Дипломная работа посвящена исследованию системы мотивации персонала и разработке предложений по ее совершенствованию на примере ЗАО «ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»). В работе рассматриваются теоретические аспекты мотивации, анализируется существующая система мотивации персонала в ЗАО «ТД «Перекресток», выявляются ее проблемы и предлагаются инновационные подходы к ее совершенствованию. Особое внимание уделяется оценке эффективности применения новых форм оплаты труда. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для повышения эффективности деятельности торгового предприятия.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
Полная версия работы у нас на сайте.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Управление производительностью персонала на основе мотивации
1.2. Современные теории мотивации
1.3. Материальное и нематериальное стимулирование труда
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТД «ПЕРЕКРЕСТОК»
2.1. Общая характеристика ЗАО «ТД «Перекресток»
2.2. Анализ мотивации и стимулирования персонала в ЗАО ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»)
2.3. Проблемы стимулирования высокопроизводительного труда в ЗАО ТД «Перекресток»
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 62
3.1. Основные направления совершенствования системы управления мотивацией персонала ЗАО ТД «Перекресток»
3.2. Применение новых форм оплаты труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность темы исследования. Проводимые в России социально-экономические преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. В числе приоритетных целей в этой области можно назвать обеспечение права человека на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей на основе роста эффективности отечественной экономики. Решение проблемы эффективного использования трудовых ресурсов всегда было важнейшим условием экономического и социального развития общественных систем. Ключевым значением при этом обладает мотивация к высокопроизводительному труду, повышение трудовой активности, рост качества и результативности труда. От эффективности действующей системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала во многом зависит трудовая, социальная и творческая активность каждого работника, которая в итоге положительно повлияет на конечные результаты всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
В современной России формирование системы мотивов, побуждающих работников к эффективной трудовой деятельности, является настоятельной необходимостью. Именно на этой основе возможно в сжатые сроки обеспечить трех-четырехкратный рост производительности труда, необходимый для обеспечения устойчивой конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире, достойного уровня жизни россиян.
В последнее время увеличивается внимание к вопросам развития трудовой мотивации, как научном, так и в практическом аспектах. При этом, все больше выявляется значимость факторов мотивации, генерируемых внутренними источниками предприятия, появляется необходимость более широкого использования гуманистических методов организации и стимулирования труда. Между тем, движение по этому пути наталкивается на непроработанность многих вопросов управления системой трудовой мотивации, отсутствие понимания менеджментом предприятий своей роли в развитии элементов системы мотивации. Низкий уровень производительности труда, низкое качество производимых товаров и оказываемых услуг – данные утверждения характеризует современное состояние различных производственных комплексов в России.
Современная структура мотивации труда российских работников претерпела изменения в сторону усиления роли материальных стимулов, что представляет собой большую проблему с точки зрения развития как отдельной личности, так и общества в целом, поскольку жизнедеятельность и развитие личности и общества должны осуществляться не только на уровне удовлетворения первичных физиологических потребностей, но и на уровне полного раскрытия заложенного в человеке и обществе потенциала. Поэтому сегодня все более актуальной становится необходимость формирования такой системы мотивации трудовой деятельности, которая бы способствовала сбалансированному развитию как базовых, экономических, так и высших потребностей человека.
Проблемы мотивации труда в системе управления персоналом организации исследуются отечественными и зарубежными учеными: Арзуманова Т.И. Баженова Е.В., Бакирова Г.Х., Баткаева,И.А., Боковня А.Е., Брагин Л.А., Ветлужских Е.Н., Волосский А.А., Долженко Р.А., Егоршин А.П., Жданкин Н.А., Жигалов В.М., Ильин Е.П., Ковряков Д.В.,
Левичев Ю.В., Лукаш Ю.А., Лукич Р.М., Маркин В.Н., Мишурова И.В., Одегов Ю.Г., Пономарев И.П., Слесарев В.А., Строителева Т.Г., Травин В.В., Шапиро С.А., Яковлева, Т.Г. и др.
Вместе с тем, многие аспекты мотивации субъектов экономических отношений в современной российской действительности сохраняют дискуссионный характер. Наблюдается фрагментарность и недостаточная комплексность в изучении мотивации к труду. В то же время, приспособиться к быстро меняющимся условиям рыночной среды могут только те компании, которые четко понимают сущность управления всеми системами предприятия, в том числе и системой мотивации персонала.
Актуальность и объективная необходимость исследования и решения проблем мотивации персонала отечественных организаций определили выбор темы исследования, его цель, задачи, имеющие важное практическое значение.
Целью дипломной работы является оценка системы мотивации персонала ЗАО «ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель») и разработка инновационных подходов ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставились следующие задачи:
· раскрыть сущность управления производительностью персонала на основе мотивации;
· изучить современные теории мотивации;
· ознакомиться с материальным и нематериальным стимулирование труда;
· дать общую характеристику ЗАО ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»);
· проанализировать мотивацию и стимулирование персонала в ЗАО ТД «Перекресток»;
· раскрыть проблемы стимулирование высокопроизводительного труда в ЗАО ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»)
· предложить основные направления совершенствования системы управления мотивацией персонала ЗАО ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»);
· рассчитать эффективность применения новых форм оплаты труда.
Объектом исследования является торговое предприятие ЗАО «ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»).
Предметом исследования являются процессы и методы формирования и управления системой мотивации персонала организации, содержание и характеристика элементов данной системы в ЗАО «ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»).
Теоретической основой исследования послужили положения концепций мотивации, изложенные в трудах отечественных и зарубежных исследователей проблем управления персоналом, таких как Е.В. Баженова, А.Е. Боковня, Е.Н. Ветлужских, А.А. Волосский, Р.А. Долженко, А.П. Егоршин, В.М. Жигалов, Н.Л. Захаров, Е.П. Ильин, Э. Кирхлер, Е.Д. Клейн, Д.В. Ковряков, А.Н. Кошелев, Ю.А. Лукаш, Е.А. Митрофанова, И.В. Мишурова, Ю.Г. Одегов, И.П. Пономарев, В.П. Пугачев, В.А. Слесарев, Т.Г. Строителева, В.В. Травин, С.А. Шапиро, Т.Г. Яковлева и др.
В процессе выполнения дипломного исследования использовался системный подход к изучению проблемы, методы экономического анализа, методы экспертных оценок, статистического и социологического анализа.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Структура работы соответствует сформулированной цели и поставленным задачам исследования.
В главе 1 «Теоретические аспекты мотивации персонала торгового предприятия» рассмотрены вопросы управления производительностью персонала на основе мотивации, современные теории мотивации, а так же материальное и нематериальное стимулирование труда.
Вторая глава «Управление мотивацией персонала на примере ЗАО ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»)» посвящена исследованию деятельности ЗАО ТД «Перекресток», анализу мотивации и стимулирования персонала и изучению проблем стимулирования высокопроизводительного труда в ЗАО ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»).
В третьей главе «Пути совершенствования стимулирования персонала» предполагаются основные направления совершенствования системы управления мотивацией персонала ЗАО ТД «Перекресток» и возможности применения новых форм оплаты труда.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предлагаемые пути совершенствования мотивации персонала представляют интерес для руководителей организаций, руководителей и специалистов служб управления персоналом организаций и могут применяться при разработке стратегии и политики организации в области мотивации персонала, при формировании и развитии системы мотивации персонала. Внедрение предлагаемых рекомендаций способствует развитию мотивации персонала и повышению на этой основе эффективности деятельности предприятия.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала торгового предприятия
1.1. Управление производительностью персонала на основе мотивации
Высокая мотивация работников – важнейшее условие развития любой организации. Ни одно предприятие не может быть эффективным без настроя персонала на работу с высокой отдачей, без заинтересованности кадров в конечных результатах, без их стремлений внести свой вклад в достижение намеченных целей.
Исходным моментом в поиске методов и способов развития трудовой активности человека является изучение его потребностей. Несмотря на различные подходы к анализу сущности потребностей человека и их роли в жизнедеятельности, исследователи, представляющие различные науки – экономику, философию, социологию, психологию, менеджмент – сходятся в том, что потребность – это стимул любой человеческой деятельности. Одновременно она есть отношение субъекта действий к объективно необходимым условиям своего бытия. Без удовлетворения исходных базисных потребностей невозможно существование ни биологического, ни социального организма.
В теории потребность обычно трактуется как нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности. Отсюда следует, что потребность – компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности.
Потребность не отделена от деятельности. Как побудитель она вплетается в деятельность, стимулируя ее до получения результата. Потребности не являются единственным стимулом деятельности. Но среди всей совокупности стимулов они играют особую роль, выступают как бы отправным пунктом всей системы мотивирования. Потребности в наибольшей мере ориентированы на необходимые средства и условия существования человека.
По мнению многих исследователей, связь потребностей и деятельности носит двусторонний характер. Потребность стимулирует деятельность, выступает в качестве ее первопричины и общего основания. Но и сама деятельность становится предметом потребности. Кроме того, деятельность вызывает формирование новых потребностей благодаря тому, что она сама нуждается в средствах, необходимых для ее осуществления.
Основное место в системе потребностей личности занимают потребности в потреблении и создании материальных средств жизни: питания, одежды, жилищ, на основе которых развиваются потребности отдыха, познания, общения и их регулирования. Если потребности в питании, одежде, жилище, отдыхе относятся к социализированным биологическим потребностям, то потребности производства, общения, познания являются социальными.
2.2. Анализ мотивации и стимулирования персонала в ЗАО ТД «Перекресток» (гипермаркет «Карусель»)
19 мая 2007 г. стало очередным событием в развитии сети гипермаркетов «Карусель». В этот день открылся 21-й гипермаркет сети «Карусель», он же - первый гипермаркет в г.Волгоград. (напомним, до этого открыты 14 гипермаркетов в СПб, 4 гипермаркета в Московской области, 1 гипермаркет в Нижнем Новгороде, 1 гипермаркет в г.Ижевск).
Общая площадь торгового зала нового гипермаркета составляет 10000 кв.м. В гипермаркете представлен широкий ассортимент продуктов питания местных производителей, товаров непродовольственных групп и товаров собственного производства: пекарни, салатного цеха, мясного, рыбного производств, кулинарии. Для комфортного и быстрого обслуживания покупателей установлено 36 касс. Для покупателей с детьми открыта детская игровая комната, где работают высокопрофессиональные воспитатели.
Схема организационной структуры Волгоградского гипермаркета «Карусель» представлена на рис. 4.
Как видно из приведенной схемы данная структура управления является линейно-функциональной. Руководство текущей деятельностью Волгоградского гипермаркета «Карусель» осуществляется управляющим торгового центра.
Управляющий гипермаркета «Карусель»:
· без доверенности действует от имени торгового центра, в т.ч. представляет его интересы и совершает сделки;
· издает приказы о назначении на должность работников, об их переводе, увольнении, применяет меры поощрения и применяет дисциплинарные взыскания;
· обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов «Карусель»;
· организует выполнение решений высшего руководства;
· осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции учредителя.
Непосредственно управляющему подчиняются его ассистенты, управляющий торговым залом, руководитель отдела по работе с персоналом.
Ассистенты исполняют поручения Управляющего гипермаркетом; принимает и отвечает на входящие телефонные звонки; взаимодействуют по внешним вопросам административного характера, связанными с работой торгового центра (почтовые, транспортные и др.); сопровождают посетителей, если это необходимо (встреча, выполнение формальностей и т. д); организуют бронирование номеров в гостиницах, заказ авиабилетов и т. д.; оказывают поддержку Заказчикам в отсутствие Управляющего гипермаркетом.
Должность Управляющего торговым залом введена для выполнения следующих задач: администрирование; организация и контроль работы торгового зала; обеспечение и контроль сохранности ТМЦ.
В соответствии с указанными задачами управляющий торговым залом выполняет следующие обязанности:
1. Администрирование: организует бесперебойную работу торгового центра в части обеспечения свободного доступа покупателей в торговый зал, их качественного обслуживания в торговом зале и на расчетно-кассовых узлах, поступления товаров в торговый зал; принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности работы торгового центра; контролирует своевременное закрытие всех внутренних помещений и участвует, при необходимости, в закрытии торгового центра.
В ЗАО «ТД «Перекресток» (гипрмаркет «Карусель») выделяют три группы нематериальных стимулов:
· не требующие инвестиций со стороны компании;
· требующие инвестиций и распределяемые безадресно;
· требующие инвестиций компании и распределяемые адресно.
В таблице 2.4 приведен перечень наиболее часто используемых в ЗАО «ТД «Перекресток» (гипрмаркет «Карусель») нематериальных стимулов по этим трем группам.
Материальное стимулирование дает возможность получать более широкий спектр в «обратной связи», реакции и отношении сотрудников ЗАО «ТД «Перекресток» (гипрмаркет «Карусель») к работе.