Информирование родителей о ранних признаках РАС — это главная помощь для всех, кто столкнулся с такими запросами, как, мой ребенок:
- всепоглощающее увлечен игрушкой;
- выполняет необычные движения (дёргает ручками, хлопает, качается и т.д.);
- не разделяет эмоции с родителями ( не радуется, не смотрит);
- не реагирует на имя;
- не следит за взрослым, когда тот держит красивую игрушку;
- нет социального контакта (не смотрит на маму, когда она щекочет; не смотрит на папу, когда он играет с игрушкой и т.д.);
- не взаимодействует ни с кем, как будто нас не слышит;
- повторяет слова и фразы из мультиков (или странные звуки);
- ничего не боится\всего боится;
- не говорит...
Я нашла очень хорошее видео (к сожалению, оно на YouTube, но если нужно, я его скачаю и выложу на канал), где хорошо видна разница в развитии навыков у детей с РАС и нейротипичных детей. Под видео добавлю описание и свои пометки, чтобы разобраться в существенных отличиях
⏰ 00:49 (1 видео, ребенок 19 мес., норма):
Ребенок играет с мячиком, включает в игру взрослого, делает вид, что мячики — это еда, и играет, снова включая взрослого. Радуется, что играет со взрослым. Уделяет внимание всем участникам игры: девушке, кукле, игрушкам. Улыбается и поддерживает её задумку, например, делает вид, что еда горячая. Ребенок имитирует действия девушки с воображаемой , помадой, таким образом осваивая новые навыки и синхронизируя свои действия с другими людьми.
⏰ 2:46 (2 видео, ребенок 19 мес., РАС):
Ребенок проявляет сильный интерес к игрушечному телефону, но не разделяет этот интерес с другими, не смотрит на взрослых. Мама говорит, что он сильно увлечен телефонами, у них 10 штук дома. Ребенок прикладывает телефон к уху, но ролевой игры нет, на имя не реагирует, когда его зовут. Не предлагает телефон другим людям. Мама пытается привлечь внимание, хочет включиться в игру, но ребенок не смотрит на неё, нет социального контакта, не пытается создать взаимодействие. Даже во время щекотки, ребенок радуется, но нет взгляда на маму
⏰ 04:31 (ребенок 14 мес., норма, задержка моторного развития):
Ребенок исследует новую игрушку, смотрит на маму, реагирует на инструкции другой женщины, смотрит на наклейку, когда предлагает взрослый это сделать, поддерживает коммуникативный акт, а именно: смотрит, показывает.
⏰ 05:24 (ребенок 14 мес., РАС):
Ребенок машет руками, не откликается на имя, смотрит на указательный жест мужчины, но не следит за направлением, куда показывает взрослый.
⏰ 06:00 (ребенок 14 мес., норма):
Ребенок смотрит на игрушку и на взрослого, пытается поделиться восторгом с мамой, показывает игрушку маме, смотрит на девушку, улыбается, "просит" помощи (протягивает игрушку взрослому) и смотрит на девушку, в данном случае - это целенаправленная коммуникация.
⏰ 06:49 (ребенок 14 мес., РАС):
Ребенок увлечен только игрушкой, совершает необычные движения, не делится эмоциями с мамой, не отвечает другим людям на попытки коммуникации. Странным образом играет с игрушкой: роняет игрушку на стол и смотрит, как она прыгает. Когда действие заканчивается, не смотрит на взрослого, чтобы попросить о помощи.
РАС — это сложное расстройство, которое затрагивает многие аспекты развития, особенно социальные и коммуникативные навыки. Ранние признаки часто незаметны и становятся более выраженными во второй и третий год жизни ребёнка.
Что делать, если вы заметили такие признаки у своих детей\детей друзей\учеников\воспитанников:
✔️пройти опросник: ссылка на опросник
✔️обратиться к врачу (начать можно с педиатра, но аутизм устанавливает только врач-психиатр);
✔️прочитать дополнительно про красные флажки аутизма: ссылка на пост
Признаки РАС не проходят с возрастом, к сожалению, история, что "перерастет", не работает!
Поэтому так важна ранняя диагностика!
❓А что насторожило вас? Какие признаки вы заметили у своего ребенка?
С уважением, Алеся Соловьева