Найти тему
Всегда Котов

Кашира. Московско-Донбасская железная дорога

Сегодня будет начисто забытая уже история эпохи первых пятилеток - строительства магистрали Москва-Донбасс. Для начала следует упомянуть, что планы строительства железной дороги по этому маршруту обсуждались ещё до 1917-г. Дело в том, что в доставке угля в тот момент нуждался прежде всего Санкт Петербург: уголь для флота и других потребителей тогда благополучно закупался за границей. Русские (и не русские) промышленники хотели переломить ситуацию и завладеть рынком закупок (прежде всего государственными) угля. Но транспортировка по прямой, через белорусские губернии, из-за частых узловых станций и станций стыковки железных дорог (а на такой станции приходилось платить особый сбор с каждого вагона) обходилась им довольно дорого, поэтому начали звучать голоса о необходимости строительства новой магистрали: В середине 1905 г. в «Железнодорожном деле» печатается статья А.Павловского «Донецкий бассейн – Петербург», которая сразу же вызывает общественный резонанс.

Карта железных дорог Донбасса начала ХХ века
Карта железных дорог Донбасса начала ХХ века

Автор статьи предлагает строительство железной дороги в данном направлении, которая могла бы обеспечивать курсирование грузовых поездов, нагрузка на оси в локомотивах и вагонах которых – в 1,5 раза выше существующей, что существенно увеличило бы пропускную способность железных дорог, ведущих из Донбасса к Балтике. В 1908 г. акционеры Юго-Восточных железных дорог ходатайствуют об изысканиях на сооружение железной дороги Ростов – Штеровка – Елец. В 1913 г. был разработан проект железной дороги Горбачёво – Мармыжи – Купянск – Донбасс для увеличения пропускной способности путей на московском направлении. Этот проект с началом 1-й Мировой войны в 1914 г. был законсервирован, хотя в 1915–1916 г.г. и проводились дополнительные изыскания проекта. В 1912 г. состоялось совещание при Харьковском порайонном комитете по вопросу развития железнодорожного дела в южной полосе России. Председательствовал на совещании председатель Высшей анкетной комиссии генерал Н.П.Петров. Председатель Совета Съезда горнопромышленников юга России Н.Ф. фон-Диматр высказался за проведение трассы железной дороги Мариуполь – Штеровка – Венёв через хлебородные районы Старобельского и Землянского уезда для кратчайшего выхода донбасского антрацита на север. XXXVII Съезд горнопромышленников юга России в начале 1913 г. также постановил ходатайствовать о незамедлительном строительстве новых железных дорог, в т.ч. Штеровка – Родаково – Старобельск – Землянск – Елец – Венёв. Короче, планов было громадьё ! Но, дальнейшее развитие нашего Государства показало, что планы - вещь очень хрупкая. Проекты долгих двадцать лет лежали под сукном. К планам вернулись в конце двадцатых, когда индустриализация потребовала для промышленности все более и более возрастающих объемов угля. А Донбасс, как источник этого самого угля у СССР был тогда один. Только его потеря в 1941-м заставила искать альтернативу: строительство ветки до Воркуты и освоение угледобычи там, на севере - отдельная героическая страница Великой отечественной войны, по своему значению не меньшая, чем многие победы на полях сражения. В начале 30-х Донбасс решено было связать с Москвой новейшей магистралью http://retromap.ru/show_pid.php?pid=g5863 .

-3
-4
Статья инженера Симонова
Статья инженера Симонова

Участок Валуйки-Ожерелье-Кашира должен был стать двухпутным, Кашира-Москва - трехпутным. За этой сухой фразой скрывается огромный объем работы по устройству пути, новых станций, разъездов, мостов. Новые условия повлекли за собой увеличение веса и длины поездов, а следовательно, новых мощных локомотивов и специальных депо для работы с ними, новых, более длинных станционных путей и увеличения их количества на станциях. Требовалось устройство блокировки. Потребовалось привлечь множество народа, как специалистов: путейцев, локомотивщиков, движенцев, так и простых деревенских парней и девушек на строительство ЖД объектов и поселков вокруг новых станций и на работу на новых железнодорожных предприятиях. А теперь спустимся с уровня всей 1000-километровой магистрали на уровень небольшого ее участка, который прошел по Каширской земле. Что имелось здесь на момент начала строительства? От Москвы до моста через реку имелся двухпутный участок, заканчивающийся Разъездом 139-й версты, служившим для организации движения по единственному мосту. На другом берегу реки была станция Кашира, в которой имелось паровозное депо. Дальше шли два пути к маленькой станции Ожерелье, где и делился на два направления - в сторону Павелеца и в сторону Венева. В ходе модернизации в Ожерелье строится новое локомотивное депо: старое депо в Кашире было не рассчитано на новые советские паровозы Фд, которые планируются для работы на новой магистрали. Сама станция Ожерелье становится сортировочной.

Водоёмное здание в Ожерелье, перестроенное в 1932 г под эксплуатацию новых, более мощных паровозов.
Водоёмное здание в Ожерелье, перестроенное в 1932 г под эксплуатацию новых, более мощных паровозов.

Появляется новая ветка на ГРЭС с красивым ажурным мостом-путепроводом через главный ход: старая, от станции Кашира, уже не отвечает новой схеме движения. Новые паровозы требуют больше воды: в Ожерелье прокладывают водопровод из Баскачей. Сам станционный поселок получает мощный импульс к развитию: строятся двухэтажные дома по улицам Советская, Клубная, Центральная. Возникают бараки вокруг локомотивного депо (Донбасская, Южная). Открывается школа (УПК + Интернет). В Кашире строится мост по второму пути и третий путь от моста, через Старую Каширу на Ступино. Многие помнят этот железобетонный мост с гербом СССР на центральном устое, прослуживший до середины 2010-х. Многие ездили по Валуйскому (3-му) пути, разобранному в 90-е мимо церкви в Старой Кашире. Каширская ГРЭС, вопреки расхожей легенде про подмосковные угли, питается теперь прекрасным донбасским углем. Питаются им и новые паровозы. Вот ссылка на статью инженера Смирнова в журнале " Техника молодежи" за октябрь 1934-го года, описавшего это грандиозное железнодорожное строительство https://t-library.net/read/2441/43/2402/image . Интересный документ эпохи. Работали на этой стройке разные люди: моя семья была в их числе. Мои дед и бабушка по отцу встретились на той стройке. Моя семья и по сей день живёт в доме, построенном в Ожерелье одним из первых. И сам я родился в старой ожерельевской больнице, учился в школе-интернате, а слова "Донбасс" и "антрацит" узнал в года четыре от роду. Поэтому это и моя история. Поэтому я о ней и написал.

Котов Роман ноябрь 2021 г.

Адрес оригинальной статьи: https://vsegdakotoff.blogspot.com/2021/11/blog-post_6.html