Наш марафон "Читаем стоиков вместе" выходит на финишную прямую. И сегодня я хочу поделиться замечательным отзывом известного в наших книжных кругах читателя Ярослава.
Ему и предоставляю слово.
Ввязавшись в стоический марафон, я призадумался…
С одной стороны, все-таки я не очень был расположен браться за первоисточники – хотелось не только мудрого и древнего, но какой-то переработки и точки зрения более поздних времен. С другой, на современные книги глядел с некоторой опаской, подозревая, что мне начнут впаривать разложенные по полочкам советы «как перестать беспокоиться и начать жить стоически». Но уже при беглом просмотре я понял, что книга Дональда Робертсона «Думай как римский император» мне явно симпатична. Я остановился на ней, и в результате считаю, что нашел-таки «золотую середину» (столь уважаемую хозяйкой этого блога).
Дональд Робертсон, как нам подсказывает Интернет, это такой практикующий психотерапевт, специализирующийся на так называемой когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Помимо нескольких книг, непосредственно связанных с Марком Аврелием, есть у него «Письма стоика», посвященные Сенеке, есть «Думай как Сократ» и другие (но переведена только эта).
Прежде всего отмечу, что написана книга на стыке нескольких стилей. Сочетаются в ней элементы руководств поп-психологии, философско-исторического нон-фикшна и вставки прямо-таки художественной прозы, наиболее проявившейся в последней главе (о ней немного позже). Что показалось мне достаточно необычным и понравилось. Тон Дональд тоже взял, на мой взгляд, верный – как без излишнего напора, так и без излишней зауми. Так и следует говорить человеку, пропустившему какие-то знания через себя (о своем не очень простом пути к философии стоиков автор довольно подробно рассказывает в предисловии) и стремящемуся донести их до других.
«Стоики могут научить вас тому, как обрести цель в жизни, не сломиться перед лицом беды, справиться с гневом, умерить свои желания, находить здоровые источники радости, терпеливо и достойно переносить боль и болезни, проявлять мужество в ситуациях, вызывающих у вас тревогу, справляться с потерями и, возможно, даже невозмутимо встретить смерть, как это сделал Сократ».
Понравилось, что в книге приводится немало исторических сведений, касающихся как истории учения стоиков и его наиболее известных представителей (Зенона Китийского, Клеанфа, Хрисиппа, Эпиктета, Сенеки), так, естественно, и истории самого Марка Аврелия. Кроме того, часто упоминаются Сократ (еще один любимец автора) и живший в бочке Диоген. Правда, мне показалось, что фигура Марка вышла у автора уж слишком идеальной и если поглубже покопаться в истории (например, мятежа Кассия), можно увидеть и другого императора, но, думаю, автор вполне имеет право на такое видение своего героя.
Каждая из шести основных глав книги имеет свой подзаголовок: «Как научится говорить мудро», «Как научиться следовать своим ценностям», «Как совладать с желаниями», «Как научиться переносить боль», «Как избавится от страха», «Как победить гнев». Начинаются главы с каких-либо эпизодов в жизни Марка, например, глава о борьбе с нездоровыми желаниями – с истории его непутевого братца Луция, а глава об укрощении собственного гнева – с драматического рассказа о мятеже, руководимым Гаем Кассием.
После исторического экскурса идет изложение проблемы с точки зрения стоиков (как я уже упоминал, вполне доходчиво и без излишней «воды»), а затем Робертсон включает психотерапевта-практика и дает список конкретных техник и упражнений, применяемых для решения проблемы в его КП-терапии. И все как-то так хорошо сочетается и перетекает друг в друга, что интерес и удовольствие постоянно присутствуют.
«Нет ничего, что находилось бы полностью в нашей власти, кроме собственного волеизъявления. Если мы будем принимать все, что выпадает на нашу долю, и заранее готовиться встретить с невозмутимостью как успех, так и неудачу, мы сможем избежать гнева, удивления или расстройства из-за того, что все пошло не так, как нам хотелось бы. Стоики единственно хорошими или плохими вещами считают собственные действия и суждения. Это неизбежно заставляет нас сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас, и не распылять эмоции по поводу прошлого и будущего».
Умных мыслей и полезных советов в книге много и не стоит даже пытаться вместить их в один отдельный обзор. Да и ведь не столь трудно все это понять (положения стоицизма все-таки достаточно просты), сколько – принять, в ходе долгой и кропотливой работы.
Впрочем, читая про конкретные техники, я отмечал – вот это мне явно ближе, а вот это – нет. Так, технику «предвосхищения несчастий» – «терпеливой визуализации всех главных несчастий по очереди, как будто они уже случились» – я примерно применяю, когда в трудных ситуациях представляю себе еще более трудную и радуюсь, что она не случилась. Тренировка физическим дискомфортом для выработки терпения – чтож, это тоже немного присутствует в моей жизни. Любимое автором «когнитивное дистанцирование» (термин повторен в книге раз 100), основанное на фразе Эпиктета «Человека расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них» – ну, о кей, я в трудных ситуациях иногда пытаюсь смотреть, как бы со стороны и отделять реальность от того, что я на нее накручиваю (то, что это далеко не всегда удается – другой вопрос).
А вот техника «мысленный ментор» – как бы поступил на моем месте Марк Аврелий? (Геракл, Конфуций, Владимир Ильич – нужное подчеркнуть) – мне, кажется совсем не подходящей. Вот не знаю я точно, что они за люди были и как бы поступили с моими проблемами. Поэтому заявление «Вообразите, что вы хотите гамбургер. Можно применить вербальную технику и спросить себя: «А что в отношении этого желания сделал бы Сократ?» - я все-таки рассматриваю, как юмор автора.
Интересны были все главы книги, хотя мне, пожалуй, больше всего понравилась та, где про обуздание не очень полезных желаний («Люди часто путают удовольствие со счастьем и часто с трудом представляют альтернативы в жизни»), Сократ, размышляющий над гамбургером оттуда как раз.
И наконец , заключительная глава «Думай как римский император» – это такой монолог-медитация, слова последней ночи умирающего Марка, речь слегка пафосная, конечно, но все равно – вдохновенная и живописная:
«Меня переполняет радость от открывшегося мне всеобъемлющего вида, мое «Я» расширяется и постепенно сливается с бесконечной Вселенной. Как же мизерна доля космического времени, выделенная на жизнь каждого из нас! И как же мал этот ком земли, по которому мы бредем! Чем четче представляется мне это видение, тем яснее я понимаю, что в жизни нет ничего важнее двух простейших вещей, которые мы должны сделать. Во-первых, мы должны следовать велению нашей высшей природы и подчиняться воле разума. Во-вторых, следует относиться мудро и бесстрастно ко всем событиям, которые нам ниспошлет судьба, будь то удовольствие или боль, похвала или хула, жизнь или смерть»
И это вполне достойное завершение книги.
Так что я доволен. Я поучаствовал в хорошем деле, получил пищу для ума и для души, а также желание добежать когда-нибудь до самих Марка, Луция Аннея и других.
Спасибо стоикам! Спасибо Дональду! Спасибо Юлии! И вообще – всем!
Verba volant, scripta manent…
П.С. Выражаю искреннюю благодарность Ярославу за участие в марафоне и за такой прекрасный отзыв! За картинки отдельное мерси.
Эта книга была в моих планах на прочтение, но после такого отзыва я думаю, что это случится гораздо быстрее. А впереди вас ждут еще отзывы на стоиков.
Заинтересовала вас книга? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.