Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Травмы развития: Ранний возраст. Особенности работы с шизоидным характером

Структура существования (по бодинамике), имеет две позиции

ментальную/шизоидную и эмоциональную/ истерическую.

И если ментальная (более ранняя) характеризуется изъя­тием энергии из тела в голову, и прочь от контактов с другими людьми и миром, жизнью в целом.

То эмоциональная структура существования характеризуется "бегством в тело", когда ребенок отчаянно бросается в интенсивный контакт и сильную эмоци­ональную заряженность в попытке убедиться в продолжении своего существования и существования мира.

Эта статья посвящена ментальной позиции.

Основная тема человека с выраженной шизоидной структурой существования - построение чувства безопасности.

Как проживают себя люди с этой структурой?

Ими движет стремление построить надежную крепость в виде отношений, систем и структур (питания, режима, бизнеса), в которых они смогут укорениться и изолироваться от мира в своем уютном маленьком мирочке, в котором они чувствуют себя спокойно. Им важно создавать и поддерживать безопасность и стабильность, в которой они очень нуждаются и которой у них, в какой-то момент, не было. Поскольку, безопасность не встроена в их опыт, ее приходится строить, терять, и заново отстраивать, потому что жизнь и они не стоят на месте.

И в этом их боль. И хрупкость. Они горюют про то, что мир для них не очень дружелюбен, а порою представляет угрозу их спокойному существованию. Они, изо всех сил, пытаются стать сильнее и выносливее, чтобы справляться с этой жизнью, в особенности потому что в нашем мире сила и конкурентоспособность очень ценится и составляет основу выживания в некоторых жестких системах. Иногда они пытаются быть не теми, кто они есть - более быстрыми, смелыми, сильными, энергичными, деятельными, спонтанными (хотя они тоже компенсируются за счет этого)... Надежно пряча от других и самих себя свою беспомощность и оставаясь в этом одни. Им очень трудно разделить свои чувства с кем-то то, в чем они больше всего нуждаются, боясь показаться жалкими, растерянными, бессильными.

Они могут оплакивать и стыдиться своего страха перед жизнью, пытаясь угнаться за более сильными, особенно, если они младшие дети. Часто детьми они чувствуют свою застенчивость, неловкость, смущение.

В компаниях детей - сверстников они могут ощущать себя чужаками, иногда, им трудно бывает найти друзей и они находят их гораздо позже, если им повезет, а иногда, если их предали, и не находят вовсе.

Их ценят за покладистость, предсказуемость, нежность.

Физическая сила и выносливость правда не их конек, потому что их тело слабо энергетизировано, поскольку вся энергия в голове. Но их сила в стабильности, они сами очень надежные и преданные, и могут многого достичь за счет своей старательности, терпения, планомерности и систематичности, которую они очень ценят. Они любят границы и правила, потому что они создают безопасность. Жизни в них не много, потому что они боятся сильного возбуждения, быстро перевозбуждаются и истощаются, это выводит их из равновесия, на восстановление которого нужно время. Они так же могут бояться своей силы (агрессии), воспринимая ее как нечто неконтролируемое и несущее угрозу стабильности. Они плохо распознают свою собственную враждебность и отвергающую способность.

Они больше двигаются не в ширь, а в глубь. Правда, опять-таки по этой причине они могут быть бережливы и прижимисты. В их окружении не так много людей.

Их главный страх - хватит ли мне ресурсов на то, чтобы справиться с вызовами жизни?

В этой связи, они предпочитают профилактику и предварительное планирование. Они достаточно медленные и не любят ускоряться, но при этом им важно соблюдать правила и чтобы другие это делали.

Они многое делают из страха перед потерей стабильности - копят деньги, строят бизнес, строят надежные отношения, занимаются здоровьем.

Кстати, про здоровье - в силу того, что они очень чувствительны - их часто что-то беспокоит - они тонко различают то, что другие структуры просто бы не заметили и так (в виде ипохондрических приступов) прорывается из бессознательного их тревога.

И они боятся физических страданий и тяжелых болезней и мучительной смерти, поскольку это сердцевина их невроза - страх уничтожения, ужас, беспомощность, отчаяние. То, что помнит и хранит их бессознательное, потому что травма пришлась на самый ранний период их жизни, внутриутробный, когда они были максимально хрупки и ресурсов было действительно мало. Их жизнь пронизывает и постоянно подстерегает страх уничтожения, потери ресурсов, стабильности, смерти, грусть, одиночество. А самая трудноуловимое, фоновое переживание для них - глубинная тревога, беспокойство, напряжение. Они редко могут позволить себе расслабиться и отпустить контроль, отдать свое тело - для этого им должно быть безопасно. Больше всего они нуждаются в стабильном, мягком, теплом присутствии, в котором они могут найти свое успокоение и утешение. В этом они расслабляются всем телом и душой и напитываются. Их тело устает от напряжения, связанного с жизнью, борьбой, проявленностью и больше всего нуждается в качественной телесной поддержке и покое. Их тела достаточно скованы, перенапряжены, не заземлены, дыхание поверхностное, иногда присутствуют хронические мышечные боли, чувство давления в груди, животе, ком в горле.

В силу того, что есть расщепление тела и головы, то отщепляя тело, в котором живут чувства, они могут помещать в него отвращение и ненависть к себе, которые нуждаются в том, чтобы быть развернутыми.

И, вместе с тем, они испытывают вину за эти чувства, жалость к себе, страх, что тело, воплощая в себе эти чувства, будет болеть.

В крайней степени, желание себя уничтожить и страх уничтожения.

Им трудно считать свое тело "другом". Телесное осознавание привлекает внимание ко всем болезненным чувствам, которые живут в теле, поэтому им трудно о нем заботиться и любить.

В какую атмосферу мы попадаем рядом с ними? Как ощущается их поле? Неподвижность, беспокойство/покой, скованность, тяжесть, грусть, потеря энергии, сдерживание, нежность, замедление, одиночество, изолированность, невозможность приблизиться к ним, подпустить, страх, стыд.

С чем они могут приходить? - окр, депрессия, БАР, тревожное расстройство, нарушения сна, РПП, эмоциональная зависимость, невозможность вступить в отношения, диссоциация, дереализация, дисморфофобия.

Они довольно часто хорошо скомпенсированы нарциссической частью за счет наращивания финансовой безопасности, избегания отвержения, страха стыда и ошибки, обесценивания.

Их основные защиты: избегание, изоляция, вытеснение, диссоциация, дереализация, рационализация.

При угрозе встречи с сильными чувствами: с беспомомощностью, бессилилием, отчаянием, ужасом, стыдом они предпочитают переставать чувствовать и прячутся в голове (понимают, объясняют, забалтывают, ищут смысл, делают бессмысленным, обесценивают).

Они находят безопасность в спокойствии ума.

🌿Над чем мы работаем в терапии?

Над ощущением безопас­ности существования и принадлежности миру. Ощущением себя любимым и принимаемым просто потому, что он существует.

Как формируется эта структура?

Основное содержание стадии концентрируется вокруг процесса существования. Ребенок приобретает опыт существования и принятия, в основном матерью и семьей, а также миром в целом. 🌿Это чувство «быть желанным и приня­тым» глубоко запечатлевается в ребенке на физическом уровне (включая его пол), на личностном уровне или уровне self, и на уровне духа или души. Этот отпечаток (импринт) фор­мирует базовую концепцию себя, из которой развивается личность.

С точки зрения психодинамики базовая задача этого пе­риода заключается в достижении чувства безопасного

суще­ствования.

Ребенок переживает и оценивает безопасность существования физически, эмоционально и психологически:

насколько он любим и желанен, является ли окружающее его поле человеческой энергии и внимания постоянным и надеж­ным. Если ребенок во время первых месяцев беременности переживает тяжелый стресс, его жизнь может быть под угро­зой или подвергнуться серьезной деформации. Когда бы ни случилось травматической событие, на ранней или поздней стадии беременности или во время родов, оно переживается ребенком, как угроза жизни, что приведет его к чувству не­безопасности жизни и недоверия стабильности реальности.

Сильная небезопасность физического или эмоционального происхождения приведет к постоянному состоянию тревоги или блокированию рефлек­са вздрагивания, что позже может проявиться в дисфункциональной реакции группы подзатылочных мышц, активизируемых этим рефлексом. Гипо- и гиперреак­тивность в местах присоединения (сухожилиях) подзатылоч­ных мышц указывает на проблему установления чувства

безопасности существования.

Если стресс становится травматичным, защитная реакция заключается в изъя­тии энергии из мышц и с периферии и перебрасыванием ее в голову и позвоночник. Такое расщепление энергии уменьшает чувство тревоги, боли и отчаяния ценой отказа от связи с ма­терью (и миром). Взрослые описывают такой опыт, как пере­ живание нежеланности, нелюбви, ощущение того, что мир не является радушным и гостеприимным. Такой человек покорно живет, не желая участвовать в жизни в полной мере.

Такой отказ, уход от жизни является цент­ральной динамической характеристикой шизоидной струк­туры (существования), согласуется со взглядами Лэйка, но про­ тивопоставляется идеям Лоуэна и Левиса, которые считают, что основной соматической реакцией на труднопреодолимую и долгосрочную угрозу жизни в этом возрасте является

напря­жение.

Общим является взгляд, что для шизоидной лич­ности переживание себя, своего «Я» в основном связано с го­ловой и тонкой линией внутренней жизни вдоль позвоноч­ника. Шизоидная личность чувствует небезопасность высо­кой эмоциональной заряженности, межличностных контак­ тов и живости в целом. Ее основную тенденцию можно опи­сать как «бегство из тела» в ужасе от непомерной опасности уничтожения родителями или миром и уход в относительную безопасность, неподвижность и спокойствие мира разума.

Отдельно стоящим событием, переживаемым на стадии существования, является рождение.

Сложности при рож­ дении часто проявляются позже как общие трудности при начале и завершении различных проектов или как проблемы с чувством направления в жизни, так как не был установлен внутренний ритм готовности инициировать великую задачу, затем действовать по ее достижению и, наконец, триумфаль­но ее завершить. Успешное же прохождение хотя бы части процесса, будет сохранено как ресурс, даже если последую­щие стадии прошли травматично.

Проработка через тело:
- При проработке в бодинамическом анализе раннего трав­матического опыта часто активизируются как родовой, так и хватательный рефлексы. Последний является ранним рефлек­сом, направленным на установление связи с миром.
- Правильное отзеркаливание.
- Телесные поддержки и напитывание в зоны соприкосновения с маткой: пятки, крестец, зона между лопаток, живот, макушка.
- Поддержки в зону затылка и шеи.
- Активизация паттернов движение при рождении, обнаружение импульса к рождению, толкание, ввинчивание и т. д.

Проработка через расслабленное, безопасное, любящее присутствие терапевта и его готовность встречать, распознавать диссоциированные ранние переживания, давать им место, контейнировать и интегрировать посредством работы в полевой парадигме.

❤Приглашаю в работу.

Автор: Селюкова Ольга Вячеславовна
Психолог, Он-лайн консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru