Найти тему

Как помочь детям хорошо учиться. Советы бывалого учителя в преддверии нового учебного года

Оглавление

Через несколько дней начнутся занятия в школах страны. Для кого-то это радостное событие, для кто-то – тревожное.

Я с ученицами в 1998 году. Москва, школа 669.
Я с ученицами в 1998 году. Москва, школа 669.

Альберт Эйнштейн, как известно, учился в школе очень плохо. Если бы не дедушка, который верил в своего внука и всячески защищал, не было бы теории относительности.

А в этой статье я рассказываю о подвиге мамы Томаса Эдисона, которая не поверила в умственную отсталость сына и стала сама учить его:

Знаете, вообще среди тех, кем гордится человечество, процент отличников весьма невелик. Конечно, нельзя утверждать, что все двоечники – умнейший люди. Но я не раз убеждалась в ходе своей почти сорокалетний работы в школе, как часто сообразительные дома и на улице ребята в стенах школы превращаются в невнимательных, несобранных, глупых учеников, по мнению учителей, и откровенных лодырей, с точки зрения родителей.

Почему ученик не проявляет сообразительность при решении задач про бассейн и трубы, если он дома справляется с конструкторскими проблемами при строительстве? Однажды я наблюдала, как главный архитектор Крыловского района с удивлением рассматривал домик, который соорудили ребята нашего двора. Кирпичи эти троечники (многие из них: три пишем, два в уме) соединили глиняным раствором, крышу покрыли картоном из ящиков. В домике были даже окна и вход. Окна, жаль, незастекленные.

Что нужно знать, чтобы помочь детям хорошо учиться?

Самооценка

Школа – миниатюрная модель общества. А значит, успешность члена школьного сообщества зависит от того, как он себя позиционирует, то есть от самооценки. Любая самооценка накладывает отпечаток на личность.

Если самооценка завышена, то ребенок останавливается в развитии. Такой ребенок нуждается в хорошей встряске для дальнейшего роста. В противном случае, он не будет прилагать никаких усилий, ведь у него всё и так отлично. Без ложной скромности скажу, что я мастер таких встрясок) Очень мне за это были благодарны и ученики, и их родители.

Дети с заниженной самооценкой порой впадают в депрессию из-за малейших неудач. Они часто опускают руки и просто плывут по течению. Им необходима постоянная моральная поддержка родителей, друзей и учителей. Если мне такой ребенок отвечал плохо, я не ставила плохую оценку, а говорила: "Что-то ты, дружок, разволновался. Видно, сегодня не твой день. Я тебя на следующем уроке спрошу. Договорились?" И на другой день ученик отвечал успешно.

И завышенная, и заниженная самооценка не способствует развитию. Что делать родителям? Помогать ребенку учиться оценивать свои способности и развиваться в полной мере.

Критика и похвала

Метод кнута и пряника в воспитательном процессе, может быть, не самый лучший, но другого столь эффективного метода пока не придумали. К школьным годам характер ребенка практически сформирован. И родители знают, чего в общении должно быть больше. Одному ребенку достаточно укоризненного взгляда, а другому, как говорила моя бабуля, хоть кол на голове теши.

Но все-таки существуют некоторые общеприменимые правила педагогики:

  1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, давая оценку поступку ребенка. Успеха достигает тот, кто сравнивает себя не с окружающими, а с самим собой в недавнем прошлом. Родители должны хвалить или ругать не за пятерку или двойку, а за приложенные усилия. Ведь иногда и тройка – победа!
  2. Старайтесь развивать в ребенке инициативность. Поощряйте его, даже если результат не совсем тот, который вы ожидали увидеть. Деятельная активность всегда лучше, чем апатия и безделье. Говорите, что под лежачий камень вода не течет, а если знал ответ и не поднял руку, то и хорошую оценку не получил.
  3. Развивайте самостоятельность, умение полагаться на собственные силы. У вашего отпрыска должны быть несложные домашние обязанности, которые он обязан регулярно выполнять. Если школьное домашнее задание сложное, то делайте его вместе, но не за него.
  4. Учите ребенка терпению: "Терпение и труд всё перетрут".
  5. Оценивайте не личность ребенка, а поступок. Говорите так: "Мы тебя любим, но твое поведение и отношение к делам плохое". Ребенок должен быть уверен, что несмотря на ошибки, неудачи, родители его любят.
  6. Делите большие задачи на маленькие, которые ребенок будет выполнять последовательно, если он не может сделать все сразу.
  7. Будьте снисходительны! Родители, почему-то вы часто очень снисходительны к чужим детям, а не к своим. Ваш даже талантливый ребенок может получить плохую оценку, но если он расстроен, то поддержите его: "Сейчас не вышло, но мы позанимаемся, и в следующий раз у тебя получится гораздо лучше!"

Четвертый год для меня не будет звучать звонок на урок, но я хочу приносить пользу людям, поэтому провела заочное родительское собрание. Надеюсь, что для многих родителей будут полезны мои советы.

Желаю всем ученикам успешной учебы, а родителям терпения и взаимопонимания со своими детьми.

С уважением, ваша Надежда.

P.S. Материалы полностью, или частично, могут дублироваться на моем канале на Паблико.