Опубликован эскизный проект вокзала ВСМ в Петербурге. Он будет построен в самом центре города. Исторические здания складов Кокоревых, о сохранении которых было много споров, войдут в состав комплекса.
С вокзала – в гущу питерской жизни
«Я предлагаю сначала нам всем искренне перенестись в самое начало 29-го года. Мы с вами стоим на платформе, на одной из новых платформ Московского вокзала. До отправления нового высокоскоростного поезда остается 5 минут. И через ровно 2 часа 15 минут мы с вами выйдем в центре Москвы на Комсомольской площади», – так начал презентацию проекта на Градостроительном совете Санкт-Петербурга главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов, которого цитирует «Фонтанка».
Адрес будущего вокзала – Лиговский проспект, 50. В апреле 2024 года губернатор Александр Беглов заявил, что терминал ВСМ будут строить вместе со вторым вестибюлем метро «Лиговский проспект».
Это необходимо, поскольку именно «Лиговский проспект» примет основной поток пассажиров из Москвы, пояснял губернатор.
Авторы проекта считают, что центр Петербурга – единственно верная локация для расположения вокзала ВСМ.
«Абсолютно верное решение из всех возможных – это приход ВСМ в самый центр Петербурга. Это дает колоссальные возможности и преимущества перед другими видами транспорта. Мы буквально через 2 часа 15 минут оказываемся в непосредственной близости от главных точек притяжения для приезжающих в город», – цитирует «Коммерсантъ» главного архитектора проекта Константина Трофимова (ООО «Первый проектный институт»).
Он отметил, что площадку на Лиговском проспекте выбрали также из-за желания разгрузить пассажиропоток на станции «Площадь Восстания»: ее чаще всего выбирают пассажиры Московского вокзала.
«Огромный компромисс»
Терминал ВСМ будет состоять из двух основных частей: исторические склады Кокоревых и новое здание, расположенное в основном над железнодорожными путями.
Сохранение складов Кокоревых, о которых было много споров, – одно из главных завоеваний защитников города. Ради этого архитекторам пришлось поступиться многими идеями. Пассажиры, прибывающие на первую платформу, будут въезжать на поезде прямо внутрь исторического кирпичного корпуса.
«Сохранение вот этих складов, в общем-то, делает большинство из планировочных, в первую очередь, решений вынужденными», — констатировал рецензент проекта Феликс Буянов, руководитель архитектурной мастерской «Б2», которого цитирует «Фонтанка». Он назвал проект вокзала ВСМ «огромным компромиссом».
И все же 10 процентов складов придется принести в жертву проекту: под это в Петербурге изменили Закон об охранных зонах №820–7, по которому снос исторических зданий был запрещен. Прецедент опасный, считают градозащитники: сделанное для ВСМ исключение может повлечь за собой и другие исключения.
В новом терминале предстоит построить 6 специализированных платформ, 6 спецпутей и три островные платформы для обслуживания не менее 42 пар поездов ежедневно: предполагается, что в утренние и вечерние часы пик поезда будут отправляться через каждые 20 минут.
Конструктивно новый терминал состоит из несущих колонн, раскрывающихся кверху и отсылающих к крестовому своду, который часто использовался в архитектуре на Руси, пояснил главный архитектор проекта. С открытых городских пространств структура внутренней вокзальной площади видна не будет, обещают авторы.
Вместо грузов – пассажиры
Привокзальную площадь и улично-дорожную сеть разместят на месте бывшей конфетной фабрики «Блигкен и Робинсон». Часть территории вокзала ВСМ будет выходить на Невский проспект, а также на Атаманскую улицу.
Для разгрузки дорожной сети под Московским вокзалом планируется построить тоннель, который соединит улицу Черняховского с Товарным переулком, пишет «Деловой Петербург».
Чтобы разгрузить сам Московский вокзал, пригородные поезда предполагается перевести на станцию «Волковская». Сейчас на ней обслуживаются только грузовые поезда, но их обслуживание будет перенесено за черту города, пояснил главный инженер ОЖД Виктор Иванов.
На новый вокзал, помимо высокоскоростных поездов, будут прибывать и «Сапсаны».
В свою очередь, будущий вокзал ВСМ в Москве разместится в районе Рижского вокзала, уже утвержден его проект, подтвердил мэр столицы Сергей Собянин еще в октябре 2023 года. Рядом со станцией метро «Рижская» будет создан крупный пересадочный узел между 2 линиями метро, 4 диаметрами наземного метро и ВСМ.
До конца этого года в РЖД планируют завершить сборку моста в Химках через канал имени Москвы, сообщает
. Он станет «воротами» для ВСМ в Москву.
Напомним, официальный старт строительству ВСМ Москва – Петербург был дан 14 марта. Запустить движение по магистрали планируется в 2028 году. Протяженность ВСМ составит 679 км, скорость поездов будет составлять 200 – 400 км/ ч. Таким образом, время в пути между двумя городами составит 2 часа 15 минут – против нынешних 3 часов 45 минут на «Сапсане». Однако сам высокоскоростной поезд строить даже не начинали: пока он существует только в виде проекта.