Найти тему
Планета Сибирь

Они не подозревали, что мы привезли в стойбище. Эффект оказался мощнее огненной воды

Оглавление
Фотовыставка на стойбище оленеводов Катангского района Иркутской области. На фото - Мария Сычегир.  Фото Бориса Слепнева
Фотовыставка на стойбище оленеводов Катангского района Иркутской области. На фото - Мария Сычегир. Фото Бориса Слепнева

Неделю назад прилетел из тайги. На границе Красноярского края и Иркутской области мы гостили у оленеводов. Среди стандартного набора задач в виде доставки продуктов, одежды, хозяйственных принадлежностей, на этот раз решили привезти и показать то, что они никогда не видели - фотовыставку. Да-да, работы размером 50 на 70 сантиметров, напечатанные на пенокартоне, то есть, все по-настоящему.

Непросто сидеть на броне, снимая на ходу.  Фото Бориса Слепнева
Непросто сидеть на броне, снимая на ходу. Фото Бориса Слепнева

Предыстория этой безумной затеи такова. В августе 2021 года журналисты НКО «Народный клуб» совершили первую экспедицию на стойбище. Дорога от райцентра поселка Ербогачен заняла два дня на вездеходе. Лесные пожары уничтожили основную кормовую базу оленей – ягель, и эвенки вынуждены уйти на границу с Красноярским краем.

Участникам экспедиции потребовалась помощь проводника, без которого невозможно отыскать стоянку среди вековой тайги и непроходимых болот. К тому моменту свои стада временно объединили Иван Лазаревич и его старшая сестра Мария Лазаревна Сычегир, кочующая с Евгением Галиным. Сцены бытовой жизни легли в основу фотопроекта.

Тогда и родилась робкая идея – привезти выставку на стойбище. Но добраться до кочевников по земле удается не каждый раз. В прошлом году, например, не смогли найти ни одного «живого» вездехода. По осени к стойбищу в плановом порядке прилетает вертолет, но он сбрасывает продукты и сразу улетает.

Расчистка дороги. Фото Бориса Слепнева
Расчистка дороги. Фото Бориса Слепнева

И вот, все получилось. До этого выставка была сформирована, с успехом прошла в нескольких городах Иркутской области. Отдельные работы в составе другого проекта «Народы Сибири: между прошлым и будущим» экспонировались в Турции, Монголии, Японии, сейчас - в Русском доме в Брюсселе.

Заброшенное стойбище Виктора Сычегира. Фото Бориса Слепнева
Заброшенное стойбище Виктора Сычегира. Фото Бориса Слепнева

Дорога к стойбищу – отдельная поэма, поэтому об этом расскажу чуть позже и подробно – оно того стоит. Главное, мы осуществили задуманное.

Чтобы понять и оценить важность проекта, достаточно сказать, что оленеводы Фаина и Мария Лазаревна, родились в тайге, и никогда не были в городе, а в райцентр, к примеру, выезжали восемь лет назад! Евгений Галин приезжал в Ангарск в 1993 году – не понравилось. Никто из оленеводов, по их признанию, ни разу в жизни не был в художественной галерее, хотя слышали про Эрмитаж и Третьяковскую галерею.

Хозяин стойбища Иван Лазаревич Сычегир. Фото Бориса Слепнева
Хозяин стойбища Иван Лазаревич Сычегир. Фото Бориса Слепнева

Оленеводы были немало удивлены, когда между чумами на деревьях развернулась экспозиция.

Особую атмосферу выставке придавал звук оленьих колокольчиков кангилан, животные в дневное время плотно окружают специальные костры-дымокуры, спасаясь от назойливого гнуса.

Кочевники были под впечатлением, еще бы, - на многих снимка были запечатлены они сами. Несколько фотографий авторы проекта подарили его героям.

Вечером в чуме мы показали документальный фильм о жизни хозяев стойбища, снятый три года назад. От природной сдержанности не осталось и следа. Хозяева эмоционально комментировали, а потом пересказывали друг другу содержание. Подобная эйфория обычно наступает после принятия "огненной воды", но в данном случае всему виной были выставка и кино.

Вечерний киносеанс. Фото Бориса Слепнева
Вечерний киносеанс. Фото Бориса Слепнева

Для нас это означало одно – проект удался.

Понравился материал – ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»

А вот еще парочка интересных материалов на заданную тему:

В магазин ходят без денег, на дверях нет замков. Чего же не хватает жителям таежной деревни.

Восемь лет назад пенсионеры ушли в тайгу. Как они живут и чем занимаются