Полицейские устраивают облавы, горожане жалуются, байкеры-мотоциклисты упрекают в дискредитации - кажется, тинейджеры на питбайках разозлили всех. Но в борьбе с негодованием общества молодость пока побеждает.
Смертельно опасная «игрушка»
«Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», — говорил герой известного романа «Золотой теленок» Остап Бендер. Спустя почти столетие после выхода произведения, перефразируя высказывание, можно дать характеристику другому «железному коню». «Питбайк — не средство передвижения, а смертельная игрушка», — такой вывод можно сделать, прочитав сводку дорожно-транспортных происшествий за лето.
В начале августа в Лениногорске 15-летний питбайкер ехал без шлема — на дорогу выскочила лошадь, водитель не справился с управлением на большой скорости и погиб в результате столкновения. В то же время 13-летний юноша близ деревни Куюки Пестречинского района решил прокатиться на питбайке, стоя на одном колесе. Закончилось все тем, что парень въехал в лобовое стекло проезжающего автомобиля и сломал позвоночник. Для жителей казанских пригородов каждодневные погони полицейских за несовершеннолетними лихачами на «байках» стали обыденностью. Как и возгласы удивления в адрес родителей, которые фактически покупают своим детям возможность попасть в аварию. В соцсетях питбайкеров уже успели сравнить с камикадзе.
Гонки устроили и в центре Казани — недавно питбайкеры проехались по центру города. Но обычных «покатушек» им в этот раз оказалось мало, поэтому юноши эпатировали публику, запуская фейерверки в небо.
Напомним, что по букве закона питбайки, развивающие скорость до 90 км/ч, относятся к спортинвентарю, на проезжей части ездить на них нельзя. Как и на проселочных дорогах — по ПДД данное средство передвижения разрешается использовать лишь на специализированных спортивных трассах. Впрочем, судя по ежедневным сообщениям о погонях полицейских за очередной партией молодых питбайкеров, подростков эти запреты не особо-то и волнуют — по крайней мере, до поимки их полицейскими или аварии.
«Родители покупают питбайки детям, чтобы не заниматься воспитанием»
Сейчас взрослые ломают голову, как спасать ищущих за рулем питбайка острых ощущений подростков от настоящих переломов и травм. Например, глава исполкома Казани Рустем Гафаров предлагал обязать регистрировать питбайки, а при их покупке выдавать покупателям инструкции. Начальник управления Госавтоинспекции МВД по РТ Рустем Гарипов в ответ на вопрос «Вечерней Казани» заявил, что с юными лихачами на питбайках будут бороться не суровыми наказаниями, а просветительской работой с их родителями. Сейчас питбайки не регистрируются, поэтому сколько их в республике, никто не знает.
- Основная задача – не допустить, чтобы они (дети на питбайках) выезжали на дорогу. Можно, конечно, протокол составить, закрыть на штрафстоянку, выписать большой штраф. Но наказание – не наша цель. Главное – донести до родителей, к чему могут привести эти безответственные выезды на дорогу, чтобы, в первую очередь, родители понимали это и разговаривали с детьми, – отметил Гарипов.
На опасные игры подростков на питбайках жалуются не первый год. И одним из первых о ней заговорили в сообществе байкеров. Летом 2023-го тревогу забил известный казанский байкер Амир Вахитов, известный также под прозвищем «Альварес». Из-за «покемонов на питбайках» наказывать начнут и мотоциклистов, не нарушающих ПДД, переживал он. Спустя год «Альварес» рассказал нашему изданию, что ситуация с питбайкерами на дорогах только ухудшилась. «В пригородах часто утро начинается с очередной погони за молодежью», – говорит собеседник «Вечерней Казани».
- Видимо, родители покупают такую технику детям, чтобы «откупиться», не заниматься их воспитанием. Ведь подростки не знают, как управлять этими питбайками. Нужно до родителей донести эту информацию, но они, похоже, пропускают все мимо ушей, – считает Вахитов. – Я уже молчу о том, что они должны ездить в экипировке. Родители должны осознавать, какому риску они подвергают детей, покупая питбайки. Увеличить штрафы для подростков, их родителей? Думаю, реализовать это будет сложно – сил мотобатальона ГИБДД не хватит, чтобы гонять за всеми нарушителями на пересеченной местности.
Байкер «Альварес» считает, что даже увеличение штрафов не освободит дороги от подростков-питбайкеров. На родителей могли бы повлиять видео реальных аварий не знающих правил дорожного движения на технику, которая предназначена лишь для спортивных соревнований.
Питбайкеров хотят перевоспитать уговорами и пропагандой. Поможет ли?
Другой казанский мотоциклист, Руслан, тоже отмечает, что в последнее время количество аварий с участием питбайкеров увеличилось. Это, конечно, не может не огорчать сообщество байкеров. При этом увеличение штрафов для родителей не является самым эффективным способом предотвращения смертельного увлечения подростков.
- Молодежь, к сожалению, разбивалась на мотоциклах как 50 лет назад, так и сейчас. Запретами ничего не добьешься, поможет только пропаганда ответственной эксплуатации средств передвижения. Например, создание специальных бесплатных дорожек, куда можно приехать и покататься по всем правилам, получить знания и опыт. Если подростку правильно объяснить, то я не думаю, что после этого он будет носиться по дорогам сломя голову, — говорит Руслан.
Обеспокоена новым опасным увлечением подростков и уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. Детский омбудсмен также сомневается, что запретами и штрафами можно отговорить детей кататься на питбайках. Нужно сделать упор на просветительские меры для формирования ответственного отношения к ПДД.
- Питбайки — это, по сути, мотоциклы. Управление ими требует навыков, обучения и опыта, которых у подростков зачастую нет. Родители должны понимать, что покупка питбайка — это не просто покупка «игрушки», — считает Волынец.
Судя по всему, пока разъезжающих на дорогах подростков, а также их родителей будут учить уму-разуму не кнутом, а «пряником». Хочется верить, что уговоры не покупать питбайки помогут — странно, когда родителей приходится убеждать не губить своих детей.
Автор материала: Рамиль Акберов