Через несколько дней начнутся занятия в школах страны. Для кого-то это радостное событие, для кто-то – тревожное.
Альберт Эйнштейн, как известно, учился в школе очень плохо. Если бы не дедушка, который верил в своего внука и всячески защищал, не было бы теории относительности.
А в этой статье я рассказываю о подвиге мамы Томаса Эдисона, которая не поверила в умственную отсталость сына и стала сама учить его:
Знаете, вообще среди тех, кем гордится человечество, процент отличников весьма невелик. Конечно, нельзя утверждать, что все двоечники – умнейший люди. Но я не раз убеждалась в ходе своей почти сорокалетний работы в школе, как часто сообразительные дома и на улице ребята в стенах школы превращаются в невнимательных, несобранных, глупых учеников, по мнению учителей, и откровенных лодырей, с точки зрения родителей.
Почему ученик не проявляет сообразительность при решении задач про бассейн и трубы, если он дома справляется с конструкторскими проблемами при строительстве? Однажды я наблюдала, как главный архитектор Крыловского района с удивлением рассматривал домик, который соорудили ребята нашего двора. Кирпичи эти троечники (многие из них: три пишем, два в уме) соединили глиняным раствором, крышу покрыли картоном из ящиков. В домике были даже окна и вход. Окна, жаль, незастекленные.
Что нужно знать, чтобы помочь детям хорошо учиться?
Самооценка
Школа – миниатюрная модель общества. А значит, успешность члена школьного сообщества зависит от того, как он себя позиционирует, то есть от самооценки. Любая самооценка накладывает отпечаток на личность.
Если самооценка завышена, то ребенок останавливается в развитии. Такой ребенок нуждается в хорошей встряске для дальнейшего роста. В противном случае, он не будет прилагать никаких усилий, ведь у него всё и так отлично. Без ложной скромности скажу, что я мастер таких встрясок) Очень мне за это были благодарны и ученики, и их родители.
Дети с заниженной самооценкой порой впадают в депрессию из-за малейших неудач. Они часто опускают руки и просто плывут по течению. Им необходима постоянная моральная поддержка родителей, друзей и учителей. Если мне такой ребенок отвечал плохо, я не ставила плохую оценку, а говорила: "Что-то ты, дружок, разволновался. Видно, сегодня не твой день. Я тебя на следующем уроке спрошу. Договорились?" И на другой день ученик отвечал успешно.
И завышенная, и заниженная самооценка не способствует развитию. Что делать родителям? Помогать ребенку учиться оценивать свои способности и развиваться в полной мере.
Критика и похвала
Метод кнута и пряника в воспитательном процессе, может быть, не самый лучший, но другого столь эффективного метода пока не придумали. К школьным годам характер ребенка практически сформирован. И родители знают, чего в общении должно быть больше. Одному ребенку достаточно укоризненного взгляда, а другому, как говорила моя бабуля, хоть кол на голове теши.
Но все-таки существуют некоторые общеприменимые правила педагогики:
- Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, давая оценку поступку ребенка. Успеха достигает тот, кто сравнивает себя не с окружающими, а с самим собой в недавнем прошлом. Родители должны хвалить или ругать не за пятерку или двойку, а за приложенные усилия. Ведь иногда и тройка – победа!
- Старайтесь развивать в ребенке инициативность. Поощряйте его, даже если результат не совсем тот, который вы ожидали увидеть. Деятельная активность всегда лучше, чем апатия и безделье. Говорите, что под лежачий камень вода не течет, а если знал ответ и не поднял руку, то и хорошую оценку не получил.
- Развивайте самостоятельность, умение полагаться на собственные силы. У вашего отпрыска должны быть несложные домашние обязанности, которые он обязан регулярно выполнять. Если школьное домашнее задание сложное, то делайте его вместе, но не за него.
- Учите ребенка терпению: "Терпение и труд всё перетрут".
- Оценивайте не личность ребенка, а поступок. Говорите так: "Мы тебя любим, но твое поведение и отношение к делам плохое". Ребенок должен быть уверен, что несмотря на ошибки, неудачи, родители его любят.
- Делите большие задачи на маленькие, которые ребенок будет выполнять последовательно, если он не может сделать все сразу.
- Будьте снисходительны! Родители, почему-то вы часто очень снисходительны к чужим детям, а не к своим. Ваш даже талантливый ребенок может получить плохую оценку, но если он расстроен, то поддержите его: "Сейчас не вышло, но мы позанимаемся, и в следующий раз у тебя получится гораздо лучше!"
Четвертый год для меня не будет звучать звонок на урок, но я хочу приносить пользу людям, поэтому провела заочное родительское собрание. Надеюсь, что для многих родителей будут полезны мои советы.
Желаю всем ученикам успешной учебы, а родителям терпения и взаимопонимания со своими детьми.
С уважением, ваша Надежда.
P.S. Материалы полностью, или частично, могут дублироваться на моем канале на Паблико.