В библиотерапевтической работе мы можем использовать разные техники работы с текстами и иллюстрациями. Три инструмента я сегодня поисследую здесь – нарратив, линия времени и метафорические ассоциативные карты. Сначала я познакомлю Вас с нарративным методом и расскажу, как он работает. Затем мы изучим линию времени, МАК и лечение образами.
narrative ← лат. narrare «рассказывать, повествовать») — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
Вы можете самопрезентовать самого себя с помощью трёх историй. У каждого человека существует свой индивидуальный сценарий судьбы, который когда-то определился им самим. Выборы и решения всегда стоят за нами. Есть осознанные решения, а есть те, которые были сделаны под влиянием социума. Например, человек – одиночка по жизни. С одной стороны герой страдает от одиночества, а с другой стороны он самодостаточный и независимый от мнения людей индивид.
По его истории, чувствам и эмоциям, психолог может понять – мужчина ищет себе родственную душу - женщину, но не находит в этом мире. Однако в своём бессознательном мире – он доволен и удовлетворён своей одинокой судьбой. Как так получается? Внутренний конфликт, личные интересы идут вразрез со стереотипами общества, добровольный отказ от опыта коммуникации с женщинами. Закоренелый холостяк – это девиз, кредо, образ мыслей, шаблон судьбы. С помощью нарративной истории мужчина просматривает свою жизнь сквозь призму трёх разных судеб человека: 1. Как я живу сегодня; 2. Как я живу в мечтах; 3. Снятие блоков, запретов и вход в судьбу - мечту; Дальше клиенту предлагается отшлифовать и откорректировать свою историю.
Я предлагаю ему разные варианты помощи: 1. В его судьбе появляется мудрец, наставник, психолог, Ангел Хранитель, который помогает ему решить проблему и выйти из болота скучной и однообразной судьбы, из повторяющегося «Дня Сурка»; 2. На его жизненном пути встречается группа людей, коллектив, община, Воинство Ангелов Хранителей, которые вовлекают его в новую деятельность и таким образом, объединившись вместе с ними, он решает свои задачи; 3. Высшие Силы отправляют героя в сказочное путешествие, в котором он должен совершить миссию и подвиги. Что это за дела для саморазвития и успешности героя? Он должен снять блоки, спасая кого-то и победить все трудности;
Главная цель третьей истории – это сбросить с себя оковы, разорвать цепи, разломать все валуны и выбраться из ямы одиночества. Противоречия клиента однозначны и он не может больше предавать себя, лгать самому себе и своему психологу. Мы уже исследовали все интерпретации истории клиента, сомнений нет, он хочет быть вместе с женщиной. Почему в его мире нет его женщины? Здесь причина раскола миров. Нужно искать корни дерева. Для этого ему нужно ответить на вопрос: - В каких мирах у него отражаются все три сценария судьбы? Куда он периодически проваливается? Клиенту нужно не забывать о том, что в момент написания истории – он главный режиссёр, сценарист, Творец и хозяин своей судьбы. Все непредвиденные миражи, виражи, зигзаги, трудности на пути – созданы им самим для саморазвития. Он сейчас спикер тренинга и руководитель крупной компании «Гарант-Групп».
Куда, как, к чему он поведёт за собой и к чему приведёт толпу – это только его выборы и решения? Волшебство и мистика вполне реальны. Вы сможете оказаться в мире, в котором нет одиночества. Не заиграйтесь с нарративом! Иначе перепутаете реальные и фантазийные миры. Подспорьем для выполнения своей миссии и предназначения могут являться МАК и схемы -линии времени. Значит, Вам нужно создать благоприятные условия, причины, следствия, связи для реализации плана. Существуют две линии – сквозная – «строгость планирования сроков» и включённая – «многозадачный режим».
В чём разница такого времени? В первом случае (сквозном) – эффект смотрителя и наблюдателя за разворотом событий и ситуаций со стороны. Кредо - поведение определяет ситуацию. Во втором случае (включённом) – не брать обязательство по срокам, ровное движение по жизни, исходя из сложившихся событий и ситуаций. Кредо - ориентироваться на настоящее и легко менять планы. Как располагается линия времени на листе формата А 4 у многих клиентов? По центру – настоящее, слева – прошлое, а справа – будущее. Есть люди, которые рисуют руками состояние времён, в которых они периодически оказываются. Будущее (у левши инверсия) – спереди, справа, вверху.
Прошлое - спереди-слева-вверх, либо варианты другие - спереди-слева-вниз. Возможно и так: сзади-слева-вниз, или сзади прямо (включённая). Когда воображаемая прямая, проходит через грудь и направлена вперёд - вправо - вверх. Мы учитываем горизонт линии, поэтому наклон к ней – каскад образов, частично одна за другой видны ситуации. Когда линия времени направлена строго вперед, то видна самая ближняя ситуация из жизни. Формы и виды линий времени - изгибы, петли, спирали, повороты и наклоны. Картины линий времени и событий могут быть мелкие, средние и крупные. Они могут быть яркими, тусклыми, чёткими. Горизонты планов – интервалы времени, часы, дни, недели, месяцы, годы, отдых, паузы. События времени могут растягиваться, расширяться, сужаться, сгибаться, комбинироваться. Есть повторяющиеся дела – уход за собой; есть дежавю событий; Нахождение «во времени», «вне времени» - это как расфокусировка, либо концентрация внимания.
С помощью «нарративной техники» и «линии времени» Вы сможете разобрать историю клиента, которая определит причинно-следственные связи развернувшихся событий его судьбы. Временные связи покажут последовательность мыслей, эмоций, поступков героя. Его точку отсчёта «А», зону застревания «Б» и итоговый результат «С». Например, задача: Маша потеряла сумку с учебниками, стоит на улице и рыдает. Прошлое – где была и чем занималась девочка в интервал времени с 15.00 – 16.00? Настоящее – обнаружение пропажи сумки с учебниками в 16.30, эмоции горя, страх, что отругают родители. Будущее – в 17.00 она придёт домой и ей придётся рассказать родителям о пропаже сумки с учебниками.
Как Маша сможет изменить текущее событие при помощи нарратива? У неё нет воображения и сочинять истории она не умеет. Ей помогут метафорические ассоциативные карты «Пути – дороги» и наводящие вопросы. Маша может предпринять действия и отправиться на поиски сумки. Положительная версия сказки – возможно, сумка так и лежит там, где она её оставила. Счастливый разворот событий – нашёлся добрый самаритянин, группа школьников, пионеры – герои, который (-ые-) разыскали дом девочки и вернули её вещи. Правдивый финал истории – девочка сообщает руководству школы и родителям о своей потере, её отругали, наказали, но выдали и купили ей новые вещи.
Маше – серьёзный урок на всю жизнь, у взрослых – пропало доверие к Маше, так как сформировалась недобрая репутация. Спустя много лет, взрослой Маше мешает в жизни блок-ступор, поэтому она боится краж и любой ответственности. «Пути-дороги. Метафора жизненного пути» - МАК для работы с жизненными сценариями и проблемами выбора пути помогут ей осознать её ошибки. Подведя итоги, мы можем сделать выводы о том, что объединив между собой три инструмента работы - нарратив, линия времени и МАК, мы получим отличные результаты. А именно, самопрезентацию лучшей версии самого себя, помощь наставника/членов группы в коррекции судьбы человека, включение в работу линии времени и карт "Путей - дорог", как выход из тупика и постановки новой цели в жизни.
Автор: Юлия Вадимовна Воронина
Специалист (психолог), Арт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru