Найти тему

"Какая, в сущности, смешная вышла жизнь, хотя... ": размышления о романе Джона Уильямса "Стоунер"

Оглавление

Ненадолго прекратился дождь, и появилась возможность бесцельно побродить по родному городу. Я, наконец, получила доступ к своему любимому виду отдыха: (в ушах - интересная аудиокнига, на ногах - удобная обувь) выбираю любое направление и отправляюсь в путь.

За два дня пройден 21,5 км и прослушана прекрасная книга. В этой статье поделюсь не только впечатлениями о книге, но и фотографиями. Приступим))

Эту книгу взяла себе на заметку, когда на канале Читающий лингвист прочитала, что этот роман высоко оценила Анна Гавальда (а Гавальда - один из моих любимых современных авторов). В общем, тут было не отвертеться. Романы самой Анны я уже все прочитала и перед тем, как начать перечитывать, решила и с кругом ее чтения ознакомиться...

Аннотация к аудиокниге дала чуть больше информации:

-2

Сюжет книги

В общих чертах передан в трех предложениях представленного анонса. Это рассказ о жизни обыкновенного человека, Уильяма Стоунера.

Сын бедных фермеров по настоянию отца едет учиться грамотному ведению сельского хозяйства в колледж. Едет без охоты и без большой тяги к знаниям. Но на втором курсе он знакомится с английской литературой, в частности с сонетами Шекспира. Он очарован прекрасными лекциями своего педагога и понимает, что не хочет заниматься сельским хозяйством, а намерен посвятить свою жизнь изучению и преподаванию литературы.

Омск. Парк 30-летия ВЛКСМ
Омск. Парк 30-летия ВЛКСМ

Его жизнь пришлась на первую половину XX века. Его простое желание заниматься литературой вступает в конфликт и с планами родителей, у которых он единственный сын; и, чуть позже, с амбициозными ожиданиями жены и ее родственников, гораздо более обеспеченных людей, чем Стоунеры; и, в какой-то момент, с интересами коллег по университету; и, главное, с самим временем, которое рождает иные ценности (две мировые войны и для США не прошли бесследно).

Стоунер скользит по течению жизни, не пытаясь ей сопротивляться, не вступая в открытые конфликты, отстаивая единственное, что для него ценно - право оставаться самим собой, не предавать свои внутренние принципы.

В конце своей жизни он понимает, что ни одно его желание не реализовалось в той форме, как ему мечталось.

Белки в парке прикормленные, совсем не боятся людей
Белки в парке прикормленные, совсем не боятся людей

Он хотел стать прекрасным педагогом. Но долго не мог преодолеть робости, не мог научиться выражать в словах, то что понимал интуитивно, не мог заразить студентов тем чувством трепета и восторга, которые испытывал сам, читая гениальные литературные произведения.

Он хотел создать счастливую семью. Но его жена всю жизнь питала к нему плохо скрываемую ненависть, а обожаемая дочь выросла несчастным человеком, т.е. человеком, которого не научили испытывать счастье.

Он хотел обрести верных друзей. Но один из его друзей погиб на Первой мировой войне, а второй - хоть всегда и оказывал Стоунеру дружескую поддержку, по сути оставался для него - чужим человеком.

Он хотел любить и быть любимым. Но, обретя взаимную любовь, не смог ее защитить от внешнего мира.

...И кажется, ничего не удалось, ничего не сложилось, жизнь была пустой и бессмысленной... Или нет?

Омск. Иртыш, вид на левый берег
Омск. Иртыш, вид на левый берег

Впечатления

Книга погружает в довольно меланхоличное состояние. И к концу романа у меня в голове начал крутиться последний куплет из известной песни "Високосного года" (недавно в какой-то статье мне попалось упоминание этой песни, я не сама ее вспомнила, но к этому роману она тоже хорошо подошла):

Какая, в сущности, смешная вышла жизнь...
-6

Жизнь Стоунера, показанная почти во всей своей продолжительности, производит впечатление жизни неинтересной, ничем не примечательной. Да, герой переживает сложные моменты, и мы догадываемся, как сильно его ранят те или иные события, но от нас скрыта глубина его переживаний.

Герой настолько робкий и нерешительный, что я даже удивилась, когда в университетском конфликте, он остался непреклонен, несмотря на очевидное давление со стороны руководства, коллег и студентов.

Хотя, что может быть красивее...
-7

В статье про роман Моэма "Карусель" я приводила цитату, которой заканчивается тот роман:

Приводила не до конца, чтобы сохранить интригу. Но здесь скажу, раз речь о другом произведении😅 Моэм писал, что мир полон мук и разочарований, но есть нечто, что с лихвой это окупает... Это нечто - красота!

Несмотря на все страдания и разочарования Стоунера, ему было дано - видеть и чувствовать красоту: красоту слов, и красоту выражаемых этими словами мыслей и чувств, и красоту людей... А значит, его жизнь не была пустой.

Чем сидеть на облаке и, свесив ножки вниз...
-8

Я не сразу поняла, почему он не мог дать отпор своей жене, женщине истеричной до какой-то патологии? Да, уйти он от нее не мог, потому что боялся потерять дочь. Но молча позволять женщине так себя вести, это перебор. Потом я подумала, наверное он хотел оставаться выше бытовых склок и мелочных разборок...

И наверное - это главное, что отличает Стоунера. Он просто никогда не снисходил до участия в мышиной возне, сам стремясь к чему-то высокому, оставался - над.

Друг друга называть по имени.
-9

В самом начале романа, друг Стоунера, впоследствии погибший на войне, размышляет над тем, на что они, аспиранты-филологи, собрались употребить свою жизнь. Он говорит, что университет - это просто приют для таких, как они, не приспособленных к жизни в обычном мире. Он говорит Стоунеру:

-10

И это, пожалуй, один из самых интересных вопросов романа. Что важнее и ценнее: уметь жить в реальном несовершенном мире или мечтать о мире совершенном, и может быть силой своей мечты этот совершенный мир - приближать?

Спасибо, что дочитали до конца! Заинтересовал ли вас роман? Планируете ли его читать?

Омск. Набережная Оми
Омск. Набережная Оми