Найти в Дзене

Строили мост — построили город, или Рождение Новосибирска

Оглавление

Новосибирск — город, возникший в результате строительства железной дороги. Рассказываем, как так вышло

С тех пор как в Россию пришли железные дороги, они начали постепенно появляться по всей стране. Потребность в транспортной доступности отдалённых регионов была острой.

Поэтому как только появилась ветка Златоуст — Челябинск, решено было строить магистраль дальше и связывать Урал с Сибирью.

Окрестности Златоуста
Окрестности Златоуста

Определить маршрут

Оставалось определиться, где именно прокладывать железную дорогу. И тут начались споры. Появление магистрали означало развитие региона, через который она протянется. Немаловажными также были экономические и геологические факторы.

Среди городов, через которые могла пройти дорога, были, например, Тюмень и Ишим. После долгих обсуждений решение принял Сергей Витте, который в то время был главой МПС. Он постановил тянуть железную дорогу от Челябинска через Омск и далее до Томска.

Лагерь переселенцев в Кривощёково. Снимок из архива барона де Бай, использован в его книге «От Пензы до Минусинска»: Автор неизвестен. Этот медиафайл был взят из французской онлайн-библиотеки «Галлика», его идентификатор: btv1b531014580, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=70948173
Лагерь переселенцев в Кривощёково. Снимок из архива барона де Бай, использован в его книге «От Пензы до Минусинска»: Автор неизвестен. Этот медиафайл был взят из французской онлайн-библиотеки «Галлика», его идентификатор: btv1b531014580, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=70948173

Место для моста

Возник следующий вопрос: где строить мост через Обь? Свой город предложили купцы Колывани, однако с этой идеей возникли проблемы: река у Колывани, и без того широкая, бурно разливалась каждую весну. Построить в этом месте надёжный мост было сложно.

Начались новые изыскания под руководством Николая Гарина-Михайловского. В результате мост решили строить близ села Кривощёково: там Обь заметно уже, а сильным разливам препятствуют скалистые берега. Это судьбоносное решение и дало начало истории Новосибирска. На Томск же решили протянуть отдельную ветку.

Непростая стройка

Строительство стартовало в конце весны 1892 года под руководством Константина Михайловского. Работы шли непросто. Не хватало строительного материала: лес приходилось возить от Уфы и Тобольска. Создавала проблемы и вода: пруды и озёра были слишком солёными, так что понадобилось рыть артезианские скважины. Одновременно для решения проблем с половодьем строили водоотводы.

В довершении всего было непонятно, как поступать с рабочими: где селить и чем кормить несколько тысяч человек. В итоге одновременно с мостом стали возводить и жильё для строителей.

Мост через Обь, 1899 год
Мост через Обь, 1899 год

Строили, строили и наконец построили

Так или иначе, работа шла. Мост, автором которого стали профессор Николай Белелюбский и инженер Николай Богуславский, построили очень быстро. Уже весной 1897-го состоялись испытания, мост их успешно прошёл и его открыли для регулярного движения.

Рабочие же остались в посёлке, который возник во время работ. Через некоторое время посёлок стал городом Новосибирском.

Если соберётесь туда съездить, воспользуйтесь нашим маршрутом!