её близняшек, а потом — и вовсе прислала певцу пистолет, требуя застрелиться (мол, «не доставайся же ты никому»). Однако сам Майкл говорил, что Билли Джин — собирательный образ всех фанаток, пристающих к нему и его братьям.
Кстати, поначалу песню хотели назвать «Чужая возлюбленная», чтобы слушатели не путали её героиню с известной теннисисткой Билли Джо Кинг. «На это я пойтить не могу» — снова сказал Джексон и повторил те же слова, когда режиссёр клипа к «Billie Jean» — Стив Байрон — высказался, что танцы к этой песне явно неуместны. Сейчас про это даже странно читать, ведь Джексон без танцев это, как группа KISS без грима.
М. Джексон:
«Я считал по-другому. Это был прекрасный танец для видео. Чего стоит леденящий душу момент, когда я застыл на кончиках пальцев. Это получилось спонтанно; как и многие другие движения».
Клип, где Джексон вытанцовывает по светящимся квадратам, имел большой успех, хотя по воспоминаниям руководство MTV не хотело его ставить в ротацию.
Етникофф, глава CBS:
«Когда вышли «Billie Jean» и «Beat It», MTV не хотело их крутить. Они на самом деле сказали «Нет, нет, нет, мы настроены на рок, а это Майкл Джексон, и он негр».
У руководства телеканала, понятно, совсем другие воспоминания, но так или иначе клип продавили и он стал первым видео чернокожего певца, которое активно ротировалось на MTV.
На этом история с танцами не закончилась. В 1983 году на церемонии 25-летия фирмы «Mottown» (где записывались JECKSON 5) именно под «Billie Jean» Майкл впервые изобразил ту самую скользящую moonwalk — «лунную походку». Впоследствии этот танцевальный приём стал прочно ассоциироваться с Джексоном, хотя сам он утверждал, что почерпнул его у чернокожих ребятишек из гетто и лишь немного усложнил.
М. Джексон:
«За ночь до записи я все еще не знал, что собираюсь делать со своим сольным номером. И вот я спустился на кухню нашего дома и стал напевать «Билли Джин». Громко. Я был там один за ночь до представления, просто стоял, прислушиваясь к тому, что мне подскажет песня. В некотором роде танец создавался сам по себе. У меня было подлинное общение с музыкой; под зарождающийся ритм я надел шпионскую шляпу и начал изображать позы и па, позволяя «Билли Джин» диктовать движения. Практически я позволил танцу родиться самому. Я некотором роде уступил песне дорогу и пропустил танец вперед — мне оставалось лишь пуститься за ним вдогонку».
Кстати, эта церемония, показанная на ТВ перед 45 млн. зрителей стала прекрасной рекламной акцией альбому, и именно после неё продажи «Триллера» резко поползли вверх.
Что до «Billie Jean», то позже Майкл перепоёт её для рекламы «Пепси-колы» (немного изменив текст), за что ему отвалят невиданный по тем временам рекламный гонорар.
Кавер-версии «Billie Jean»:
Aloe Blacc — Billie Jean
Скрипичная аранжировка и оригинальная манера исполнения преобразили песню до неузнаваемости.
The Civil Wars — Billie Jean
А вот так можно сыграть «Билли Джин» чисто под акустическую гитару.
***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.
Автор: Сергей Курий