В далёком 2005 году, на свет явилось творение небольшой, но крайне самобытной студии Double Fine Production, возглавляемой известным в узких кругах любителей квестов, Тимом Шейфером. Проект, хоть и не сыскал сильно больших успехов на старте, но со временем стал культовым, как обычно бывает с большинством, так называемых "Hidden Gems".
Общая стилистика и дизайн игры.
Этот аспект можно назвать главной изюминкой: гротескный, мультяшный и оригинально неряшливый. Всё в этом игровом мире отдаёт чем то из старых мультфильмов Nickelodeon.
У столь необычного дизайнерского решения есть объяснение, через призму этих образов, разработчики хотели показать всю странность этого мира и его обитателей, ибо корнем всей игры являются тёмные проделки человеческой психики.
Геймплей и сюжет.
Геймплейно игра представляет из себя 3D платформер, с интересной боевой системой, реализованной через паранормальные способности главного героя, тут вам и телекинез, и левитация, и многие другие способности. Хоть это и не главная черта игра, но реализовано качественно.
Сюжетно игра во многом скоротечна и туманна, многие вещи недосказаны, основной пласт мотивации персонажей реализован через специальных существ "Memory Vault", ударив по которым мы видим небольшие слайд-шоу с, чаще всего, трагичными событиями прошлого персонажей. Основная история повествует о спасении главным героем обитателей специального лагеря Психонавтов, Разпутину предстоит сразиться с гнусными похитителями детских мозгов и восстановить дальнейшее обучение "особенных" детей.
Личное мнение об оригинальной игре и её сиквеле.
Данной статьей я не подразумевал обзор или рецензию, всё описанное выше было скорее введением для незнакомых с игрой людей.
Так вот, сама по себе Psychonauts является моей любимой игрой, для меня, в своё время, это был глоток чистого воздуха в сфере видеоигр, вряд ли получится вспомнить что то хотя бы отдаленно похожее (на ум, разве что, приходят American McGee’s Alice и оригинальная трилогия Rayman).
Трудно объяснить всю мою любовь к этой игре, её атмосфера невероятна, всё вокруг ощущается как красочный сон из детства. Весь игровой мир сделан с душой, локации не хочется покидать, хочется, бродить по ним максимально долго, изучая каждый их тёмный уголок, ведь он может таить в себе что то интересное.
О сиквеле и возможности продолжения серии.
(У меня нет VR шлема, поэтому о Psychonauts in the Rhombus of Ruin, я говорить не буду).
В 2021 году вышла долгожданная вторая часть (во многом благодаря Microsoft), лично для меня игра оставила двоякие впечатления, да, она ответила на многие вопросы из оригинальной игры, внесла много нового в серию, геймплей стал намного плавнее и приятнее, однако игра как будто потеряла душу.
Сиквел крайне спорный в своей сути, в сюжет вклинили современную повестку в виде персонажей нетрадиционной ориентации*, причем выглядит это достаточно мерзко и отталкивающе. Зачем то закрутили сюжетный твист про политические интриги, с вероятной (имхо) отсылкой на реальные страны.
Местные истории персонажей и их ментальные проблемы стали более блеклыми.
(* - ЛГБТ признано в РФ экстремистским и запрещенным движением.)
Я не спорю, ради финансирования крупной компанией, Double Fine пришлось делать некоторые правки, с оглядкой на современные стандарты. Однако ситуация больно сильно стала напоминать то, что произошло с Черепашками-Ниндзя, сравнивая сериалы 2003 и 2018. Все углы сгладили донельзя и шарм гнетущей атмосферы психических расстройств сменился на эмоциональную драму для небинарных* 8-классниц (уж извиняюсь за подобные сравнения). Если желаете убедиться в этом, достаточно заглянуть на англоязычный Fandom сайт Psychonauts.
Подводя итоги.
Я не могу сказать что сиквел это плохая игра, скорее лично для меня в ней много спорных моментов, да и оригинальная игра уж сильно завысила планку ожиданий, намертво закрепившись детскими воспоминаниями в памяти. Грустно осознавать факт того как сильно меняется игровая индустрия, с большим потоком денег она стала чересчур массовой, отсюда виден нынешний кризис её положения.
По этой же причине, будущее серии Psychonauts крайне туманно (по большей мере из-за событий с массовыми сокращениями внутри Xbox Game Studios, которая является материнской для Double Fine), также и Тим Шейфер сообщил что новая часть не находится в производстве.
Благодарю тех кто дочитал мои бредни до конца (также напоминаю что мнение автора субъективно, и может не совпадать с вашим), играйте в хорошие игры и получайте от них удовольствие, это самое главное.