«Тюремный романс» 1993 года от режиссёра Евгения Татарского точно никак не назвать выдающимся фильмом. В целом, помимо самого Александра Гаврииловича, исполнившего роль преступника Льва Артынова по прозвищу Червонец, особых плюсов у картины нет: вполне себе непримечательная история о том, как следователь влюбилась в преступника, чьё дело и расследует.
Посыл, конечно, крайне сомнительный, так как ради непонятного романа с Артыновым, Шемелова уже готов бросить всё на свете, включая работу и собственного мужа, будто позабыв о том, что рано или поздно он всё равно попадёт в тюрьму, что, собственно, и произошло.
И всё же, пусть сам «Тюремный романс» тяжело назвать шедевральной кинокартиной, у него есть одна крайне интересная особенность: он практически полностью основан на реальной истории. По сути, весь сюжет фильма является своего рода пересказом настоящих событий. Правда в реальности всё это выглядело ещё менее «романтично».
Итак, прототипом Льва Артынова послужил небезызвестный советский бандит Сергей Александрович Мадуев, у которого как раз и было прозвище «Червонец». Жизнь мальчика, конечно, выдалась непростой, так как родился он прямо за решёткой (отец был нелегальным мигрантом, а мать спекулянткой).
Серёжа чуть ли не с самого рождения привык зарабатывать на жизнь незаконными методами и воровал уже в раннем детстве. В тюрьму впервые попал в 17 и после 6 лет заключения он совсем недолго пробыл на свободе. Только в этот раз ему присудили срок гораздо внушительнее – 15 лет.
Стоит сказать, что Мадуев сильно выделялся на фоне своих «коллег» и считался персоной нон-грата даже в их кругах. Он никогда не останавливался ни перед чем. Для этого человека понятие морали и сострадания было совершенно чуждо, отчего он мог с лёгкостью «устранить» человека, если ему это было выгодно.
Его искали и сами бандиты, после того как он разворовал их «общак», но даже им не удалось поймать «Червонца». К счастью, его смогли арестовать в 1990, и то перед этим его 2 года искали по всему Советскому Союзу.
В этот раз за его непростительные тяжкие преступления Мадуева решили приговорить к высшей мере (напоминаю, мораторий был наложен только в 1997). Казалось бы, на этом история подлеца окончена, а советские граждане могут спать спокойно, вот спустя несколько месяцев после ареста «Червонец» попытался сбежать.
Каким образом у него вообще могло оказаться огнестрельное оружие? А дело в том, что ему подсобила следователь генеральной прокуратуры Наталья Воронцова.
«Наши разговоры постепенно отходить от дела в другую сторону. Мы говорили о жизни, о семье, о детях. С его слов, он всегда мечтал завести собственную семью. Однажды я сказала ему, что была бы готова ждать его те 15 лет, которые он был в тюрьме», – звучит очень мило, вот только самому «Червонцу» вся эта романтика нужна была только для возможности избежать приговора.
Впоследствии Мадуев сам открыто признавался в том, что никаких чувств к Воронцовой у него не было и подавно.
«Для меня она была в первую очередь не женщиной, а следователем Генпрокуратуры. Я пользовался ей, чтобы избежать высшей меры. Никогда не любил её и ничего к ней не испытываю. Всё, что я говорил ей о семье и прочем, было обманом», – отмечал преступник.
Вскоре эта ситуация всплыла в новостях. Это даже удивительно, ведь такой инцидент явно должны были попытаться держать в тайне как можно дольше, но нет – не прошло и года, как об истории «любви» Воронцовой и Мадуева знала вся страна.
Собственно, после ознакомления с этим происшествием Евгений Татарский решил снять криминальную драму. Изменил только имена героев, ну и финал истории «Червонца»: в фильме он скончался во время попытки сбежать, а в действительности ещё дважды пытался устроить побег. Причём в картине Татарского толком не раскрывается дальнейшая судьба следователя Нееловой, хотя Воронцова так-то понесла серьёзное наказание – 7 лет за решёткой.
К слову, Мадуеву вообще слишком повезло выжить. Изначально его должны были приговорить к ВМН, но, как я отмечал выше, в 1997 ввели мораторий, поэтому «Червонец» отделался только пожизненным заключением. В итоге на тот свет его отправила не жёсткая рука правосудия, а сахарный диабет.
Автор: Алексей Королёв