Список из 112 кратких латинских фраз, якобы описывающих всех будущих понтификов вплоть до конца времен, продолжает порождать горячие споры и по сей день, балансируя на грани между верой, историей и мистификацией. Пророчество о последнем папе давно — одно из самых неоднозначных предсказаний, связанных с религией.
Пророчество о последнем папе
"...град семи холмов будет разрушен, и страшный Судия будет судить народ". Эти загадочные слова завершают одно из самых таинственных и противоречивых предсказаний в истории католической церкви. Пророчество о последнем папе, приписываемое святому Малахии, на протяжении веков волновало умы верующих, скептиков и исследователей.
Святой Малахия О'Моргайр, архиепископ Армы в Ирландии, жил в XII веке (1094-1148). Известный своей набожностью и предполагаемым даром пророчества, он был канонизирован в 1190 году папой Климентом III. Однако пророчество о последнем папе, ставшее его самым знаменитым наследием, появилось в печати лишь спустя четыре с половиной столетия после его смерти.
В 1595 году бенедиктинский монах Арнольд де Вион опубликовал книгу "Lignum Vitae", в которой впервые представил миру список из 112 коротких латинских фраз, якобы предсказывающих будущих пап римских. Каждая фраза, называемая "девизом", должна была символически описывать одного папу, начиная с Целестина II (избран в 1143 году) и заканчивая последним понтификом, после которого должен наступить конец света.
Появление этого текста вызвало огромный интерес и множество споров. Для одних оно стало подтверждением божественного провидения, для других — поводом для скептицизма и критики. Пророчество быстро стало частью католической традиции, хотя официальная церковь никогда не признавала его подлинность.
Тайна предсказаний Малахии
Пророчество состоит из 112 коротких латинских фраз, называемых "девизами". Каждый девиз предположительно описывает одного папу, начиная с Целестина II (1143-1144) и заканчивая последним понтификом, после которого, согласно пророчеству, наступит конец света.
Девизы варьируются от простых, как "Ex castro Tiberis" (Из замка на Тибре) для Целестина II, до более сложных, как "Lumen in caelo" (Свет в небесах) для Льва XIII (1878-1903). Некоторые девизы оказались удивительно точными. Например, "Crux de cruce" (Крест от креста) для Пия IX (1846-1878) интерпретировался как предсказание потери Папской области, которая произошла в 1870 году.
Пророчество о последнем папе, "Petrus Romanus" (Петр Римлянин), особенно примечательно своей апокалиптической природой, предсказывая разрушение Рима и Страшный суд.
История появления пророчества
Первая публикация пророчества произошла в 1595 году в книге "Lignum Vitae" бенедиктинского монаха Арнольда де Виона. Де Вион утверждал, что обнаружил текст в "древних рукописях", но не предоставил никаких доказательств его происхождения.
Интересно, что девизы для пап до 1590 года были значительно точнее, чем для последующих понтификов. Это обстоятельство послужило основой для теории о том, что пророчество было создано во время конклава 1590 года, возможно, для поддержки кандидатуры кардинала Джамбаттисты Кастаньи, который действительно стал папой Урбаном VII, но правил всего 12 дней.
Научный анализ пророчества
Лингвистический анализ текста показывает использование латинских конструкций и словаря, более характерных для XVI века, чем для XII. Например, термин "in oppido" (в городе) используется в значении, которое стало общепринятым только в Ренессансе.
Исторические несоответствия вызывают сомнения в подлинности текста. Например, пророчество упоминает антипап периода Великого западного раскола (1378-1417), но игнорирует более ранних антипап, что было бы странно для текста, написанного в XII веке. Современные исследователи, например, Томас Гроум-Бетчем, считают, что пророчество было создано в конце XVI века, возможно, самим де Вионом.
Влияние пророчества на церковную жизнь
Несмотря на сомнения в подлинности, пророчество оказало значительное влияние на восприятие папства. Во время конклавов кардиналы иногда обсуждали соответствие кандидатов предсказанным девизам. Например, во время конклава 1903 года кардинал Рамполла дель Тиндаро считался фаворитом отчасти из-за того, что его герб соответствовал девизу "Ignis ardens" (Пылающий огонь).
В искусстве пророчество Малахии вдохновило множество произведений. В современном контексте пророчество продолжает привлекать внимание. Избрание папы Франциска в 2013 году вызвало новую волну интереса, так как он считается предпоследним папой в списке Малахии. Это породило множество спекуляций о возможном "конце времен".
Несмотря на многочисленные исследования и дебаты, пророчество о последнем папе остается одной из самых интригующих загадок в истории католицизма. Большинство современных историков и исследователей склоняются к мнению, что текст был создан в XVI веке, вероятно, в период конклава 1590 года. Лингвистический анализ и исторические несоответствия указывают на то, что пророчество вряд ли могло быть написано в XII веке.
Тем не менее, значение этого текста выходит далеко за рамки вопроса о его подлинности. За более чем 400 лет своего существования пророчество Малахии стало важной частью культурного и религиозного ландшафта. Оно вдохновляло писателей и художников, влияло на политические интриги и народные суеверия, порождало теории заговора и апокалиптические предсказания.
По иронии судьбы, сам факт многовекового обсуждения и интерпретации этого, вероятно, поддельного пророчества, сделал его реальным фактором в истории папства. Каждый новый понтифик неизбежно сравнивается с соответствующим "девизом" из списка, что добавляет дополнительный слой символизма к и без того богатой традиции католической церкви.
В контексте истории религии пророчество Малахии служит ярким примером того, как апокрифические тексты могут обрести значительное влияние. Оно демонстрирует интерес к предсказаниям будущего и стремление найти скрытый смысл в исторических событиях.